66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Общество

История прифронтового города

Обнародованы новые доводы в поддержку присвоения Владивостоку звания "Город воинской славы"

Полина Филатова

Правление Приморской краевой общественной организации инвалидов войны в Афганистане, инвалидов локальных войн и военных конфликтов присоединяется к инициативе общественных организаций и объединений о присвоении Владивостоку почетного звания Российской Федерации “Город воинской славы”. Об этом сообщается в письме, направленном общественной организацией в адрес главы города Игоря Пушкарева.

- Вся история города Владивостока свидетельствует о мужестве, стойкости и массовом героизме его жителей и примером тому названия бухт, проливов, улиц нашего города и пограничных застав пограничного управления ФСБ по Приморскому краю, так как их ратный труд позволил отстоять свободу и независимость нашей Родины и ее рубежей на Дальнем Востоке, - считает председатель правления организации Сергей Смык.

В качестве научного обоснования своей позиции афганцы приводят историческую справку, подготовленную членом Союза писателей России, действительным членом Русского географического общества и Общества изучения Амурского края Анатолием Смирновым.

Документ свидетельствует: героическое прошлое Владивостока от момента основания военного поста до наших дней дает полное основание для присвоение краевой столицы звания "Города воинской славы". "Ежедневные новости" публикуют полный текст исторической справки.

"Городу Владивостоку исполняется 150 лет. Все эти годы он являлся и является оплотом охраны и обороны Дальневосточных рубежей России. Его жители на протяжении всей 150 – летней истории проявляли мужество, стойкость и массовый героизм. Не случайно в его историю вписано 199 Героев Советского Союза, из них 6 – дважды Героев, - 8 Героев России, 10 полных кавалеров ордена Славы. Всего в Приморском крае, столицей которого является город Владивосток, проживало 517 Героев Советского Союза, из них 2 – трижды, 7 – дважды и 47 кавалеров всех трёх степеней ордена Славы. Владивосток начинал свою историю как военный пограничный пост – форпост России на Тихом океане и длительное время являл собой военный населённый пункт с военной администрацией, до 1 января 1992 года он был закрыт для посещения иностранцев. Военным городом остаётся и сейчас: здесь главная база и штаб Краснознамённого Тихоокеанского флота, Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю (ранее Краснознамённый Тихоокеанский пограничный округ), многие гарнизоны и воинские части Министерства обороны.

Географически Владивосток находится на линии морской государственной границы, в непосредственной близости под Владивостоком проходит сухопутная и речная граница с Кореей и Китаем.

20 июня (2 – го июля) 1860 года с военного транспорта "Манчжур" здесь высадились 30 солдат 3- ей роты 4 – го Восточно-Сибирского батальона под командованием прапорщика Комарова. С 1864 года Владивосток стал главным военным портом на Тихом океане, здесь учреждается военная морская администрация южных гаваней и портов, вскоре появляется резиденция военного губернатора. Основание Владивостока послужило прекращению англо – французской экспансии на Тихом океане. Это была мера противодействия иностранным государствам в сфере российских интересов, ответ на нападение на Петропавловск – Камчатский и попытку уничтожения нашего флота на Тихом океане.

С первых дней образования военного поста владивостокцы ощутили сложность военно – политического положения Дальневосточного региона. В сложных условиях за десяток тысяч километров от столицы Российской империи и в нескольких тысячах вёрст от других российских сибирских городов Владивосток противостоял агрессивным устремлениям иностранных государств. Он также стал оплотом борьбы с пиратством китайских бандитских групп - манз, которые имели свои базы на островах, которые ныне входят в территорию нашего города: Попова, Петрова, Рейнеке, Рикорда, а также Аскольд и др. Китайские пираты совершали набеги на населённые пункты Японии, Кореи и начинающие обосновываться поселения в нынешних Приморском и Хабаровском краях, добывали золото и морепродукты на этих островах, находящихся в пределах видимости с территории Владивостока. Успешные боевые действия против них базировавшихся во Владивостоке российских судов и разведывательно – поисковых отрядов Южно-Уссурийского погранкомиссариата под руководством Н.М.Пржевальского, отца известного Владивостокского революционера Константина Суханова – Александра Суханова и др. позволили оградить Владивосток от крупных нападений. Но вооружённая борьба была длительной и упорной. Уже в начале 20 –го века с китайскими пиратами боролись руководители разведывательно – поисковых отрядов В.К.Арсеньев, Н.Д.Кузьмин и Б.И.Бунин. Традиции борьбы с международным пиратством владивостокцы поддерживают и сейчас: корабли Тихоокеанского флота несут боевую вахту в зоне действия африканских пиратов, при пресечении преступных акций с их стороны вступают в вооружённые столкновения.

