Ежедневные Новости
Владивостока
67,68 ↑ USD
76,07 ↓ EUR
97,34 ↑ 10 CNY
14 ноября
Среда

Экономика

Китайские инвестиции ускорят модернизацию экономики Дальнего Востока

Рекордный пакет соглашений, подписанных на российско-китайском форуме в Пекине, эксперты называют беспрецедентным шагом в истории экономического сотрудничества обеих стран

Роман Моложон

Пакет соглашений и контрактов на сумму около 3,5 млрд долларов стал результатом Четвертого Российско-Китайского экономического форума, прошедшего в рамках встречи глав правительств России и Китая в Пекине. Слова премьер-министра Госсовета КНР Вэнь Цзябао о росте стратегического взаимодействия и практического сотрудничества между двумя странами в этой ситуации выглядели не только как дань традиционной дипломатической риторике. По мнению экспертов, подписание совместных соглашений на такую сумму - это беспрецедентный шаг в истории экономических взаимоотношений двух стран.

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики ДВГУ Тагир Хузиятов считает, что таким образом была продолжена линия на развитие российско-китайского сотрудничества, заявленная в мае этого года в Хабаровске президентом Дмитрием Медведевым.

- Такой большой пакет экономических соглашений между Китаем и Россией был принят едва ли не впервые. Хотя, в принципе, у нас были осторожные оценки: предполагалось, что сумма пакета может достигнуть 5,5 млрд. рублей. Тем не менее, это несомненный рывок в наших отношениях, - отмечает профессор.

Отечественным и китайским бизнесменам удалось договориться о сотрудничестве по целому ряду направлений. В первую очередь, это предоставление крупных межбанковских кредитов. Два кредитных соглашения на 500 млн. долларов каждое было заключено между Внешэкономбанком и Государственным банком развития Китая, ВТБ и Сельскохозяйственным банком Китая.

Не остались в стороне и банки Дальнего Востока. В рамках протокольных мероприятий экономического форума состоялась официальная церемония подписания кредитного соглашения между Дальневосточным банком и Государственным банком развития Китая. Его суть - привлечение российской стороной двухлетнего межбанковского кредита на сумму 10 миллионов долларов США. Соглашение было подписано в присутствии вице-премьера Александра Жукова, заместителя председателя Банка России Виктора Мельникова и других высокопоставленных лиц со стороны России и Китая.

- Финансовые ресурсы китайских банков давно являются привлекательным источником фондирования, а в сложившихся на международных финансовых рынках условиях актуальность этого источника межбанковского кредитования только возрастает, - отмечает первый вице-президент Дальневосточного банка Валерий Павлюк. - По обоюдному мнению сторон, кредит на сумму 10 миллионов долларов - только начало кредитной истории ДВБ с Государственным банком развития Китая, дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества предполагает еще более существенные объемы привлечения ресурсов.

Кирпичный завод в Рязани, международный торгово-выставочный центр в Екатеринбурге, стекольный завод в Удмуртии, "газовые" соглашения, совместное освоение месторождений полезных ископаемых - перечень договоренностей между Россией и Китаем на этом не заканчивается.

Между Министерством транспорта РФ, Министерством железных дорог Китайской Народной Республики и ОАО "Российские железные дороги" был подписан меморандум о взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории Российской Федерации. Таким образом, в конструктивное поле была выведена задача строительства скоростной железной дороги между Владивостоком и Хабаровском. Для реализации проектов сотрудничества по указанному направлению до 1 декабря 2009 года будет создана совместная российско-китайская рабочая группа, состоящая из компетентных специалистов.

- Это здорово, - говорит Тагир Хузиятов. - В "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" помимо отрезка "Москва-Сочи" и других направлений в западной России, предусмотрено курсирование скоростных поездов по маршруту "Хабаровск-Владивосток". Для нас исключительно важна организация скоростных линий, поскольку это позволит сблизить два самых крупных города Дальнего Востока, что, в свою очередь, поспособствует сплочению территориального рынка.

Депутат Государственной Думы от Приморского края, член комитета ГД по международным делам Руслан Кондратов считает итоги Российско-китайского экономического форума серьезным прорывом, который открывает огромные возможности для развития экономики Дальнего Востока и России, в целом.

- Именно Дальний Восток сегодня рассматривается как точка роста для всей страны, - говорит Руслан Викторович. - Подъем этого региона ставится в число приоритетных задач государства. Впервые правительство вкладывает беспрецедентно большие средства в реализацию крупных инфраструктурных проектов, в обеспечение достойных условий жизни для населения. И это нельзя не заметить: растет инвестиционной интерес со стороны зарубежных партнеров по отношению к дальневосточным регионам России.

Уверен, что сотрудничество с нашим главным стратегическим партнером и ближайшим соседом Китаем будет способствовать решению этих задач. Используя значительные инвестиционные возможности КНР, мы получаем шанс для ускоренной модернизации экономики Дальнего Востока, создания здесь новых производств, решения проблемы занятости и повышения качества жизни.


Наверх