59,23 ↓ 100 JPY
92,88 ↓ 10 CNY
64,32 ↓ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
EN
18 июня
Вторник

Общество

Северу Колымы зимой не хватит угля?

Капитаны маломерного флота утверждают, что законных способов доставить в северные районы области топливо и продукты, просто нет

Игнат Ратовский

К депутату Магаданской областной Думы Владимиру Кретову обратились члены местного союза рыбопромышленников. Причиной стал тот факт, что власти Магаданской области не сочли нужным публично признать наличие проблемы по "северному завозу". Хотя давно обещали устранить недоработки в весьма сложной схеме поставок в отдаленные села, которая противоречит множеству законодательных актов РФ.

Дело в том, дальневосточные моря имеют некоторые особенности, в частности необорудованные берега, куда не подойти большим судам. Поэтому на протяжении многих лет в отдаленные районы продукты питания, а также опасный груз (топливо, уголь) доставлял "вспомогательный флот". То есть буксиры, рейдовые катера, несамоходные плашкоуты, без которых не могли обходиться крупнотоннажные корабли. Именно этот транспорт не позволял жителям Северо-Охотоморского побережья замерзнуть и голодать.

Основные работы, которые выполнял и выполняет маломерный флот, связаны с буксировкой несамоходных плашкоутов, предназначенных для перевозки грузов. А эту деятельность положено лицензировать. Но маломерные суда зарегистрированные в ГИМС МЧС РФ не могут даже подать заявление на получение данной лицензии, так как Министерство транспорта РФ вообще не рассматривают такие заявления, поскольку данные суда считаются прогулочными и не предназначенными для осуществления перевозки и транспортировки грузов.

Парадокс - капитанов и индивидуальных предпринимателей маломерного флота сейчас привлекают к уголовной ответственности (ст.171 УК РФ) за то, что те не дают замерзнуть людям зимой, поставляя им жизненно необходимый груз. Только в Магадане порядка 10 уголовных дел возбужденно на тех самых капитанов или руководителей маломерного флота. До недавнего времени поставкой угля в отдаленные районы Магаданской области занималась компания "ДВ-транзит", доставлявшая его с помощью маломерного флота, который также не имел лицензию на перевозку и транспортировку груза, в связи с чем, вышеуказанная фирма отказалась участвовать в тендере по завозу угля в Северо-Эвенский район.

Как уверяет Союз рыборомышленников, других подобных поставщиков на территории магаданской области просто нет. В итоге, когда местным чиновникам попали в руки данные о возможной чрезвычайной ситуации, до наступления холодов оставался всего месяц. Хотя еще весной 2009 года было понятно, что бездействие приведет к коллапсу системы завоза. В результате, корректировку северного завоза, наконец- то взял на себя губернатор Магаданской области Николай Дудов. Хотя он прекрасно знал о надвигающейся угрозе срыва северного завоза.

И еще в августе 2009 года Дудов во время приезда полномочного представителя президента РФ Виктора Ишаева докладывал ему: "У нас есть некоторые проблемы по маломерному флоту, но мы их решим".

Однако факт остается фактом - ни одно маломерное судно сейчас не может заниматься доставкой продуктов, не имея на это лицензии, тем более транспортировкой опасного груза, в категорию которого входит уголь. Администрации области пришлось в авральном режиме, любыми путями, в первую очередь доставить уголь в самые отдаленные районы Магаданской области, не имеющие других видов транспортного сообщения. И ответственность за нарушения закона взять на себя.

"Спустя некоторое время, тендер по завозу угля местные власти отдают некоему Суханкину, местному нефтяному магнату, который берет в аренду те же самые суда, которые ранее завозили уголь, опять же таки нарушая закон о лицензировании. А один из заместителей губернатора, выступая по местным СМИ, заявляет, что проблема маломерного флота никак не повлияет на обеспечение береговых территорий" - пишут в своем обращение рыбопромышленники.

Первый завоз в 12 тыс.тонн. угля доставили фактически, только 8 сентября 2009 года. Всего на конец августа было проведено 40% тендеров, при этом не один маломерный судовладелец не захотел участвовать в конкурсах в связи с тем, что не имел на это лицензию.

По информации Союза, сейчас перевозкой и транспортировкой угля занимаются четыре единицы: КЖ 418. КЖ 308, КЖ Зарница, КЖ Норд - из них ни одно судно не имеет лицензию на право заниматься данным видом деятельности, тем более транспортировкой опасного груза, так эти суда считаются "прогулочными".

- Чтобы решить проблему, нужно принять решение на законодательном уровне, - пояснил корр. "ЕН" депутат Магаданской областной Думы Александр Воронов. - Когда я увидел это обращение, то написал ряд писем, дабы разобраться в ситуации. Заявления мы отправили полпреду РФ в ДФО Виктору Ишаеву, в ГИМС РФ, в МЧС России. Все ответы сводились к одному – нужно принимать поправки в федеральное законодательство. Процесс этот крайне длительный, с тех пор как я стал заниматься этим делом, прошло уже 4 месяца. На данный момент мы готовим законопроект, с которым нужно будет выйти в Думу Магаданской области. Если наши депутаты меня поддержать, то мы обратимся в Государственную Думу, но чтобы поправки все-таки приняли, необходима поддержка депутатов как минимум от 50-ти субъектов федераций.

Александр Иванович пояснил, что когда в нашей стране произошел стремительный переход от Советской власти к необузданному капитализму, значительная часть маломерного флота оказалась в частных руках. А вопросы регистрации так и не были решены. В итоге эти суда, занимающиеся доставкой грузов в области не принимает ни ГИМС ни Морской реестр. Чтобы добиться разрешения на прибрежное рыболовство и перевозки нужно ехать в Москву и несколько месяцев обивать там пороги, но на это у судовладельцев нет ни денег, ни времени. Сезон в области длится всего 3-5 месяцев, а потом все покрывается льдом. Сам "северный завоз" представляет собой примерно следующее: в Северо-Эвенск приходит большое судно, и встает на рейд в 10-12 км от земли. Во время прилива к нему подходит маленькое судно и разгружает, затем отходит ближе к земле, и во время отлива его уже разгружают машины.

- Я не знаю, как сейчас обстоят дела с северным завозом. Возможно, некоторым и удалось получить разрешения. Несколько человек точно ездили в Москву и чего-то, видимо, добились, - подытожил Воронов.

Однако в администрации Магаданской области о проблеме мало кто знает. Так советник губернатора Инна Кудзиева заверила корр. "ЕН" что топлива в Северо-Эвенск завезено вполне достаточно, а сам завоз выполняется компаниями, с которыми заключены соответствующие договоры. То есть проблемы, вроде бы и нет вовсе.

За подробной информацией нас перенаправили в Департамент ЖКХ и коммунальной энергетики. Где исполняющий обязанности начальника коммунальной энергетики и связи Игорь Смирнов, также подтвердил, что с северным завозом в области все в порядке:

- Полномочия по проведению тендеров по завозу принадлежат властям муниципальных образований. И, насколько мне известно, они нашли компании, которые эти работы выполняют. Во все районы топлива, как угля, так и мазута, завезено в достаточном объеме на всю зиму. В прошлом году проходила информация, что топливо завозят как-то незаконно, но больше я ничего подобного не слышал.

На замечание о том, что вопрос с маломерным флотом находится на личном контроле губернатора, чиновники ответили, что у господина Дудова много каких вопросов на личном контроле, но это еще не значит, что проблема столь глобальна.


Наверх