Владивосток стал цитаделью России на Тихом океане в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Многие убитые и раненые в этой войне, особенно моряки, доставлялись во Владивосток. В госпиталях города проводилось лечение. В этот период возникло морское кладбище Владивостока. Первыми были похоронены моряки крейсера "Варяг". На морском кладбище Владивостока кроме захоронений установлен памятник "Героям Варяга". На морских японских коммуникациях успешно действовал Владивостокский отряд крейсеров, сдерживая намерения японцев по захвату города. Отрядом крейсеров было потоплено много японских кораблей, в том числе транспорт "Киншиу – Мару" с полком японских солдат на борту. Неувядаемой славой покрыли себя в боях на подступах к Владивостоку с превосходящими силами противника 1- го августа 1904 года крейсеры "Рюрик", "Россия" и "Громобой": крейсер "Рюрик" японцы потопили, а "Россия" и "Громобой" со множеством пробоин дошли до Владивостока имея на борту много погибших и раненых.

Японские корабли 22 февраля 1904 года зашли в Уссурийский залив и начали обстрел города. Непосредственно к берегу подойти не посмели, так как на острове Русском, прикрывавшем большую часть города, и по побережью Амурского залива уже были сооружены первые форты Владивостокской крепости, до настоящего времени считающейся самой уникальной морской крепостью в мире. Кроме того японская разведка получила информацию о наличие во Владивостоке первых подводных лодок России. Владивосток является родиной подводного флота нашего государства, который и сейчас составляет мощную часть флота России и достойно выполняет боевые задачи на Тихом океане и за его пределами. Во время нападения на Владивосток паники среди местного населения не было, Владивосток готовился к этим событиям, многие учреждения были эвакуированы из города в Благовещенск, Хабаровск и Нерчинск, в первую очередь гимназия и Восточный институт. Несмотря на поражение русской армии в той войне Владивосток стал и остаётся символом незыблемости российского государства. В войне 1904 – 1905 годов участвовали многие владивостокцы. Почти два десятка стали полными Георгиевскими кавалерами.

В годы первой мировой войны Владивосток был одной из главных военных баз России, которая снабжала армию и флот и противодействовала германской угрозе на Тихом океане. Многие Владивостокские и Приморские полки убыли на фронт и зарекомендовали себя стойкими защитниками Российской империи. Были владивостокцы и среди участников знаменитого Брусиловского прорыва, были и в других военных операциях. На румынском фронте грозой для противника были полки Заамурского особого округа пограничной стражи и Уссурийские казачьи полки. Владивосток в первые годы первой мировой войны стал поставщиком лётчиков, которые проходили подготовку в одной из самых первых в России лётных школ во Владивостоке. Здесь прошёл подготовку и знаменитый лётчик – асс Нестеров, первым в мире совершивший петлю, которая и сейчас носит его имя. А заамурский разведчик Татаринов разработал основы воздушной разведки.После Октябрьской революции в России разразилась гражданская война. Закончилась она у нас во Владивостоке 23 октября 1922 года. В настоящее время отношение к этой войне полярно разное, формируется мнение о белом движении, как о доблести и чести российских патриотов, в Иркутске открывают памятник Колчаку. Но исторические факты трудно перечеркнуть в угоду "новой истории". Были поезда смерти Калмыкова и Семёнова, зверствовала контрразведка Колчака, Колчак и Семёнов переправили за границу 2,7 тысяч пудов золота и другие богатства России. Была интервенция Владивостока и Приморья, и белогвардейские заправилы не только сами грабили, но и торговали Россией, народом, позволяли зверствовать английским, американским, французским и, особенно, японским интервентам. Последние отправили через Владивосток множество кораблей с награбленным лесом, пушниной и другим добром. Что не вместили корабли, вывезли в обозах в Китай через Полтавку и Гродеково. Всё это, в основном, по согласованию с руководителями белого движения и марионеточными режимами во Владивостоке, как, например, братьев Меркуловых. Совместно разрабатывался и чешский мятеж генерала Гайдны. И от этих фактов никуда не уйдёшь. Более четырёх лет Владивостокские подпольщики и партизаны Приморья вели борьбу за свободу Владивостока и края. Несли большие потери, но сохранили вопреки планам интервентов государственную целостность и независимость России. Это героические страницы истории Владивостока и Приморского края.

