66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Политика

На правительственной Морской коллегии в Восточном порту штормило, но не очень

Открывая выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, которое во вторник состоялось в порту Восточный, только что переназначенный первый вице-премьер Сергей Иванов сразу же всем показал, что он творчески перенимает стиль руководства своего нового шефа - премьер-министра Виктора Зубкова.

Игнат Ратовский

Чинное заседание, посвященное в том числе развитию портов и портовой деятельности на Дальнем Востоке, началось с форменного разноса, который учинил председатель Морской коллегии.
"Порты не могут превращаться в склады, как, например, это происходит с Восточным портом, где контейнеры могут находиться неделями в ожидании перевалки, - заявил Сергей Иванов. - Это безобразие, потому что ни один уважающий себя перевозчик не станет иметь дело с таким портом. На этом в том числе я хотел бы сконцентрировать внимание членов коллегии, поскольку какие бы деньги мы ни вкладывали в развитие портов (а деньги сейчас есть), все окажется бесполезным, если не наведем порядок в самих портах. Об этом говорилось на недавнем заседании правительства. И эта проблема даже не финансового, а организационного характера".
Финт министра Левитина
Увы, даже после столь бодрого вступления внимание участников заседания как-то не сконцентрировалось на проблеме простоя грузов в портах, а также их отсутствия, особенно транзитных.
Например, министр транспорта Игорь Левитин в своем докладе много говорил о необходимости развития дальневосточных портов, признав все же, что пока в этом вопросе федеральный центр крупно недорабатывает. Если в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2002-2010 гг." всего на развитие портовой инфраструктуры страны было выделено около 36 млрд рублей, то на долю Дальнего Востока за последние неполные пять лет пришлось менее 1 млрд рублей... "Будем поправляться!" - поспешил отчеканить министр. И тут же нарисовал "планов громадье", пояснив, что правительством сейчас разрабатывается новая ФЦП "Морской транспорт России", в соответствии с которой на развитие портовой инфраструктуры в Дальневосточном бассейне планируется направить 74 млрд рублей. Это составит более 40% от федеральных инвестиций в портовую инфраструктуру всей страны, которые будут направлены в период с 2010 по 2015 годы.
К сожалению, этот ловкий финт транспортного министра Левитина (нынешняя ФЦП по развитию портов, можно считать, уже провалена в отношении ДВ региона, а московские чиновники уже рапортуют о разработке следующей, очевидно, такой же невыполнимой целевой программе) как-то не был по достоинству оценен на заседании Морской коллегии. А жаль, его исполнение было просто виртуозным!
 
