Ежедневные Новости
Владивостока
67,08 ↓ USD
76,95 ↓ EUR
99,33 ↓ 10 CNY
16 января
Среда

Экономика

Экологи Владивостока выступили против нефтебазы на Первой Речке

Общественность поднимает вопрос о переносе объекта в более безопасное место

Найти подтверждение тому, что нефтехранилища и нефтетерминалы являются объектами повышенного техногенного риска, особого труда не составляет. К примеру, лето 2009 года в России был богато на пожары, спровоцированные ударами молний. По этой причине в одном только августе горели нефтестанция Юрги Ханты-Мансийского автономного округа и нефтехранилище близ села Покровское Оренбургской области. Погибли люди. Больших жертв и значительных разрушений удалось избежать лишь по той причине, что нефтяные сооружения находились на достаточном расстоянии от крупных населенных пунктов. У Владивостока положение менее завидное: крупное нефтехранилище, принадлежащее НК "Альянс", находится прямо в центре города, на проспекте Острякова.

Наследие царской России - мишень для империалистов

Многочисленные опросы общественного мнения показывают: нефтебаза на Первой речке - уже много лет вызывает опасение у жителей города. Так по результатам опроса 400 жителей столицы Приморья, специалисты компании "Дальневосточный консалтинговый центр" выяснили: в первую тройку наиболее опасных (с точки зрения террористической угрозы), по мнению горожан, объектов вошли нефтебаза нефтяной компании "Альянс" на Первой Речке (61% опрошенных), арсеналы ТОФ (58%) и муниципальные школы (47%).

Кто виноват в том, что потенциально опасные объекты сейчас находятся в центре крупных городов? По-видимому, история. Многие топливные хранилища закладывались в период советской индустриализации или даже в царские времена, когда границы городов нисколько не повторяли современные их очертания. Так, например, владивостокская нефтебаза была построена в далеком 1896 году и с тех пор претерпела неоднократные реконструкции. На ком сегодня лежит ответственность в случае инцидента на территории нефтебазы? Ответ очевиден: на его владельцах. Берет ли менеджмент НК "Альянс" в расчет общегородские риски, которые могут материализоваться в случае пожара на принадлежащей им территории?

Лицензии, всевозможные стандарты безопасности, заверения владельцев - в действительности далеко не всегда уберегают нефтяные сооружения от непредвиденных угроз. Это удары молнии, террористические угрозы, диверсии... Собственно, за примерами далеко ходить не надо.

18 августа 1945 года, на девятый день войны с Японией, Владивосток пережил атаку камикадзе - поручика вражеских ВВС Циохара Исира. Конкретной цели для атаки у него не было, позже, в планшетке убитого пилота нашли предписание таранить крупный корабль или промышленный объект. Несмотря на все меры предосторожности, предусмотренные в военное время, городские зенитные комплексы и системы ПВО вражеский самолет проворонили. Пользуясь этим, камикадзе зашел на второй круг над Амурским заливом - идеальной целью для атаки Циохара Исира вполне оправданно счел нефтебазу. Катастрофы не произошло лишь по той причине, что экипаж танкера "Таганрог", стоявшего тогда у пирса, успел открыть огонь из зенитного пулемета по стремительно приближающемуся самолету. Исира был убит, а машина рухнула в воду за несколько десятков метров до нефтебазы. Если бы не меткий выстрел судового "Эрликона", полгорода тогда превратилось бы в руины. Что произойдет с городом сегодня - когда жилые кварталы подступили к нефтебазе ближе, а ее хранилища и резервуары стали вместительнее - даже не хочется представлять. Тем более, что сейчас террористы обладают куда более существенными ресурсами для удара по промышленным объектам, чем японский камикадзе? В таком случае, заверения о том, что служба безопасности нефтебазы может пресечь любые попытки диверсий, выглядят не совсем убедительно.

Кто ее перенесет? Это же нефтебаза!