После разрушительной гражданской войны вплоть до 30-х годов в Приморье на границе шла борьба с организованным бандитизмом. Руководителями направляемых из Маньчжурии банд в большинстве были наши российские офицеры – эмигранты, как идейные враги большевизма, так и волею судьбы подневольные исполнители, но к таким приставлялись надзирающие за ними лица. По собственной воле или по обстоятельствам, но суть одна – убивать активистов, учителей, грабить колхозы, уничтожать их руководителей и им сочувствующих. Разве это офицерская честь?

Их дополняли банды китайских хунхузов, которые главной задачей считали грабёж, но сопротивлявшихся зверски уничтожали. В этой борьбе пали тысячи достойных людей, и Владивосток должен помнить их и ими гордиться. Все действия банд и осевшей во Владивостоке агентуры, засылкой террористов, а тогда предпринимались попытки взрыва Владивостокского порта, железной дороги и других важных объектов, руководили спецорганы Японии по заданию милитаристской верхушки и воинствующего генералитета этой страны. Генштаб Японии в 1928 году начал разрабатывать план нападения на СССР (кодовое название –"Оцу") и захвата Владивостока с территориями до Байкала. В 1929 году был спровоцирован конфликт на КВЖД. Во Владивостоке, Уссурийске и Гродеково были организованы пункты приёма и отправки в центральную Россию беженцев из Маньчжурии. В подавлении конфликта участвовали и наши земляки: пограничники и воинские части Владивостокского гарнизона. Во время конфликта два белокитайских батальона напали на пограничную заставу "Полтавка", сейчас она носит имя легендарного следопыта Карацупы. В течение ночи до подхода подкрепления 18 пограничников героически отражали нападение. Жена начальника пограничной заставы Татьяна Казак была вторым номером у пулемёта, а пулемётчиком был её муж Иван Казак, под огнём противника подносила боеприпасы и перевязывала раненых. Она первая среди женщин СССР удостоена награждения орденом "Красной Звезды".

В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, война приблизилась к границам Приморья и Владивостоку. Началось прощупывание границы. Тридцатые годы до самого начала Хасанского конфликта прошли в постоянных боях на границе, и не где-нибудь в Маньчжурии, а на нашей территории, на участках наших пограничных застав под Владивостоком.

1 мая 1935 года взвод японцев вступил в бой на участке пограничной заставы "Весёлый ключ" Пограничного (тогда Гродековского) района Приморья. В бою героически погиб Александр Краев, и эта известная застава получила его имя. Бой проходил рядом с нынешним городком пограничной заставы им. Краева, это более 14 километров в нашу сторону от линии границы.

11 октября 1935 года в бою с японцами на участке пограничные заставы "Волынка" этого же района погиб Валентин Котельников. Пограничной заставе присвоено его имя.

30 января 1936 года на участке пограничной заставы "Сиянхэ" Гродековского пограничного отряда произошел тяжелый бой в пади Мещерякова, на нашу территорию вторгся батальон японцев, и в неравном бою наши пограничники понесли потери. Японцы потеряли убитыми 78 человек, с нашей стороны погибли пограничники Даниил Блекотов, Иван Кузнецов, Алексей Грачев, Прокопий Скибицкий. Большинство пограничников получили в том бою неоднократные ранения. О бое было известно правительству Японии, известно и правительствам других стран. Японцы в своих газетах писали: "Агеев (начальник заставы) не знает тактики и законов ведения боя. Он осмеливается одним взводом атаковать две роты императорской армии. Подобные военные действия рискованны". Но Агеев, что называется, задал трепку зарвавшимся самураям, показал, кто лучше знает "тактику и законы ведения боя". 26 марта 1936 года геройски погиб Федор Крайнов, его имя получила пограничная застава в Хасанском районе. Вражеский отряд до 100 человек вступил в бой с пограничным нарядом на нашей территории. Кроме Крайнова тогда погибли пограничники и бойцы группы поддержки Красной Армии: Кульков, Газимьянов, Кадин, лейтенант Краскин (поселок Ново-Киевское переименован в пос. Краскино).

