58,64 ↑ 100 JPY
91,21 ↑ 10 CNY
63,91 ↑ USD
54,85 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 6 м/c
EN
12 ноября
Вторник

Экономика

С "помогаечным" бизнесом на Дальнем Востоке скоро будет покончено

Таможня объявила "войну" контрабанде ширпотреба. Пострадавшими оказались обычные туристы

Лика Ткаченко

"Война" с "помогаечным" бизнесом идет между таможенными органами и туристическими фирмами, однако страдают от этого конфликта обычные граждане, предпочитающие одеваться, и одевать свою семью в Китае.

Искоренению "челночного" бизнеса была посвящена пресс-конференция с и.о. начальника Хасанской таможни Дмитрием Растунцевым, и.о. начальника Хасанского таможенного поста Алексеем Каниным.

В борьбу с контрабандой вовлечены три стороны: таможенные органы, туристические агентства и, конечно же, желающие сэкономить, туристы. Понятно, что у каждой стороны есть свой мотив. Таможня мотивирует свои действия необходимостью обеспечения установленного законодательством порядка перемещения физическими лицами товаров коммерческого назначения через границу.

"Все проблемы, возникающие на таможенном посту МАПП Краскино, я бы подразделил на три составляющих, - процитировал "Золотой Рог" Дмитрия Растунцева. - Во-первых, это слабое техническое оснащение, недостаточное обустройство данного таможенного поста. Во-вторых, есть проблема регулирования движения транспортных средств. Такая функция у таможни отсутствует. Так как график движения не соблюдается, появляются накладки во времени. Третья проблема - это непосредственная работа таможенных органов по пресечению перемещения коммерческих партий товаров, которые ввозятся туристами".

С начала 2009 года таможней возбуждено 3 уголовных дела по товарам, перемещаемым физическими лицами под видом товаров, предназначенных для личных целей, 12 дел об административном правонарушении в отношении "помогаек". Самым нашумевшим стал конфликт таможенников с туристическим агентством ООО "Альянс-Тур-Сервис": в сентябре таможенниками было задержано около полутонны ввезенного туристами товара.

Чуть позже на очередной пресс-конференции, посвященной опять же борьбе с контрабандой начальник ДВТУ генерал-майор таможенной службы Сергей Пашко в качестве одной из основных мер ликвидации "помогаечного" бизнеса определил весовое ограничение на ввозимый багаж, заметив, при этом, ее несовершенство.

- Часто, отдыхающие из Китая везут много вещей только себе и своим родным, - пояснил свои сомнения Сергей Викторович. - А бывает и так: везет пассажир пару рубашек, а потом выясняется, что в туристической группе у каждого по паре таких рубашек, и пойдут они, сами понимаете, на вещевой рынок. Кроме того, иногда принимаются оперативные меры - приходится задерживать некоторых граждан, иногда останавливать целые автобусы. На контроле пассажир предъявляет свою сумку и еще одну - говорит, "мне её руководитель группы дал". Вот с такими "руководителями" и надо бороться в первую очередь, потому что за ними стоит организация, фактически ворующая у государства. В целом, меры по борьбе с "челноками" приняты, но действуют, на мой взгляд, недостаточно эффективно. И в дальнейшем мы будем заниматься контролем непосредственно туристических фирм, которые прикрывают торговцев-беспошлинников.

По мнению генерального директора компании Optim Consult International Co., Ltd и Omega-m Logistics Co., Ltd (г. Гуанчжоу, провинция Гуандун, Китай), генерального директора промышленной группы ToolPex Industrial Group (TIG) Евгения Колесова глагол "победила" в отношении таможни в ее борьбе с "помогайками" употреблять рано:

- Пока я бы предпочел говорить не в прошедшем, а в настоящем времени - "побеждает". Меры вынужденные, давно назревшие, достаточно действенные и небезболезненные. Понятно, что статистика объемов челночной торговли неточна, но вместе с тем она составляет весьма существенную часть торгового оборота. Сейчас же мы наблюдаем такую ситуацию: большинство показателей внешнеторговой деятельности России и Китая по-прежнему отличаются отрицательными значениями, тем не менее, небольшой рост наметился. Про приграничную торговлю такого сказать нельзя - с каждым месяцем наблюдается все большее снижение. Например, за шесть месяцев этого года объемы торговли в провинции Хэйлунцзян упали на 36%, за семь - на 45%, за восемь - уже на 50,4%. Таможенники побеждают. Хотя, возможно, "челноки" нашли такие схемы, которые позволяют им продолжать спокойно работать "в черную".

Вместе с тем, давно уже стало ясно, что челночная торговля очень мешает установлению цивилизованных торговых отношений. Более того, она препятствует выходу на рынок крупных компаний, практически не давая им возможности развития, - считает Евгений Викторович.


Наверх