Вопрос переноса нефтебазы с Первой Речки затрагивался при обсуждении нового генерального плана Владивостока до 2020 года. Публичные слушания по этому вопросу, прошедшие в 2007 году, беспрецедентно собрали полный зал. Горожан действительно волновал вопрос собственной безопасности. Правда, по итогам тех обсуждений никаких изменений в генплан внесено так и не было. Несомненно, существуют объективные экологические риски существования нефтебазы на берегу моря в центре Владивостока. Приморские экологи имеет по этому поводу однозначную позицию.

- Нефтебаза в Моргородке - старинная проблема, о которой в последние годы подзабыли, - отмечает председатель экологической общественной организации "БРОК" Анатолий Лебедев. - Думаю, об экологии, хотя бы формально, на нефтебазе заботятся. Но опять же, загрязнение воздуха производится, есть нормативные разливы нефтепродуктов. И есть возможность техногенной аварии, теракта. По правилам промышленной безопасности, подобное сооружение должно находиться вне жилых зон, на определенном удалении. Отмечу, что все современные нефтебазы в России и Приморском крае, допустим, в Находке, строятся за пределами населенных пунктов, в отдельных бухтах.

При подготовке к Саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке предусмотрено строительство очистных сооружений для сточных вод, попадающих в городскую акваторию. По логике вещей, проблема нефтехранилища должна решаться в связке с подобными природоохранными мероприятиями. Но этот вопрос сейчас никем всерьез не затрагивается. Почему-то в проектах строек саммита АТЭС никакого переноса предприятия за пределы города не предусмотрено, - недоумевает Анатолий Лебедев. - Мы напишем соответствующее письмо в Дальневосточную дирекцию Росстроя.

В Дальневосточной дирекции Росстроя отреагировали так: "Есть федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". В нее входит подпрограмма "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР". Дальневосточная дирекция Росстроя - координатор этой подпрограммы. В ней закреплен четкий перечень проектов и мероприятий по подготовке к Саммиту. Перенос нефтебазы с Первой Речке в нем не значится. Корректировки в этот перечень вносятся Минрегионом, а окончательное решение принимается правительством. Поэтому с подобным предложением целесообразнее обращаться в Министерство регионального развития. Ну а экологи, по всей видимости, должны свои вопросы направлять непосредственно к руководству НК "Альянс".

По словам главного госинспектора Дальневосточного Управления Ростехнадзора по Приморскому краю Анатолия Юрченко, ОАО "Приморнефтепродукт" (региональный актив в структуре НК "Альянс", которому непосредственно принадлежит нефтехранилище на Первой Речке - прим. "ЕН") эксплуатирует нефтебазу на проспекте Острякова в соответствии с действующими лицензиями, выданными Ростехнадзором. Поэтому вопрос о переносе объекта надзорным органом не поднимался.

- Тем не менее, объект необходимо модернизировать с тем, чтобы он соответствовал действующим требованиям и нормам в области промышленной безопасности, - уверен Анатолий Владимирович. - На данный момент имеется ряд несоответствий этим требованиям. Их устранение предусмотрено разработанным в данный момент ОАО "Приморнефтепродукт" проектом реконструкции объекта. При осуществлении планового надзора и выявлении нарушений мы принимаем соответствующие меры согласно КоАП РФ.

Еще не все потеряно?

- Мне как жителю Владивостока не совсем комфортно, что на Первой Речке находится такой потенциально опасный объект, - выражает свое мнение директор Института защиты моря МГУ им. Невельского Сергей Монинец. - Естественно, существует возможная угроза экологически опасного инцидента. Например, при работе с танкерами. Потенциальные риски в данном случае присутствуют довольно большие. Как правило, подобные нефтяные терминалы выносят за пределы центральной части города. И если к Саммиту подобное решение будет все-таки принято, я его поддержу.

Стоит отметить, что перенос объектов топливной инфраструктуры из центра крупных российских городов не является каким-то экстраординарным событием. В Красноярске в прошлом году в результате продолжительных обсуждений была выработана единая позиция: переносить нефтебазу из центра города нужно, несмотря на то, что она лицензирована в соответствии с требованиями действующего законодательства. В данном случае, близость к жилым кварталам и водоохраной зоне была признана более весомым обстоятельством. Во Владивостоке, в преддверии широкой международной презентации города в 2012 года, резервуары нефтехранилища продолжают лежать темным пятном на лице города...


Наверх