Провокация японцев вошла в историю как Хуньчунский бой. После боя делегация владивостокцев прибыла на погранзаставу, шефствующей организацией погранзаставы был "Дальзавод" из Владивостока. В 1936 году японцы пытались захватить в Хасанском районе высоты Малая Чёртова и Перевальная, а через год погранзаставу "Пакшекори", где произошел крупный бой на высоте 460,1. И так было по всей границе.

8 ноября 1937 года обстрелян пограничный наряд во главе с помощником начальника штаба Иманского пограничного отряда лейтенантом Павловичем (в годы ВОВ он командир пограничного полка, ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза). Японские самолёты регулярно залетали с целью разведки на нашу территорию, японская артиллерия через реку Уссури обстреливала пограничные заставы, в том числе мост через реку Иман и посёлок Графское.

По советским данным, в период с 1936 по 1938 год на дальневосточной границе зафиксирован 231 пограничный инцидент с японцами. Из них 35 — крупные боевые столкновения. Японские источники дают еще более внушительные цифры — 506 инцидентов за три года (1935 - 1937).

В 1938 году развернулись бои на границе под Владивостоком в Хасанском и Гродековском районах, которые вошли в историю как Хасанские события. В боях на озере Хасан владивостокцы проявили мужество и героизм: пограничники, части Красной Армии, Тихоокеанский флот дали достойный отпор агрессору, город Владивосток оказывал поддержку частям РККА в боевых действиях и тыловое обеспечение. Во Владивосток эвакуировались раненые в этих боях. Памятник умерших от ран в Хасанских боях установлен во Владивостоке на полуострове Эгершельд. Среди награждённых за эти бои значительное число женщин. Одна из них - уроженка Владивостока Екатерина Алексеева, жена помощника начальника штаба пограничного отряда, в боевых порядках под огнём противника оказывала помощь раненым и была награждена орденом "Красной Звезды". Это о ней написали песню композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский, которая стала известна во всём мире. Эта песня называется "Катюша", и была она особо популярна на фронтах Великой Отечественной войны. Урок японским милитаристам на Хасане, который дали героические участники тех боёв, имел огромное стратегическое значение, в результате наша страна после нападения фашистской Германии не получила второго фронта на востоке.

Самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, а здесь на востоке в готовности нападения была её союзница Япония. И не случайно, вдумайтесь!, еще до фашистского нападения был организован Дальневосточный фронт, именно фронт. Япония располагала мощным флотом. В 1941 году она имела: 10 авианосцев, 10 линкоров, 38 крейсеров, 112 эсминцев, 65 подводных лодок. 575 самолетов авианосной авиации. Наш Тихоокеанский флот по всем показателям уступал. Ставка Верховного главнокомандования учитывала это и не исключала неудачный исход морских сражений, поэтому в Директиве Военному совету ТОФ №ОД-82 от 14 июля 1941 года предписывалось: "…оставленные для защиты два полка в случае неудач на сухопутном фронте должны защищать Владивосток, сражаясь до последнего человека". (Русский архив: Великая Отечественная война. Приказы и директивы народного комиссариата ВМФ в годы ВОВ. Москва, 1996, т. 21(10), стр. 40.)

Главная база ТОФ – Владивосток совершенствовала укрепление береговой обороны на 300 км вдоль залива Петра Великого и располагала 47-ю береговыми стационарными, подвижными и железнодорожными батареями калибра 75-365 мм, состояла из 180 орудий. ("Крепость Владивосток", стр. 239). На оборонительных рубежах Владивостока работало 14,5 тысяч приморцев.

По докладу начальника тыла ТОФ того времени по состоянию на 2 декабря 1941 года из Приморского края эвакуировано 10142 человека, жен военнослужащих 4506 человек, 5636 детей. Из Владивостока планировалось вывезти 100 учреждений, 2654 семьи в составе 6317 человек. На случай военных неудач создавались в обстановке повышенной секретности партизанские отряды. Было подготовлено более 15 тысяч партизан. УНКВД по Приморской области проводило подготовку разведчиков, подрывников, парашютистов. В городе Владивостоке на Седанке была создана секретная школа парашютисток-радисток, такую школу закончила известная партизанка Зоя Космодемьянская. В этой школе учились девушки в возрасте 16-19 лет. Всего было подготовлено около 150 человек. Позднее они были направлены на действующий фронт, а в августе 1945 года участвовали в боях за освобождение Китая. И сейчас во Владивостоке проживают несколько женщин, окончивших эту школу.

