Ежедневные Новости
Владивостока
66,75 ↑ USD
75,78 ↑ EUR
96,79 ↑ 10 CNY
19 декабря
Среда

Общество

"Сумасшедшая помощь": Берлин внимательно смотрел, Кинотавр аплодировал, Пасифик рыдал

Картина Бориса Хлебникова по мнению многих стала одной из лучших в уходящем году

Егор Лем

год - 2009

страна - Россия

режиссер - Борис Хлебников

сценарий - Борис Хлебников, Александр Родионов

продюсеры - Роман Борисевич, Рубен Дишдишян

оператор - Шандор Беркеши

жанр - комедия

сборы в России - $7 263

сюжет

Добрый, веселый, ленивый Евгений, снаряженный в дорогу тетей, приезжает в Москву из белорусской деревни на заработки… Криминальное происшествие неожиданно разлучает его с товарищами и оставляет одного без денег и документов. Бездомного провинциала приютил незнакомый москвич! Добрый человек, бывший инженер, проявляет необычную чуткость и открытость. Евгений живет у него дома. Хозяин покоряет его простотой и благородством, а главное — увлекает его пафосом борьбы с повседневным злом сегодняшнего мегаполиса. Стремление помочь людям оборачивается для наших героев серией непредсказуемых веселых приключений. В то же время герои замечают странную закономерность: похоже, все зло в их районе исходит от единственного человека — ненавидящего свою работу участкового милиционера…

В сказках постоянно торжествует добро, но всегда ли оно побеждает зло в жизни? Жил-был на белом свете парень. Жил себе не тужил, пока не решил отправиться на заработки в первопрестольную тридевятого царства-государства. В столице на него напала нечисть, и отбила добра-молодца от друзей-товарищей, обрекая его на смерть голодную. И быть бы беде, но пришел на помощь молодцу добрый старый волшебник. "Сказка ложь…"

"Сумасшедшая помощь" - третий фильм Бориса Хлебникова продолжает тенденцию, начатую еще год назад "Шультесом". Это предельно открытое пространство в фильмах, здесь все лишено традиционных объяснений (по ходу или в конце), авторских подмигиваний зрителям и безбрежного, как сам океан, пафоса. Времена нынче не те, чтобы снимать кино по старым лекалам. Впрочем, вышеупомянутая тенденция сейчас присуща почти всем "новорусским" режиссерам, не желающим жить по законам отцов.

Хлебников – по образованию киновед, что отчетливо видно по его лентам. В своей третьей картине режиссер исследует природу большого города, переполненного агрессией и злостью, облекая свой опыт в форму сказки. Его картина балансирует на грани правды и вымысла, подчеркивая порой некую ирреальность нашего мира, потерявшего нравственную ориентацию. Инженер на пенсии (в великолепном исполнении Сергея Дрейдена) берет под опеку белорусского гастарбайтера Женю (не менее блистательный Евгений Сытый), чтобы вместе сделать окружающий мир чуточку лучше. На протяжении всей картины они будут выполнять всевозможные благие дела, которые со стороны воспримут как проделки не совсем вменяемых людей. Как спасти девушку от грусти? Надо вытравив яд, скопившийся на кончиках волос, срочно их остричь, отдав взамен мягкие игрушки, старательно выуженные из игрового автомата. Избавить старушку от смерти? Быстро перенести отравляющую ей жизнь скамейку из-под окна. Необходимо вызволить заточенного в темнице узника (нелегала-азиата, обитающего в подвале ввиду отсутствия прописки)? Непременно пустить туда газ, пусть и поставив под угрозу безопасность всего дома. А еще надо обязательно сплавать на сделанной из картонок лодке в домик к уткам, чтобы прочитать послание, которое поможет победить зло.

Город поглощает все-то немногое светлое, что есть в людях. И чем больше мегаполис, тем разрушительнее его сила. Главные герои Хлебникова - два ребенка (то ли взрослые дети, то ли детские взрослые, не пожелавшие превращаться в окружающую их серость), Дон Кихот и Санчо Панса, Карлсон и Малыш, крокодил Гена и Чебурашка, потерявшиеся в свихнувшемся пространстве. Причем даже дочь инженера (Анна Михалкова), пытающаяся адаптироваться во взрослом мире и послушно пичкает отца таблетками, точно такой же ребенок в нелепой и смешной синей шапочке. Только до поры до времени не осознающий сей факт. В противовес им (и это только один из многих) существует усталый и никому ненужный милиционер (Игорь Черневич), бывший когда-то счастливым и жизнерадостным человеком, а теперь превратившийся в скучную посредственность, придавленную грузом бытовых проблем. Мечта этого человека приземлена и невзрачна, впрочем, как и он сам. Агрессия и жестокость – единственные ответы на происходящее вокруг него. Немотивированные и оттого более страшные.

"Лукоморья больше нет, а дубы все пошли на гробы". Неприветливые и похожие друг на друга как две капли воды новостройки, безразличные люди, словно тени, бредущие по одинаковым тропам. Отрицательная энергия накапливается, словно радиация, создавая практически безвоздушное пространство, и в нем невозможно выжить. Тут нет места сказке и детству. Остаются только радикальные вещи, такие, как бегство в иную реальность, названную теми, кто диктует устои и каноны жизни, сумасшествием. Побег туда, где живут добрые персонажи сказок и мультфильмов, где утки могут разговаривать, и не существует никаких жестоких социальных правил. Только сумасшедшая помощь может прийти на выручку нуждающимся. Спасти ненадолго от тотальной беззащитности, сквозящей из каждого взгляда, пусть и при всей нелепости данного выхода. И если в реальной жизни случиться несчастье, то в вымышленной всегда будут существовать старые советские логические игры, где из связки жучок – пальма – елка – береза, выпадает совсем не жучок, а елка, т.к. бедняга не сможет ее съесть.

Поэтому если в связке режиссера, где также присутствуют четыре элемента, выйдет из игры один персонаж в той, навязанной многим жизни, то двое других найдут свое место в параллельно-вымышленном жизненном пространстве. Что воспримется большинством зрителей, как мрачный финал, на другом, более глубоком уровне станет счастливым завершением сказки. Где Иванушка-дурачок и Царевна-Несмеяна обретут покой и долгожданное счастье, примирившись со своей непохожестью на других. Подскочившая к небу крышка мусорного бака - лишнее тому подтверждение. "Да в ней намек…"

"Сумасшедшая помощь" для кого-то станет правдивой зарисовкой из жизни мегаполиса, для кого-то историей двух нашедших друг друга людей, а кому-то покажется сказкой, где так отлично разобраны архетипы знакомых с детства персонажей. В любом случае, тем кино Хлебникова и хорошо, что в нем нет заранее придуманных сценаристом и режиссером смыслов. "Помощь" специально так сделана. Понятно и доступно. Просто для каждого зрителя она понятна по-своему. Как задача, имеющая несколько решений. Которые, по сути, все могут оказаться верными.


Наверх