57,56 ↓ 100 JPY
95,10 ↓ 10 CNY
63,77 ↑ USD
56,25 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 2 м/c
25 марта
Понедельник

Общество

Командование Тихоокеанского флота рассказало о заслугах Владивостока

Приморская столица была и остается форпостом России на Тихом океане. Об этом говорится в письме командующего в думу и мэрию Владивостока

Общественность Приморья подключилась к обсуждению вопроса - достоин ли Владивосток звания Города воинской славы. С такой инициативой выступил городской Совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов.

По словам председателя общества Якова Кана, столица Приморья вполне заслуживает такого подарка к 150-летию города и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В начале октября с. г. ветераны направили в адрес главы города Игоря Пушкарева обращение с просьбой поддержать эту инициативу и ходатайствовать перед президентом России о положительном решении данного вопроса. Однако совсем недавно стало известно об официальной позиции мэрии. Она неожиданно оказалась отрицательной.

Главный довод, который приводят оппоненты владивостокских ветеранов, - на территории города не было боевых сражений. Однако у сторонников идеи присуждения статуса есть свой контраргумент - 5 мая 2008 года президент России подписал указ о присвоении аналогичного статуса морскому порту Полярному (Мурманская область), где не было боевых сражений, но который внес огромный вклад в Великую Победу.

Сегодня в редакцию "Ежедневных Новостей" поступило открытое письмо командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Константина Сиденко. Командование Краснознамённого Тихоокеанского флота, члены Военного совета ТОФ, ходатайствуют о присвоении городу Владивостоку почетного звания Российской Федерации - "Город воинской славы". Мы публикуем это письмо без сокращений.

"В 1860 г. город Владивосток был создан как военный форпост на Дальнем Востоке. Вся 150-летняя история краевого центра - это, по большей части, его военная история, неразрывно связанная с героической летописью Тихоокеанского флота, историей его главной базы.