Создавались истребительные батальоны. Во Владивостоке 8 истребительных батальонов по 1 тысяче человек. В 1943 году они были сведены в отдельный полк и отправлены на фронт.

Подготовку вела и Владивостокская школа снайперов. Наши снайперы имели боевой счет по сотне и более уничтоженных фашистов. Все преподавательские кадры спецшкол были местные, владивостокские и, учитывая их опыт, откомандировывались за пределы Приморья. С 20 января 1942 года возле села Воронеж, Хабаровского края начала действовать "Школа партизан". Туда из Владивостока для обучения был откомандирован Демьян Бойко-Павлов, известный партизан Гражданской войны в Приморье. В этой школе прошли обучение около 700 человек.

Несмотря на сложное положение Владивостока, учитывая еще более сложную обстановку на западном фронте, а к осени особенно под Москвой, из Владивостока и Приморья с первых дней войны убывали эшелон за эшелоном с воинскими частями.

В период с 22 июня по 5 декабря 1941 года на западный театр военных действий из состава Дальневосточного и Забайкальского фронтов были переброшены 12 стрелковых, 5 танковых и одна моторизированная дивизия. Почти половина из них из Владивостока и Приморья – из под Владивостока. Эти силы и средства Ставка ВГК сосредоточила на самом угрожающем западном стратегическом направлении.

Командир Владивостокской 78-стрелковой дивизии, будущий генерал армии А.П. Белобородов, вспоминал: "Железнодорожники открыли нам зеленую улицу… В результате все 36 эшелонов дивизии пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний эшелон вышел из Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье…"Существует общее мнение, что Москву спасли сибиряки. Это взято из мемуаров маршала Рокоссовского. Сибиряки конечно тоже участвовали в боях под столицей, но при конкретном рассмотрении, какие дивизии, бригады и полки бились под Москвой, оказалось, что большинство их с Дальнего Востока, в том числе из Приморья и Владивостока. Маршал, очевидно, имел в виду, что все эшелоны шли через Сибирь.

Под Москвой в первые месяцы обороны учувствовали наши 78, 98, 32 стрелковые дивизии, 112 танковая, а также 71 и 64 бригады морской пехоты ТОФ. В корпусе Рокоссовского 211 и 212 воздушно- десантные бригады. Командир 59 дивизии из Владивостока генерал А.А. Глазунов, вскоре после прибытия командовал под Москвой воздушно-десантным корпусом. На Бородинском поле героически сражались 32 Хасанская дивизия полковника Полосухина, прибывшая из села Раздольное из под Владивостока. Прямо с эшелонов вступили в бой 71 и 64 бригады морской пехоты ТОФ. Им не успели заменить форму или выдать маскировочные халаты. На белом снегу выделялись черные бушлаты. Именно тогда под Москвой, а не под Севастополем или Одессой, наша владивостокская морская пехота получила у немцев название "черная смерть". Большинство моряков полегло под Москвой, в деревнях Званово, Полуталово и еще во многих подмосковных деревнях стоят обелиски погибшим морякам-тихоокеанцам из Владивостока.У деревни Званово они совершили такой же подвиг, как и знаменитые панфиловцы, только некому было тогда о них написать. Эти факты стали известны недавно. Также как о действиях отдельного лыжного диверсионно-разведывательного отряда моряков-тихоокенцев, погибших в Орловской области. Материалы о них я собираю сейчас.

