Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Экономика

НК "Альянс" лишат автозаправок?

В Федеральной антимонопольной службе заговорили о возможности структурных изменений в крупных нефтяных компаниях

На прошлой неделе заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин публично заявил о том, что не исключает возможности отделения от нефтяных компаний автозаправочного бизнеса. По его мнению, в случае если ситуация с розничными ценами на бензин кардинально не изменится, в отношении нефтяных компаний могут быть предприняты "жесткие структурные меры".

На сегодняшний день, правила на российском топливном рынке диктуют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), сосредоточившие в своих руках всю цепочку от добычи и переработки нефти до розничной реализации нефтепродуктов. Как считают эксперты, на российском рынке в очередной раз складывается ситуация с характерными признаками монополизации.

Исключением не стало и Приморье, где 60% топливной розницы контролируется двумя нефтяными компаниями - ОАО "Приморнефтепродукт" (НК "Альянс") и ООО "Роснефть-Востокнефтепродукт". Притом доля нефтяного концерна "Альянс" в розничной торговле нефтепродуктами в регионе почти в четыре раза превышает долю ближайшего конкурента. Доминирующее положение на региональном рынке позволило НК "Альянс" в конце сентября повысить цену на бензин, обосновывая это увеличением закупочными цен на нефтепродукты. Напомним, приморское УФАС отреагировало на повышение цен возбуждением дела в отношении нефтяной компании. Как сообщили "ЕН" в региональном управлении антимонопольной службы, рассмотрение дела НК "Альянс" намечено на 3 ноября.

Как можно предположить, предложенное ФАС выведение автозаправок из-под крыла нефтяных компаний, в том числе и в Приморском крае, могло бы создать дополнительные конкурентные преимущества на розничном рынке нефтепродуктов и снизить цены на бензин. Поскольку НК "Альянс", по всей видимости, менять свою ценовую политику не намерен, принятие подобных мер в Приморье не лишено здравого смысла. Отметим, что по всей России с конца сентября отмечается тенденция к снижению цен на нефтепродукты. Приморским автовладельцам в данной ситуации не позавидуешь: у нас в регионе решения нефтяными игроками принимаются почему-то абсолютно противоположные.

Тем не менее, в руководстве "Альянса" уверены, что отделение АЗС от нефтяных гигантов может лишь усугубить ситуацию с розничным предложением бензина.

Руководитель пресс-службы "Альянса" Андрей Румянцев считает, что обособление сбытов как таковое не снизит отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, в настоящее время в регионе основными участниками розничного рынка выступают НК "Альянс" и "Роснефть". Эти компании гарантируют качество своих нефтепродуктов благодаря системе контроля по всей цепочке, от завода до брендированной АЗС, - отметил пресс-секретарь компании.

Как кажется, логика в русле "цены все равно не снизятся, а вот бензин начнут "бодяжить". В таком случае под призрачные гарантии качественного бензина приморский монополист может повышать цены еще сколько угодно раз, все дальше уводя Приморский край от реалий общероссийского рынка. "Структурные изменения в нефтяных компаниях - это радикальная мера, возможная, если другие механизмы воздействия полностью себя исчерпают, - считает пресс-секретарь приморского УФАС Ольга Фомина. - Ну а в случае, если повышение НК "Альянс" розничных цен на нефтепродукты будут признано необоснованным, компании грозит взыскание оборотного штрафа".

Напомним, отдельные нефтяные компании России за неправомерное завышение цен в свое время были оштрафованы на миллиарды рублей. Поэтому остается надеяться на то, что если неправота "Альянса" будет признана, цены на бензин в Приморье, наконец, займут разумные позиции и без дополнительных мер стимулирования со стороны антимонопольной службы.


Наверх