Именно в непосредственной близости от Владивостока, на акватории Японского моря, воевали русские моряки в годы Русско-японской войны. Моряки-тихоокеанцы вели ожесточённые бои на озере Хасан, участвовали в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны и 2 сентября 1945 года именно здесь, на Тихом океане, поставили точку во Второй мировой войне. За проявленные мужество и массовый героизм более 30 тысяч моряков были награждены орденами и медалями. Девятнадцать кораблей, частей и соединений Тихоокеанского флота были удостоены гвардейского звания, 16 награждены орденом Красного Знамени, а 13 получили почетные наименования.
В Русско-японскую войну 1904-1905 гг. захват Владивостока первоначально был одним из основных стратегических планов японского командования, однако японский флот не был допущен на его акваторию. Владивосток был превращен в неприступную крепость-бастион с фортификационными укреплениями, при этом владивостокский отряд крейсеров успешно действовал на морских коммуникациях в Японском море.
5 января 1905 года в городе Владивостоке было сформировано первое в России соединение подводных лодок - отдельный отряд миноносцев в составе Сибирской флотилии. Отряд состоял из 13 подводных лодок, перевезённых из Санкт-Петербурга во Владивосток на железнодорожных платформах.
В первый день русско-японской войны Владивосток обстреляли японские крейсера. Однако планам высадки десанта и захвата города неприятелем не суждено было сбыться. Исторической правдой является то, что командование японским флотом было напугано наличием в городе Владивостоке нового вида оружия - соединения миноносцев (в последствии самостоятельного класса кораблей - подводных лодок) с неизвестными по тем временам тактико-техническими возможностями. Так, подводная лодка "Сом" под командованием лейтенанта Владимира Трубецкого, вышедшая на позиции из порта Владивосток, атаковала два японских военных корабля. И хотя ни один из кораблей не пострадал, сам факт атаки произвел на японцев столь сильное впечатление, что послужило сдерживающим фактором от нанесения японскими кораблями ударов по Владивостоку и попыток его захвата с морских направлений.
В годы Первой мировой войны Владивосток - это главная военная база России на Дальнем Востоке.
Все предвоенные годы Япония считалась потенциальным противником номер один, и подводные лодки выполняли задачи на Тихом океане как нигде интенсивно, круглогодично в группе и на полную автономность. Подводные лодки из состава 2-й бригады подводных лодок, базирующихся в б. Малый Улисс города Владивостока, совершали самые сложные по тем временам походы. Во второй половине 1935 года Щ-103, под командованием Е. Е. Полтавского, совершила непрерывное 58-часовое подводное плавание под электромоторами, пройдя 150 миль, что значительно превысило проектную норму. В январе 1936 года Щ-117, под командованием Н. П. Египко, вышла в море с задачей пробыть в походе столько, сколько выдержит экипаж: проектная автономность была перекрыта в два раза.
3 апреля 1936 года все члены экипажа были награждены орденами и медалями. Так в нашем Российском флоте появился первый полностью орденоносный экипаж; вероятно, больше подобных аналогов в мире нет. Таких уникальных походов подводных лодок из Владивостока было несколько. Например, Щ-113, под командованием М. С. Клевенского, пробыла в море с 14 сентября по 25 декабря 1936 года, установив рекорд автономности 102 суток.
Исключительна роль Владивостока в победе Рабоче-крестьянской Красной армии над японскими агрессорами в Хасанских событиях 1938 года. Боевые действия проходили в непосредственной близости от Владивостока, а в штабе Тихоокеанского флота планировалась операция по отражению агрессии. В этот период Тихоокеанский флот прошел настоящую проверку своей боеготовности. С началом военных действий корабли Тихоокеанского флота, базирующиеся в главной базе - Владивостоке, рассредоточились по маневренным пунктам и были приведены в повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли обеспечивали снабжение действующих частей боеприпасами, вооружением, продовольствием и занимались эвакуацией раненых. Прошедшие ливневые дожди размыли дороги. Главным средством сообщения и снабжения войск всем необходимым для ведения боевых действий на Хасане в этих условиях стали морские перевозки в район боевых действий из Владивостока. Для обеспечения этих перевозок решением командования флота был создан специальный морской отряд особого назначения (МООН) из судов Государственного морского пароходства, Дальрыбы и Тихоокеанского флота под командованием флагмана 2-го ранга Скричакова М. П. Силами специального МООН, базирующегося во Владивостоке, была оказана неоценимая помощь частям 1-й отдельной Краснознаменной Армии, непосредственно отражавшей нападение противника. Корабли 7-й морской бригады, которой командовал капитан 3-го ранга Горшков С. Г., обеспечивали конвоирование морских перевозок. Суда МООН перевезли из п. Владивосток в район Посьета стрелковую дивизию в полном составе, отдельный артиллерийский полк, отдельный стрелковый батальон и две стрелковые роты, и из п. Посьет во Владивосток было перевезено 2 848 раненых. В это время город Владивосток находился на военном положении.
Корабли Тихоокеанского флота, уходя в море из главной базы, несли боевую службу у о. Фурунгельма и устья реки Тюмень-Ула (Туманная). Так, сторожевой корабль "Метель" (командир - старший лейтенант Беспалов М. Г.) провел три конвоя из Владивостока в Посьет, доставил во Владивосток первую группу раненых - ПО человек. Летчики-тихоокеанцы, взлетая с аэродромов вблизи Владивостока, наносили удары по скоплениям японцев на сопках Заозерной и Безымянной. Летчики 1-го и 14-го истребительных полков прикрывали переходы транспортов. Личный состав дивизиона противотанковых орудий, сформированный из моряков частей гарнизона Владивосток, под командованием лейтенанта Волгушева, рассеял скопления танков и пехоты на склоне сопок. За отличие в боях у озера Хасан 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни - знаком "Участник Хасанских боев".
В войне с белофиннами также участвовали 12 лётчиков флота с аэродрома, расположенного в то время в районе Второй Речки города Владивостока. Трудно переоценить участие моряков-тихоокеанцев в Великой Отечественной и во Второй мировой войне в целом, при этом особую роль играла главная база флота - Владивосток, через которую на фронты сражений с немецко-фашистскими захватчиками были направлены 153 тысячи военных моряков-тихоокеанцев. Они участвовали в битвах под Москвой и под Сталинградом, в обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье... Тихоокеанцы воевали с фашистскими захватчиками на Северном, Черноморском, Балтийском флотах, на речных и озерных флотилиях.
Выполняя поставленные задачи в Японском море, в заливе Петра Великого в августе 1941 года погибли экипажи подводных лодок М-49, М-63 из состава соединения подводных лодок, базирующихся в б. Малый Улисс города Владивостока.
Кроме того, Тихоокеанский флот оказал существенную помощь действующим флотам переброской в их состав из Владивостока части боевых кораблей и подводных лодок вместе с личным составом. Так, в 1942-1943 гг. из Владивостока в г. Полярный Северного флота отправились 4 подводные лодки - С-51, С-54, С-55, С-56. Также на Северный флот из Владивостока ушли лидер и два эскадренных миноносца. На Черноморский флот по железной дороге было переброшено 10 малых подводных лодок и 6 катеров морских охотников. Моряки-тихоокеанцы показали высокую боевую выучку. За отличие в боях С-56 была удостоена гвардейского звания и награждена орденом Красного Знамени, С-51 стала Краснознамённой, а командиры этих подводных лодок были удостоены звания Героя Советского Союза. С-55 участвовала в боевых действиях против фашистской Германии на Северном флоте. Погибла 29 декабря 1943 года в боевом походе, в море погиб весь экипаж - 52 человека. С-54 также участвовала в боевых действиях против фашистской Германии на Северном флоте. Погибла 11 марта 1944 года в боевом походе, в море погиб весь экипаж - 51 человек.
В битве за Москву в 1941 году моряки-тихоокеанцы героически сражались в составе 62, 64, 71 и 84-й морских стрелковых бригад, сформированных в городе Владивостоке. Особой славой в боях за Москву покрыл себя личный состав 62-й отдельной морской стрелковой бригады, которой командовал полковник В. М. Рогов.
Немало подвигов совершили моряки из Владивостока в сражении под Сталинградом. Во 2-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Р. Малиновского, доблестно воевали более 5 тысяч моряков из частей Владивостокского гарнизона.
Вторая мировая война завершилась именно на Дальнем Востоке.
Именно в городе Владивостоке в штабе Тихоокеанского флота планировались Маньчжурская стратегическая наступательная операция, Южно-Сахалинская наступательная операция, Курильская десантная операция. В ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции в течении 10 дней с 11 по 21 августа были высажены сформированные в городе Владивостоке и вблизи него морские десанты в 5 портах Северной Кореи: Юкки, Расин, Сейсин, Одецин и Гензан. Это был первый боевой опыт проведения морской десантной операции - ведения боевых действий по завоеванию господства на море и в воздухе.
Боевые действия во Второй мировой войне велись непосредственно вблизи города Владивостока. Примечателен факт защиты города Владивостока. 18 августа 1945 года в районе нефтяной базы разгружался транспорт "Таганрог", везший керосин. В это время над городом появился японский самолет, управляемый камикадзе. Его цель - район нефтебазы. Капитан второго ранга Федор Бурмистров очередью из "Эрликона" сбил самолет, который упал в море. Последствия атаки камикадзе, окажись она удачной, сложно себе представить. Всего в ходе боевых действий с 9 августа по 3 сентября 1945 года морская авиация Тихоокеанского флота потеряла около 37 самолётов, из них большая половина базировались на аэродромах вблизи города Владивостока. 25 августа 1945 года в проливе Лаперуза погибла в ходе выполнения боевой задачи подводная лодка Л-19, ушедшая в море из состава соединения подводных лодок, базирующегося в б. Малый Улисс.
191 тихоокеанец за героизм и мужество, проявленные на фронтах Второй мировой войны, удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие из них - уроженцы города Владивостока.