После получения информации от Рихарда Зорге, а связь с ним держала радиостанция во Владивостоке, и других разведчиков, о том, что Япония не будет вступать в войну с СССР (помните урок Хасана и Халхин-гола), а позднее к такому решению японцы пришли окончательно после поражения фашистских войск под Сталинградом, все новые и новые дивизии уходили из Приморья на фронт. Владивостокцы были на всех фронтах. Например, 3 стрелковая и 1 танковая дивизия в составе 4 и 7 армий Северного направления, 96 сталинская отдельная дивизия из пограничников и моряков-тихоокеанцев прославилась под Сталинградом, 102 дивизия НКВД из пограничников Приморья и Хабаровска прославилась на Курской дуге, а затем в наступательных операциях до Берлина. Командиры Хасанского и Уссурийского полков В.И. Матронин и Д.И. Кузнецов стали Героями Советского Союза (оба посмертно). Можно привести еще много примеров. Вклад владивостокцев в боях ВОВ велик. 45 тысяч приморцев не вернулись с войны. Девизом воинов-дальневосточников, защищавших Сталинград, стали слова прославленного снайпера, воспитанника ТОФ, владивостокца с острова Русский, Героя Советского Союза Василия Зайцева: "За Волгой земли для нас нет!". Осенью 1942 года вся страна узнала о подвиге 33 воинов 87 стрелковой дивизии во главе с нашим земляком политруком Леонидом Ковалевым, которые сдерживали натиск 70 вражеских танков. Бойцы подбили и сожгли 27 танков, уничтожили 150 гитлеровцев. Все вышли из боя живыми. Первыми, кто водрузил Красное Знамя на границе СССР, были бойцы батальона под командованием также нашего земляка Г.Н. Губина. Пограничник П.П. Кагикин обеспечил водружение над Рейхстагом Знамени Победы.

Первым комендантом поверженного Берлина стал генерал-полковник, в прошлом курсовой офицер Владивостокской пехотной школы Герой Советского Союза Н.Э. Берзарин. Легендарная подводная лодка ТОФ "С-56" потопила в Заполярье 10 и повредила 4 судна противника с живой силой и военными грузами. Германское командование 18 раз объявляло, что лодки больше не существует. (Г.А. Ткачева, Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в 1941-1945 г.г.) Подводная лодка "С-56" установлена в качестве памятника на корабельной набережной Владивостока. Подводные лодки соединения М.И. Гаджиева, только за 1,5 года войны уничтожили 27 вражеских транспортов. Подвиги моряки-тихоокеанцы совершили на всех флотах СССР.

Особо следует сказать об обеспечении поставок по ленд-лизу. 70% их прошло через Дальний Восток, в основном порт Владивосток. Это были героические рейсы моряков торгового флота Владивостока. Неоднократно они вступали в неравные схватки с военными кораблями и авиацией противника. Вышли победителями в бою с тремя подводными лодками. 16 мая 1942 года у берегов Австралии немецкой подводной лодкой был атакован пароход Дальневосточного пароходства из Владивостока "Уэлен", где капитаном был Н.Н. Малахов. Подлодка предприняла несколько торпедных атак, но была потоплена огнем с парохода, в том числе и из единственного орудия. После этого во всех портах, куда заходило это судно, английские военные моряки вставали при появлении Малахова. Наши Владивостокские суда участвовали в северных конвоях из Англии, в том числе в печально известном конвое PQ-17.

Всего за период доставки грузов по ленд-лизу вражескими судами, подводными лодками и авиацией противника потоплено 35 гражданских судов "Дальневосточного пароходства" и 12 судов других морских организаций Владивостока. Это были героические рейсы и за мужество и героизм в 1941-1945 годах, образцовое выполнение заданий правительства 2661 работник пароходства награжден орденами и медалями.

Вторая мировая война закончилась не где-то на Западе, а у нас на Тихом Океане. И снова чудеса стойкости, мужества и героизма проявляли владивостокцы: пограничники, моряки и воины Красной Армии. Ночью в августе 1945 года, здесь под Владивостоком, пограничники уничтожили жандармские посты и доты на границе, обеспечив наступление Красной Армии. Многие операции вошли в мировую историю военного искусства. Бои под Муданьцзяном, Харбином, подавление и взятие укрепреленных районов. Моряки Тихоокеанского флота проводили десантные операции в Корее, на Сахалине и Курилах. С ходу были взяты считавшиеся неприступными японские укрепления. И опять наши воины проявляли мужество и героизм. Моряками и пограничниками 5 раз повторен подвиг Александра Матросова – своими телами они закрывали амбразуры. Самолет летчика Янко при бомбежке корейского порта Расин, был подбит, и отважный летчик авиации ТОФ, повторил подвиг Гастелло, направив горящий самолет на вражеские позиции. Кстати, граница с Кореей и Китаем от Владивостока на треть ближе, чем от Орла и Курска проходила Курская дуга.

