58,46 ↑ 100 JPY
91,22 ↑ 10 CNY
62,81 ↑ USD
54,28 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 6 м/c
EN
27 июня
Четверг

Экономика

Кому достанутся объекты саммита АТЭС?

Экономический форум – явление преходящее, а потому построенные в рамках подготовки к нему объекты останутся в пользовании жителей Приморья навеки

Юрий Романцев

Чуть менее трех лет остается до того момента, когда Владивосток примет у себя саммит АТЭС-2012. Информация, поступающая буквально отовсюду, дает понять: город живет стройкой, грандиозными планами, которые отчасти уже материализуются либо совсем скоро обещают стать осязаемыми. В этой связи мысль о том, что развитие города сейчас фактически полностью подчинено подготовке к проведению международного мероприятия, не кажется большим преувеличением.

Что представляет собой саммит АТЭС? По традиции - это встреча лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, по формальному регламенту никогда не превышающая двух-трех дней. Если смотреть на вещи критически, складывается не совсем понятная картина: гигантские финансовые средства, вливаемые из федерального и краевого бюджетов на подготовку к этому мероприятию, как кажется, имеют целью лишь создать комфортную обстановку для обмена политиками своими мнениями и подписания совместных деклараций. Значительности саммиту АТЭС, конечно, не занимать, ведь на страны, входящие в эту экономическую организацию, приходится более половины мирового ВВП и почти половина мирового торгового оборота. Но все же трехдневное событие, пусть и такого высокого уровня, не объясняет необходимости строить во Владивостоке два не самых простых моста, медицинский центр, федеральный университет, оперный театр и многое другое.

Безусловно, все объекты, строительство которых во Владивостоке уже идет или намечено на ближайшие годы, для успешного проведения саммита АТЭС вовсе не обязательны. В первую очередь наличие таких объектов предполагает их насущную необходимость для самих жителей Владивостока и эффективного развития города и края в целом.

И вековые мечты сбываются

Мост через Золотой Рог - пожалуй, самый яркий пример инфраструктурного объекта, чье значение абсолютно понятно как с бытовой точки зрения, так и в аспекте долгосрочной стратегии становления приморской столицы и приморской экономики.

Идея строительства моста через центральную бухту Владивостока не высосана из пальца - она была озвучена еще в конце XIX века. В принципе уже тогда прагматический подход не мог обойти вниманием необходимость транспортного связывания частей города в единый узел, а строительство моста на Чуркин - самый напрашивающийся выход в данной ситуации. В разное время реализации этой идеи мешали общегосударственные потрясения, войны, особенности статуса города. В 1969 году мост был даже включен в генеральный план застройки Владивостока, но так и не был построен.

30 декабря 2005 года губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал постановление "О строительстве моста через бухту Золотой Рог", запустившее процесс осуществления столетнего замысла. Как видим, начало реальной работы по проекту было обозначено еще за два года до выбора Владивостока площадкой проведения международного форума. Поэтому ошибочно будет относить мост через Золотой Рог к числу бонусов, подаренных городу предстоящим саммитом.

Сегодня строительство моста реально обусловлено критической автомобильной массой, переросшей транспортные шаблоны Владивостока советских времен. На практике это выражается усугубляющимися с каждым годом пробками, в которых вынуждены ежедневно простаивать жители Первомайского района, желающие выехать в центральную часть города. Неслучайно многие автомобилисты признаются, что держат в уме декабрь 2011 года - публично озвученную дату сдачи моста в эксплуатацию. Как известно, губернатор Приморья Сергей Дарькин особо отметил значение данного объекта в решении транспортной проблемы краевого центра: "Мост надолго решит проблему с пробками во Владивостоке, будет способствовать равномерному развитию районов города".

Опасения по поводу того, что проект, возможно, повторит судьбу нашумевшей когда-то идеи с канатной дорогой через Золотой Рог, постепенно исчезают. За год строительства накопилось достаточно материальных доказательств состоятельности будущего моста: полностью построен подземный тоннель в районе фуникулера, полным ходом идет бетонирование опор, в том числе основных - несущих пилонов. Сегодня в этом каждый может убедиться визуально.

Сближение с Русским

Возведение другого мостового перехода - с материка на остров Русский - тем более не укладывается в мыслимые рамки одного лишь саммита. По завершении строительства мост через пролив Босфор Восточный должен поставить мировой рекорд по длине пролета. Несомненно, масштабы этого мостового сооружения обеспечат некоторые имиджевые преференции Владивостоку или даже сделают его одним из признанных символов города.

Как утверждают проектировщики моста, основной смысл строительства в другом - расширить за счет площади острова зону комплексного освоения городской территории. С учетом географической ограниченности с трех сторон морем Владивосток испытывает достаточный дефицит пригодных для освоения территорий. Дополнительные 100 квадратных километров острова Русский - это не только достаточная площадь для размещения корпусов нового федерального университета и сопутствующей бизнес-инфраструктуры, но и, с другой стороны, идеальное место рекреационного обустройства. Сооружение мостового перехода сделает морское побережье острова основным местом повседневного отдыха горожан, находящимся всего в получасе езды от дома. Ну а качественных изменений, как видно, долго ждать не придется: в этом году впервые за историю острова уже начали асфальтироваться внутренние дороги.

Комфорт и безопасность

Очистные сооружения - из числа тех давно назревших проблем, которые сдвинул с мертвой точки именно саммит АТЭС-2012. Стыдно признать, но Владивосток входит в число немногих российских портовых городов, чьи неочищенные стоки попадают прямиком в море. Для самих горожан загрязнение городской акватории нисколько не менее значимо, чем пробки. Твердое федеральное финансирование, привязанное к подготовке саммита, помимо масштабных проектов позволит наконец разрешить бытовые нужды города, в том числе бесспорную потребность очищать сточные воды.

Надо понимать, чистое прибрежное море не только будет радовать глаз гостей города в 2012 году, но и станет жизненным стандартом территории на многие годы после. Губернатор Сергей Дарькин по этому поводу неоднократно подтверждал, что цель обновления Приморского края - создание комфортных и безопасных условий жизни для приморцев. А благоприятное состояние окружающей среды, которое будет поддерживаться благодаря работе очистных сооружений, - одно из основных понятий безопасности жизни.

И на другие проекты, привязанные к подготовке международной презентации Владивостока, неверно навешивать только имиджевые ярлыки. Высокотехнологичный медицинский центр, альтернативные транспортные артерии, обновленный аэропорт и морская инфраструктура - все это останется Владивостоку после 2012 года и, несомненно, станет повседневностью для людей, здесь проживающих. Нам не так часто приходится свыкаться с приятными ожиданиями, но в данном случае обзаводиться подобной привычкой, по всей видимости, нужно.


Наверх