59.14 ↓ 100 JPY
90.05 ↓ 10 CNY
63.85 ↓ USD
53.72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 2 м/c
EN
21 сентября
Суббота

Общество

"13 район: Ультиматум": на что бы Люк Бессон не давал деньги, все равно получается "Такси"

Ноги самого успешного (с коммерческой точки зрения) бессоновского франчайза торчат отовсюду: харизматичный дуэт "коп-любитель", зажигательная музыка и погони

Евгений Северин

год - 2004
страна - Франция
слоган - "Welcome to District B13 Welcome to the future"
режиссер - Пьер Морель
сценарий - Люк Бессон, Биби Насери
продюсер - Люк Бессон, Бернард Гренет, Мехди Сайа
оператор - Манюэль Теран
композитор - Бастид Донни, Да Октопусс, Дамьен Рок
жанр - фантастика, боевик, криминал
бюджет - €12 000 000
сборы в США - $1 200 216
сборы в мире - $9 487 277
сборы в России - $1 008 237

сюжет

2013 год, Париж, из-за разгула преступности некоторые особо опасные районы французской столицы превращены в закрытые зоны и отгорожены от благополучных кварталов бетонной стеной. За ней бурлит совсем другая жизнь: здесь процветает торговля наркотиками и оружием, здесь даже дети не выходят из дома без оружия, здесь давно не работают школы и поликлиники, здесь полиция не стоит на страже закона, а лишь защищает себя или же сама поддерживает беззаконие. Главарю одной из банд удается завладеть нейтронной бомбой. Чтобы обезвредить ее, в 13-й район отправляется офицер спецназ Дамьен. Проникать в опасные зоны - его профессия, однако на этот раз ему все-таки нужен проводник. Союзником Дамьена становится Лейто, отчаянный парень, сестра которого похищена тем же самым главарем...

Ни для кого не секрет, что мы живем в очень суровое время, когда развлекательный кинематограф переживает не то упадок, не то возрождение - достоверно еще неизвестно, но одно ясно стопроцентно - все меняется с фантастической скоростью. Комикс-экранизации уже вышли за пределы детсадовской аудитории, Джеймс Кэмерон снимает мультики про синих обезьян, Гай Ричи пытается по-своему экранизировать классику, а обычная трэшевая фантастика про нашествие инопланетян зачем-то прикидывается социальной драмой. Неудивительно, что на этом фоне жанр веселого залихватского боевика очень быстро пришел в упадок. Даже неумолимый китайский энерджайзер Джеки Чан и то практически перестал хаотично махать конечностями и избивать супостатов вешалками и мусорными баками, потому что в кои-то веки осознал, что на дворе уже XXI век и время очаровательно безмозглых приключенческих экшенов уже давным-давно прошло. Но только один-единственный человек-оркестр до сих пор этого не понял. Люк Бессон. Талантливейший постановщик, не вовремя забросивший режиссерскую работу и переквалифицировавшийся на должность руководителя возрождения французского массового кинематографа, на самом деле спонсирует съемки одних и тех же фильмов. Еще очень давно по просторам интернета бродила шутка, мол, на что бы Бессон не давал деньги, все равно получается "Такси". И вот после просмотра последнего его продюсерского проекта, жутковатого сиквела жутковатой паркур-иконы с неброским названием "13-й район" все больше и больше поражаешься проницательности того безызвестного сетевого юмориста.

Действительно, ноги самого успешного (с коммерческой точки зрения) бессоновского франчайза торчат отовсюду: харизматичный дуэт "коп-любитель", зажигательная музыка, погони на двух своих и необъяснимая бессоновская мания выставить французских полицейских полными профанами и беспринципными коррупционерами. Все это присутствует и в оригинале, и как следствие, в сиквеле. Сюжет же претерпел минимальные изменения: прошло три года со времен событий оригинала. Опять 13-й район, только за это время он успел увеличиться почти на 50%, подмяв под себя десятки парижских кварталов. У французских спецслужб появился новый план уничтожить злополучное гетто прямо в центре Франции, а на его месте построить элитный район с бизнес-центрами и дорогими домами. Действуя по принципу, "пусть сожрут себя сами" нечестивые на руку копы устраивают уличные беспорядки, проводят махинации с видеозаписями. Чтобы спасти свой любимый район и, как следствие, свои любимые задницы, паркурщик-бездельник Лейто и паркурщик-полицеский Дамьен вновь объединяют усилия.

В самом деле подробно расписывать все многочисленные минусы продолжения "13-го района" не хочется вовсе: вы и так все знаете, достаточно вспомнить любого типичного представителя бессоновского конвейера, будь то интернациональное фрик-шоу "Васаби" или страшное во всех смыслах дефиле гутаперчивых "Ямакаси: дети ветра" - невнятная режиссура, апатичный сценарий и море плоских и избитых шуток. Парад быстро мелькающих волосатых подмышек Дэвида Белля в постапокалиптических декорациях не отстает от предшественников: уровень низкопробных шуток опустился уже далеко за критичную отметку, а посредственный клиповый монтаж ничего кроме головной боли и очевидного зевания не вызывает.

Нашему же зрителю смотреть "13-й район: Ультиматум" очень забавно. Во-первых, ведь по идее, закрытый 13-й район (ну, в самом деле, нельзя было выбрать не такое стереотипно-суеверное число?), где творятся бесчинства и массовые беспорядки стали обыденностью, должен служить неким недвусмысленным предупреждением французским властям. Мол, не запускайте ситуацию с чернокожим геноцидом на улицах Парижа. Но по факту является жалким подобием суровых рабочих кварталов российских глубинок. Во-вторых, главные герои в дубляже говорят голосами таких эпохальных личностей, как Тимати и Батишта (как ни странно, это не так ужасно, как кажется на первый взгляд), но если учитывать первый пункт, логичнее было бы пригласить дворового рэпера Сяву. Его колоритное "Бодрячком!" в контексте разрушенного Парижа и унылого лица Дэвида Белля (в конец растерявшего свою форму) звучало бы просто потрясающе.

Поделиться:

Наверх