В ходе этой войны Владивосток был прифронтовым городом, также, как и приграничные районы Приморья под Владивостоком. Из Владивостока шло тыловое обеспечение 1 и 2 Дальневосточных фронтов. Здесь же, во Владивостоке, находилась Ставка маршала Василевского. 51 воспитанник ТОФ за эту войну получил звание Героя Советского Союза. О множестве подвигов владивостокцев на этой войне написаны книги, имеются экспозиции во владивостокских музеях. В этот период была попытка налёта японской авиации на город Владивосток, но в город смог пробиться лишь один летчик-камикадзе, который при налете на Владивостокскую нефтебазу был сбит.

После окончания ВОВ до настоящего времени Владивосток продолжает оставаться форпостом на Тихом Океане. И не случайно в получившем в последние годы огласку план США по нанесению ядерных уларов по 50 городам СССР, разработанному еще в 50-х годах, Владивосток значится среди первых целей. Таково за всю историю его приграничное положение.

О корейской войне большинство из нас знает мало. Так же мало кто знает, что в ней активное участие принимали наши соотечественники. 25.06.1950 г. началось продвижение войск КНДР на юг полуострова. Был взят Сеул. В сентябре южнокорейские и американские войска были прижаты к побережью Японского моря. Но американцы нанесли сильный контрудар и высадили 50-тысячный морской десант в глубоком тылу северян. Началось их стремительное бегство. Когда южане вторглись в Северную Корею, Ким Ир Сен обратился за помощью к Сталину. Сталин потребовал от Мао Цзэдуна прямого участия в боевых действиях китайской армии. Китайская сторона выставила 9 дивизий. Был освобожден Пхеньян, вновь взят Сеул. Но американцы нанесли еще один контрудар, и военные действия вернулись на 38-ю параллель, откуда началась война. До конца октября американцы господствовали в воздухе и не несли почти, никаких потерь. Они даже совершили воздушное нападение на аэродром Сухая Речка в пригороде Владивостока. Тогда И.В. Сталин принял решение о создании истребительного авиакорпуса при участии авиации и сил войск ПВО СССР. Приморский военный округ вступил в войну.

64-й истребительный авиакорпус размещался на аэродромах Северной Кореи, частично в Китае. Каждые 5-6 месяцев соединения уходили в Приморье под Владивосток и во Владивосток, на их место приходили новые. Одной из авиационных дивизий командовал прославленный Иван Кожедуб. В годы Великой Отечественной Кожедуб сбил 62 немецких самолета, в том числе один реактивный истребитель "Люфтваффе Ме-262". В Корее Кожедуб, носивший условную фамилию "Крылов", а для корейцев товарищ Ким, официально в боях не участвовал (Москва сурово запретила вступать трижды Герою Советского Союза в схватки): его задачей было управление боями и подготовка летного состава во Владивостоке. Однако он часто нарушал приказ, самолично поднимался в воздух и уничтожал самолеты противника.

Советских пилотов, участвовавших в боях, переодевали в униформу китайских народных добровольцев, в документы вписывали китайские имена и фамилии, а на "МиГах" красовались корейские опознавательные знаки. Такие меры принимались, чтобы не вызвать осуждения советского вмешательства в дела Кореи со стороны ООН и мировой общественности. Появление в небе реактивных Миг-15 стало для американских пилотов неожиданным и страшным сюрпризом. Командующий ВВС США генерал Вандерберг признавал: "Бомбардировщики стали сталкиваться со все бо¬лее усиливающимся противодействием истребительной авиации. Летать стало опасно..."

В первых боях некоторый перевес был на стороне американцев, но затем картина резко изменилась. 12.04.1951 года эскадрилья из десяти МиГ-15 под командованием капитана С.М. Крамаренко из Владивостока (полгода спустя он будет удостоен звания Героя Советского Союза) обнаружила 48 тяжелогруженых американских "Б-29", прикрываемых более чем десятком истребителей. Бомбардировщики совершали очередной налет на Ялуцзянскую ГЭС недалеко от границы Приморья. Соотношение сил выливалось в 1:6. Но по команде капитана "МиГи" рванулись в атаку и за один боевой маневр сбили 4 "летающие крепости". Потеряв в той схватке 16 воздушных машин, американцы повернули обратно. На "МиГах" же не было ни одной пробоины.

