66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Экономика

Павел Серебряков: Потребители должны видеть, что они пьют

Директор УК "Славда" рассказал об экскурсиях на свои предприятия и о влиянии погоды на производство воды

Новый завод УК "Славда" открылся в апреле, когда московские эксперты предрекали очередные финансовые потрясения. Несмотря на это, предприятие работает и даже принимает экскурсии. Правда, уровень продаж в этом году оказался ниже, чем обычно, но причиной стала вовсе не сложная экономическая ситуация. Об особенностях ведения "водного" бизнеса РИА PrimaMedia рассказал генеральный директор ООО УК "Славда" Павел Серебряков.

- Павел Юрьевич, с момента открытия нового завода прошло полгода. Можно говорить о результатах?

- К сожалению, картинку отчетности нам немного смазала погода. С открытием нового предприятия мы ждали резкого роста продаж летом, но вы помните, каким оно было: холод, дожди - то есть, его и не было, по сути. И ожидаемый пик продаж в Приморье не состоялся.

- Получается, что производство минеральной и питьевой воды зависит от погоды? Как именно?

- Есть показатели потребления воды. Нормальным оно остается до тех пор, пока на улице температура воздуха держится на уровне до 22 градусов тепла. Поэтому зима и межсезонье на наши продажи существенно не влияют. А вот после 22 градусов начинается экстремальное потребление, потому что устанавливается жара, начинается пляжный отдых, и все хотят пить. К сожалению, это относится только к России; в Европе культура потребления принципиально отличается.

- Сейчас модно говорить об экономическом кризисе и спрашивать у руководителей компаний о том, как кризис отразился на их бизнесе...

- Я считаю, что кризис в головах. Естественно, он отразился на каких-то отраслях - в частности, на банковской, на строительной. Но это было закономерно, так как строительный рынок был перегрет ипотекой, а банковский - быстрыми кредитами, которые раздавали направо и налево. Что касается производителей продуктов питания, то на них кризис сильно не сказался. Конечно, люди так или иначе стали бережливее: кто-то отказался от излишеств и деликатесов, кто-то стал экономить на самых элементарных вещах, но ни один не урезал свой рацион в несколько раз. Лично нас больше затронул погодный фактор, когда два месяца шли дожди.

- Вы упомянули принципиально другую культуру потребления воды в Европе. В России можно добиться такого эффекта?

- Мы этим занимаемся, но необходима еще и государственная политика, направленная на то, чтобы научить граждан потреблять экологически чистые продукты и вырастить здоровое поколение. Сейчас мы совместно с "Кока-кола Владивосток Боттлерс" создаем Ассоциацию производителей питьевой воды, потому что этот рынок нужно приводить в порядок. Речь идет не о том, чтобы фильтровать конкурентов и не пускать тех, кто нам не интересен, а о том, чтобы представлять достойную продукцию. Потому что здесь чего только нет - я был на многих предприятиях и смотрел, как производят воду. После этого мы на заводы "Славды" стали водить экскурсии. Люди должны видеть, что они пьют...

- То есть, любой может прийти и сказать: "Покажите мне производство"?

- Совершенно верно. Разумеется, мы примем меры безопасности против коммерческого шпионажа, но человеку покажем все, чтобы он убедился, что пьет качественную нормальную воду. Мы в этом плане не уникальны, то же самое делают еще несколько предприятий в крае. Но в большинстве случаев производство закрыто, так как возможны нарушения технологии или санитарных требований.

- А почему тогда компания не анонсирует экскурсии?

- Напротив. В Шмаковке, где весной открылся новый завод, в каждом санатории висят объявления. Отдыхающие видят их и могут заказать экскурсию. Развлечений там не много, так что от желающих отбоя нет. Это наша целенаправленная политика.

- А с санитарной точки зрения не опасно посторонних пускать на производство?

- Прежде, чем пустить экскурсантов на завод, их переобуют или обработают обувь специальным раствором, дадут шапочку, халат. Кроме того, есть санитарная зона, и за эту черту никто не зайдет. У нас все оборудование автоматизировано, и человеческий фактор максимально исключен. Есть операторы, но это один человек на несколько машин.

- На строительство нового завода компания брала кредит в банке. "Славде" часто приходится кредитоваться? И не было ли опасений, что не сможете кредит отдать?

- Кредитуемся постоянно. У нас есть целая кредитная политика - мы берем, возвращаем, берем заново... У "Славды" уже несколько лет работает стратегия на развитие предприятия, и запуск завода - яркий пример. Мы даже докредитовывались по этому проекту до конца лета 2009 года: запустили завод, потом взяли дополнительный заем под благоустройство. Завод мы открыли в апреле, когда столичные экономисты предрекали очередной виток кризиса. И, несмотря на это, развиваемся и работаем. Потому я и говорю, что кризис - это понятие надутое, в том числе и информационной политикой.

- А банки, в которых берете кредиты, можете назвать?

- У нас два банка. Основной - это ОАО "Дальневосточный банк". Оборудование у нас итальянское, поэтому деньги на его закупку мы берем в одном из банков Италии - здесь он представлен КМБ-банком. Вообще, политика разделения кредитного тела на две части считается идеальной. Тем более кредиты мы берем разные: лизинговые на оборудование, инвестиционные на строительство и развитие, а также текущие, сезонные и прочие.

- Есть мнение, что в российских банках сейчас трудно кредит получить...

- А это никогда не было легко. Тем более, в Дальневосточном банке - потому что он довольно консервативен. Даже в период бума кредитования они не раздавали деньги всем желающим, без залогов и поручительств. Там придерживаются устоявшихся, проверенных временем принципов ведения дела, а потому тщательно взвешивают принятие каждого решения. Но я считаю, когда дело касается денег, так и должно быть. Вдумчивый подход полезен и позволяет банку оставаться на плаву - так делают все банки, которые дорожат репутацией и клиентами. Но если они взяли клиента, то уже не бросают. Поэтому я уверен: кризис или нет, но мы как кредитовались в ДВ-банке, так и будем продолжать.

- Неужели совсем никаких проблем не было?

- Я бы не назвал это проблемой. В прошлом году нам немного приподняли процентную ставку. И то не в одностороннем порядке, как это делали другие кредитные организации - мы не раз собирались с представителями банка, обсуждали это повышение, искали более мягкие варианты. Естественно, мы абсолютно не были заинтересованы в повышении процента, так как все инвестиционные проекты рассчитываются по окупаемости и срокам, и любой перекос тут же отражается на стоимости продукции. Но и для банка эта мера была вынужденной. В итоге мы договорились, что когда Центробанк понизит ставку рефинансирования, то и процентная ставка по нашему кредиту будет снижена. То есть, могу сказать, что с ДВ-банком у нас сложились уже даже не клиентские, а партнерские отношения.

- Какие новые возможности принес Вашей компании новый завод?

- Мы смогли выпустить на рынки города несколько видов новой продукции. Еще буквально через неделю появятся в магазинах серия напитков на 100% натуральном сырье - "Таежная Русь". Это довольно дорогие напитки, но сделаны на таежных травах, а потому очень полезные и качественные. Выпускаться напитки будут в расфасовке 0,5 и 1,5 литра. Есть и другие планы, которые касаются дальнейшего расширения ассортимента и производственных мощностей, но озвучивать их пока рано.


Наверх