Непорядок в портах
Если же вернуться к тому, с чего, собственно, начал заседание коллегии Сергей Иванов - наведению порядка в портах, то обсуждение данной проблемы если и было, то прошло как-то скомканно. Например, говорилось о потребности в куда более оперативном таможенном оформления грузов. В самом деле, таких любителей поспать, как российские таможенники, во всем мире не найти. Если в Восточном порту контейнеровоз пришвартовался, допустим, ранним вечером, то ждать ему прихода таможенников на борт до утра, поскольку они работают строго по расписанию - с 9.00 до 18.00. И это при том, что, помимо морских перевозчиков, остальные участники транспортного процесса - портовики и железнодорожники - работают круглосуточно. И, соответственно, несут убытки, вследствие "особого" графика работы таможни.
О необходимости перевести таможенные структуры в портах на двух-трехсменный режим работы говорилось уже в четвертый раз - по числу проведенных заседаний Морской коллегии за последние полтора года. Но таможенники сладко спят и поныне, хотя, чтобы их разбудить, то есть заставить работать синхронно с транспортным процессом, всего-то и требуется издание соответствующего распоряжения правительства.
Другая проблема - недозагрузка портовых мощностей. Мощность контейнерного терминала в Восточном порту, оператором на котором является ООО "Восточная стивидорная компания", составляет 500 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. По предварительным оценкам, грузооборот ВСК по итогам 2007 года превысит 370 тыс. TEU - рост по сравнению с 2006 годом составит 35% за счет большей перевалки экспортно-импортных и каботажных грузов. Но сегодня порт практически перестал обслуживать транзитный грузопоток в результате того, что в 2006 году были повышены железнодорожные и фрахтовые тарифы. Привлекательность Транссиба для грузоотправителей транзита, таким образом, резко снизилась.
По словам генерального директора ВСК Джона Скуртиса, выход здесь может быть только в одном: портовики, железнодорожники и морские перевозчики должны консолидированно сформировать конкурентоспособную и привлекательную для грузоотправителей сквозную ставку на перевалку транзита. Со своей стороны ВСК уже объявила о готовности предоставить клиентам скидки до 30% на перевалку транзитных контейнеров.
Надо сказать, что Джона Скуртиса на заседании Морской коллегии услышали. Игорь Левитин заявил, а Сергей Иванов подтвердил, что грузоперевозки железнодорожным транспортом в направлении Дальнего Востока будут однозначно снижаться, то есть дотироваться государством. Правда, с какого времени и насколько тарифы будут снижаться - не уточнили.
Как сесть в лужу, которой нет
В своем выступлении на заседании Морской коллегии губернатор Приморского края Сергей Дарькин продемонстрировал всем присутствующим, как можно сесть в лужу, даже при ее отсутствии... Постоянно запинаясь и почему-то поминутно хватаясь за микрофон за время пятнадцатиминутного доклада, Дарькин, в частности, поведал, что лично ему не до конца непонятно, каким образом будет вкладывать государство в порты. "Кто будет строить причальные стенки, железнодорожные подъездные пути к портам, линии электропередач - инвесторы или государство?" - вопрошал приморский губернатор. По его словам, "пока этот вопрос четко не прописан".
Надо было видеть, с каким нетерпением ожидал окончания доклада Дарькина министр транспорта Левитин! А дождавшись, дал понять, что "непонятливый" губернатор Приморья, по-видимому, ищет проблемы там, где их вовсе нет. Если на Дальнем Востоке задумают сооружать причалы, то могут быть три варианта действий: создана концессия с участием государства, как в порту Усть-Луга; строительство может вестись на принципах государственно-частного партнерства; наконец можно построить частный причал. Государство в этом случае потребует только согласовать технические условия на возведение сложного гидротехнического сооружения - и, пожалуйста, стройте и владейте.
Что и говорить, подмочил губернатор свою репутацию продвинутого топ-менеджера компании под названием Приморский край. Как известно, Дарькин любит, чтобы его иногда именно так величали...
"Транзит-ДВ" построит порт
Как было отмечено на заседании Морской коллегии, будущее за портами, которые находятся вне горских территорий, государство готово вкладывать средства в развитие таких портов, чтобы сделать их по-настоящему современными и отвечающими насущным потребностям территорий. Нельзя было не заметить, что такие заявления пролились как бальзам на душу руководителям транспортных предприятий, в числе которых был президент холдинга "Группа "Транзит-ДВ" Игорь Польченко.
Дело в том, что нефтеналивной терминал ЗАО "Востокбункер" в поселке Славянка, который входит в состав холдинга, как раз находится вне городской черты. Холдинг осуществляет более 50% поставок энергоресурсов в ДВ регионе в рамках северного завоза, и терминал в Славянке является важнейшим звеном в перевалке нефтепродуктов для Магаданской области и Камчатского края. На протяжении последних лет компания успешно развивает мощности по переработке нефтепродуктов, в том числе с перспективой на экспорт, но этого уже недостаточно. Есть необходимость в создании полноценного морского порта в Славянке. В этом смысле заявления, что государство сегодня готово поддерживать транспортные предприятия, участвуя в создании современных портовых перегрузочных комплексов на условиях государственно-частного партнерства, прозвучали на заседании Морской коллегии очень и очень кстати. Как и готовность профильных министерств рассматривать бизнес-планы по развитию портовых хозяйств ДВ региона.
По словам Игоря Польченко, до конца октября "Транзит-ДВ" представит в Минтранс РФ проект морского порта в Славянке, а также модернизации нефтеналивного терминала, имеющего сегодня важное значение для энергетической безопасности северных территорий ДВ региона. Проект развития порта включает в себя прокладку дополнительной железнодорожной ветки с расширением припортовой станции, строительство причалов, новых нефтеналивных емкостей и проведение донноуглубительных работ (в последнем случае без участия государства просто не обойтись, поскольку эти работы весьма затратные). В перспективе - создание на базе нефтеналивного терминала мощностей для производства нефтехимии.


Наверх