Всего за время войны было сбито 1309 американских самолетов, в основном штурмовиков и бомбардировщиков. Советские потери составили 351 машина и 311 погибших летчиков, почти все похоронены на морском кладбище во Владивостоке. Ни один из советских летчиков не попал в плен. Советские пилоты Н.В. Сутягин и Е.Г. Пепеляев сбили соот¬ветственно 22 и 20 самолетов противника. Первый бой в истории реактивных самолетов выиграл на МиГ-15 также наш летчик С.Ф. Хоминич. Еще четыре наших соотечественника на той войне сбили 10 и более самолетов противника. Летчики дивизии Кожедуба сбили 264 самолета.

И это тоже страница военной истории Владивостока и Приморья, где жили и поныне живут многие ветераны — участники той войны, в их числе и сотрудники Управления КГБ - ФСБ по Приморскому краю: деливший с Генеральным секретарём Народной Трудовой партии Кореи Ким Ир Сеном пищу и кров Борис Семёнович (Бон Гир) Пак, завербовавший "шпиона века" Джорджа Блэйка Николай Андреевич Лоенко, радиоразведчики Николай Павлович Васильков, Андрей Ефимович Судин, Валентин Артёмович Шестаков, Анатолий Сергеевич Алеев, Фёдор Андреевич Фальков.

Прибывавшие из Кореи лётчики имели в Приморье семьи, друзей и знакомых, могли запросто проговориться о секретной миссии в Корее, поэтому на Приморских чекистов была возложена задача обеспечения секретности нашего участия в этой войне, которая была рядом, а иногда проявлялась и непосредственно в Приморье. В 1952 году построен железнодорожный мост через пограничную реку Туманган (Туманная). Строили его наши солдаты и до настоящего времени его называют мостом дружбы. Но при строительстве моста была совершена диверсия, в результате взрыва погибли 12 наших солдат. Существует версия, что взрыв осуществлён диверсантами, подготовленными американской разведкой. 12 наших бойцов похоронены на Хасане, недалеко от этого моста. А вопросы секретности Приморское управление ГБ решило, даже сейчас немногие знают о тех операциях, о той войне, которая была рядом с Владивостоком. Наше участие в ней заключалось не только в интернациональной помощи, но и защите Владивостока и Приморья. Американцы совершили не только нападение на аэродром ТОФ в пригороде Владивостока, но американская авиация нападала и на гражданские самолёты, следующие во Владивосток. Так, при подлёте к Владивостоку был сбит наш гражданский владивостокский самолёт "ИЛ- 12" с пассажирами на борту летевший из Шанхая. Памятник жертвам этой агрессии установлен в сквере на улице Светланской возле автобусной остановки "Дальзавод".

Во время войны США с Вьетнамом, снова на острие боевых действий оказались гражданские моряки "Дальневосточного пароходства", доставлявшие грузы во Вьетнам, прошедшие бомбежки и обстрелы американской авиации. Снова потери. Не зря эти рейсы назвали "Огненные рейсы".

В 1969 году недалеко от Владивостока произошел пограничный конфликт с Китаем на острове Даманском. На реке Уссури пограничники продемонстрировали мужество и героизм. 58 человек погибли, около 300 получили ранение.

Достойно проявили себя владивостокцы в Афганистане, Таджикистане и Чечне. В Чечне до настоящего времени на боевом дежурстве посменно находится Владивостокский ОМОН, спецподразделения УФСБ по Приморскому краю. Пограничники Приморья направлены на охрану границы с Грузией в Абхазию и Южную Осетию. Могут задать вопрос, что эти горячие точки далеко от Владивостока? Так-то оно так, только там боевыми действиями наши земляки предотвращают террористические акты по всей стране, в том числе были предотвращены такие попытки и у нас во Владивостоке. Сейчас борьба с терроризмом не имеет конкретных границ.

Вся 150-летняя боевая история города Владивостока, мужества и героизма наших земляков, свидетельствует, что наш город достоин стать городом боевой слава, как Мурманск, Краснодар и другие. Думаю, что в этом меня поддержат многие жители Владивостока и Приморского края.

Анатолий Георгиевич Смирнов, член Союза писателей России, действительный член Русского географического общества и Общества изучения Амурского края".


Наверх