59,69 ↓ 100 JPY
91,07 ↓ 10 CNY
64,47 ↓ USD
54,71 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 1 м/c
EN
16 сентября
Понедельник

Общество

"Суррогаты" слепо копируют азимовскую классику, но смотрятся все равно неплохо

Мостоу исправился перед зрителем, сделав вполне сносный блокбастер

Евгений Северин

год - 2009

страна - США

слоган - "Реален только ты"

режиссер - Джонатан Мостоу

сценарий - Майкл Феррис, Джон Д. Бранкато и Роберт Вендитти

продюсеры - Элизабет Бэнкс, Макс Хандельман и Дэвид Хоберман

оператор - Оливер Вуд

композитор - Ричард Марвин

жанр - фантастика, боевик, триллер

бюджет - $80 000 000

сборы в США - $38 008 686

сборы в мире + $60 300 000 = $98 308 686

сборы в России - $10 753 957

сюжет

И снова недалекое будущее. На дворе 2057 год. Одна очень крупная корпорация, которая чем-то напоминает Apple, поставила на поток производство суперсовременных андроидов, управляемых человеком. Люди моментально приняли на ура такое нововведение и стали использовать роботов повсеместно: ходить "в них" на работу, в магазин, в кинотеатры. Человекозаменители прочно вошли в обиход и стали чем-то вроде мобильников, без которых проблематично ужиться. Поскольку в крупных городах на улицах находились преимущественно суррогаты, уровень преступности снизился до минимума. Но неожиданно сына создателя идеальных андроидов нашли мертвым после того, как его робота уничтожили. Первое за несколько десятилетий убийство доверили полицейскому Гриру, которому предстоит-таки выяснить, кому же понадобилось ставить систему суррогатов под сомнение.

По своей структуре "Суррогаты" - крепко сложенный, чересчур морализаторский, беспрецедентно серьезный фантастический триллер, бессовестно разглагольствующий на тему интернет-зависимости и сохранения человечности в этом безумном компьютеризированном мире. Это уже третий фильм летнего сезона-2009, эксплуатирующий идею управления телом одного человека посредством разума другого (позади скучнейший невелдайнотейлоровский "Геймер", впереди – кэмероновский эпос про угнетенных синих мартышек). Но стоит признать, что на фоне псевдобрутального римейка "Бегущего человека" и неоправданно молчаливого трейлера "Аватара", футуристический экскурс в недалекое суррогатное будущее от Джонатана Мостоу смотрится не совсем безнадежно.

Ни для кого ни секрет, что "Суррогаты" были единственной попыткой режиссера Мостоу реабилитировать себя после провального во всех отношениях третьего "Терминатора". Собранная по тем же лекалам, что и худшая часть знаменитой франшизы, лента про борьбу одного обиженного копа с серийным убийцей человекозаменителей представляет из себя жалкую попытку выдать периодически скатывающийся в неизлечимый пафосный маразм штампованный боевик за драму галактических масштабов с обязательной гуманистической финальной соплей, небрежно размазанной неумелым постановщиком по сценарным рельсам. И в результате, точно как и "Восстание машин", "Суррогаты" стабильно проваливаются в прокате, не отбивая даже треть своего немаленького бюджета почти за три недели проката. И это при такой навязчивой рекламной компании.

Вся беда картины в ее суицидальной предсказуемости, шаблонности и нарочитой серьезности. Сравнения с сахарной антирекламой роботопроизводства по мотивам произведений Азимова "Я, робот" с Уиллом Смитом напрашиваются сами собой – переосмысливший все ценности за пять минут главный герой, схожая стилистика, прожженный алогичностями и нелепостями детсадовский сценарий и нашептывающий режиссеру ценные указания Стивен Спилберг. Если в первом фильме самый известный еврей в киноиндустрии и вправду был сопродюсером ленты, то в "Суррогатах" о его присутствии можно только догадываться; но неспроста же столько места при таком маленьком хронометраже было уделено пропаганде семейных ценностей!

Но сказать, что Мостоу снял откровенно плохое кино, язык как-то не поворачивается. В целом, если отбросить это критиканское брюзжание, "Суррогаты" моментами заставляют поверить, что при правильном стечении обстоятельств была возможность попасть в категорию качественной фантастики. Тошнотворный пластиковый мир, который просто просится, чтобы его растащили на запчасти для холодильников и миксеров, удачно контрастирует с харизматичным сгустком заспанности и небритости в лице старины Брюса Уиллиса, который на протяжении всего фильма только и делает, что поэтично квакает сакральное "Where’s my wife?!" и злобно щурится в камеру. Загнанный в жестокие реалии мира будущего его остервенело правильный полицейский Грир ведет себя словно сорвавшийся с цепи питбуль, наблюдать за которым одно сплошное удовольствие. Про остальных, хм, персонажей и актеров их сыгравших упоминать даже как-то и не особо хочется: все либо морщинистые, грязные и бородатые, либо вылизанные и залакированные.

Возвращаясь к обсуждениям положительных сторон: зависший где-то в далеких 90-х, когда компьютеры были большие и мышки к ним не прилагались, наивный боевик про то, как можно спасти весь мир одним нажатием клавиши Ctrl, довольно выигрышно смотрится на фоне современных экшенов, (их то и дело тянет куда-то в постмодернистские дали). Конечно же, очевидным достоинством "Суррогатов" является максимально брутальный немногословный спаситель мира отнюдь не субтильной внешности без каких-то крупных тараканов в голове, и что, немаловажно, стандартной сексуальной ориентации.

Но все немногочисленные плюсы целиком и полностью растворяются в режиссерской некомпетентности. Мостоу при всем своем таланте неплохого конвейерщика удалось почти невозможное – сделать 85-минутный фильм слишком затянутым и невыносимым. Стоило бы укоротить происходящее минут на 20 – получился бы очень даже смотрибельный пилот сериала производства ABC, главного американского подразделения по выпуску дорогостоящих многосерийных фильмов. В своей четвертой работе окончательно Мостоу попросту подтвердил непрописную истину, что лучше всего у него получаются адреналиновые погони на всевозможном авто. И поэтому его первая полнометражная работа "Авария" может считаться лучшей в его творчестве, т.к. на 75% состоит из этих самых аварий.

Со своей главной задачей "Суррогаты" не справляются – после просмотра как-то нет никакого желания пойти и в пафосном припадке разбить об стену свой многострадальный айфон. Схожая ситуация была зимой прошлого года, когда вышел на экраны удивительно невнятный псевдо-триллер "День, когда земля остановилась". И если после просмотра рафинированного римейка самого интеллигентного фильма про вторжение пришельцев всего лишь хотелось назло выкидывать мусор прямиком в окно и разбрасывать по лесу пластиковые пакеты, то после "Суррогатов", где во главе угла стоит неприкрытая пропаганда сохранения индивидуальности, хочется, как минимум, создать в каком-нибудь World of Warcraft эльфийку привлекательной наружности, обозвать как можно более гламурно а-ля Koshecnka и Tigricalove и пойти вымогать у заплывших гиков денежку на новые эротичные доспехи. Как максимум – вообще не вылезать из сетевой пучины и умереть от инфаркта после 48 часов беспрерывных онлайновых баталий. Опять же, назло.

Поделиться:

Наверх