Ежедневные Новости
Владивостока
67,68 ↑ USD
76,07 ↓ EUR
97,34 ↑ 10 CNY
14 ноября
Среда

Экономика

Приморье встретило первую нефть

На железнодорожных эстакадах ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" начался слив черного золота

Лариса Гелина

На сливных железнодорожных эстакадах спецморнефтепорта "Козьмино" под Находкой 22 октября встречали стартовые 72 цистерны нефти, которые ОАО "АК "Транснефть" за 10 дней до этого отправила со станции "Мегет" (Иркутск). Прибытие первого состава с углеводородным сырьем символизировало близкое открытие уникального спецморнефтепорта "Козьмино" – конечной точки трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", и завершение строительства первой очереди нефтепровода.

На площадке сливных железнодорожных эстакад собрались десятки журналистов, в том числе представители ведущих СМИ Китая и Японии, понаблюдать за тем, как долгожданный состав с нефтью, разрезав красную ленту, торжественно подойдет к эстакадам слива нефти. На эстакадах тут же закипела работа: специалисты снимали пломбы, замеряли метроштоками уровень нефти в цистернах, подсоединяли к вагонам насосы, брали пробы для лаборатории. Только после того, как были пройдены все эти этапы, диспетчер дал команду начать слив. По проекту процесс подготовки и слива всей нефти из цистерн должен занимать не более двух часов.

- Сегодня идет отработка технологии, на такие мероприятия посторонних обычно не пускают, - объяснял журналистам, пытавшимся пробраться поближе к сложной технике, пресс-секретарь ООО "АК "Транснефть" Игорь Демин. - Но поскольку для Дальнего Востока это крайне значимое событие, для вас сделали исключение. С введением в эксплуатацию нефтепорта здесь постепенно начнет меняться само качество жизни: приморцы будут иметь собственное топливо и, соответственно, свои бензин и пластмассу. Роснефть близ Находки начала строительство НПЗ мощностью 20 млн. тонн, что также послужит развитию края. Все это - налоговые отчисления в бюджет и новые рабочие места. Например, глава Партизанского района чрезвычайно рад тому обстоятельству, что в спецморнефтепорту "Козьмино" уже работает около 200 жителей района.

Впрочем, на масштабной стройке были задействованы высококвалифицированные специалисты со всех концов страны. Руководитель механомонтажных работ площадки сливных железнодорожных эстакад Александр Кузементин, житель Новороссийска, рассказал корр. "ЕН", что когда прибыл на площадку 8 октября прошлого года, здесь были только котлован и таблички-указатели. Невероятно мощный объект построили в рекордно короткие сроки.

Правда, сливные эстакады и специально возведенная для порта "Козьмино" железнодорожная станция "Грузовая" будут востребованы только до тех пор, пока не будет построен участок магистрального нефтепровода от станции Сковородино до порта Козьмино (в рамках реализации второй очереди "ВСТО"). Тогда нефть будет сразу подаваться на нефтебазу и затем в порт. Но до конца 2013 года железнодорожная составляющая проекта будет сохранена, в это время ж/д эстакада будет обеспечивать слив до 10-11 составов с нефтью ежесуточно.

Пока же от площадки сливных эстакад нефть на нефтебазу в бухте Козьмино попадает по нефтепроводу длиной в 23 км. Сама нефтебаза расположена на высоте 150 метров от береговых сооружений, откуда открываются совершенно фантастические виды. Особенно поражает то, как гармонично природные красоты соединились здесь с мощной инфраструктурой.

Разумеется, у журналистов сразу возник вопрос: не повредит ли нефтепорт местной флоре и фауне? На этот счет у специалистов сомнений не возникает. Дело в том, что на площадке береговых и морских сооружений установлена уникальная, единственная в России УРП - установка рекуперации паров производства французской фирмы "CarboVac". Агрегат улавливает пары углеводородов, выделяемые танкерами при наливе нефти, и минимизирует вредные выбросы в атмосферу.

На самой площадке нефтебазы также есть очистные сооружения для дождевых и промышленных стоков. Кроме того, спецморнефтепорт оснащен двумя лабораториями - эколого-аналитической и химической, где работают порядка 30 химиков и экологов. Одна из задач, стоящих перед работниками лабораторий, - осуществлять контроль за уровнем загрязнения балластных вод, сбрасываемых танкерами в море. Танкерам, превысившим предельный уровень загрязнения, будет отказано в обслуживании в порту "Козьмино". Поэтому даже когда весь комплекс заработает на полную мощность, здесь можно будет и рыбу ловить и купаться.

- Работы практически завершены, сейчас идет настройка и наладка оборудования, - говорит начальник технологического участка площадки морских и береговых сооружений Александр Федоров. - К приему нефти мы готовы, из резервуаров нефтебазы на причал она будет идти самотеком. И благодаря большому перепаду высот между ними мы добьемся высокого темпа погрузки: для того, чтобы перерабатывать 15 млн. нефти в год, заложенных проектом, на загрузку одного танкера дедвейтом 100 тысяч тонн нужно затрачивать не больше трех дней.

Сейчас готовность всего комплекса оценивается примерно в 95-97 %. Перед тем как отгрузить первый танкер, на площадке сливных железнодорожных эстакад нужно принять 85 тысяч тонн технологической нефти для нужд порта и заполнить нефтехранилища. Но даже с учетом любых форс-мажоров специализированный морской нефтеналивной порт "Козьмино" начнет работать еще до конца 2009 года – когда первая восточносибирская нефть отправится на экспорт из Приморья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.


Наверх