Владивосток был и остается главной базой российского флота на Тихом океане. Но не только военные моряки принимали участие в той войне.

Когда стали невозможны поставки по ленд-лизу через порты Черного и Балтийского морей, основные поставки шли через порт Владивосток. В годы Великой Отечественной - Второй мировой войн через Тихий океан была отправлена половина грузов военной помощи нашей стране от союзников по антигитлеровской коалиции. Около 9 миллионов тонн грузов военной помощи плюс тысячи тонн гуманитарной и благотворительной помощи из портов США было доставлено через Владивосток.
В одиночном бесконвойном плавании на линии Америка - Владивосток курсировали суда только под советским флагом и советским экипажем на борту. Главным перевозчиком было Дальневосточное пароходство. Всю войну работали 4 судна Дальстроя НКВД и суда Наркомата Рыбпрома. Максимальное число судов приближалось к 300. Интенсивность работы была несравнима ни с довоенными, ни с послевоенными годами.
Выполняя столь важную для Победы задачу, проявляя массовый героизм и мужество, жители Владивостока обеспечивали непрерывную поставку грузов по ленд-лизу, столь необходимых на фронтах. При этом около тридцати мирных судов и десятки моряков торгового флота погибли от торпедных и воздушных атак.
В послевоенные годы Владивосток, как крупнейшая военно-морская база, был одним из сдерживающих факторов во время войны на корейском полуострове 1950-1953 гг. Моряки Владивостока принимали участие в "огненных" рейсах во Вьетнам, доставляя в годы американской агрессии тысячи тонн различных гуманитарных грузов в порты республики, борющейся за независимость. Жители Владивостока, погибшие от американских снарядов во Вьетнаме, лежат сегодня на Морском кладбище Владивостока рядом с матросами крейсера "Варяг".
Командование Краснознамённого Тихоокеанского флота, члены Военного совета ТОФ, ходатайствуют о присвоении городу Владивостоку почетного звания Российской Федерации - "Город воинской славы".
С уважением,

командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Константин Сиденко"

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх