66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Политика

Закон о приграничном сотрудничестве даст "зеленый свет" международным проектам ХХI века

Во Владивостоке видные политики, ученые и экономисты обсудили проблемы и перспективы приграничных территорий

Сегодня в китайском городе Суйфэньхэ открывается Второй Межпартийный российско-китайский форум, темой которого станут вопросы двустороннего сотрудничества России и КНР. Высокий статус этого мероприятия подтверждается числом участвующих ВИП-персон. От российской стороны - члены Бюро Высшего совета Партии: Александр Жуков - заместитель Председателя Правительства РФ и Владимир Пехтин - первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе РФ, депутаты ГД, руководство Минрегионразвития, а также первые лица региональных политсоветов Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья. Представительную китайскую делегацию возглавляет Ван Цишань, Член Политбюро ЦК КПК, вице-премьер Госсовета КНР. По пути в Китай ряд парламентариев Госдумы РФ провели во Владивостоке брифинг, лейтмотивом которого стали вопросы приграничного сотрудничества.

Как отметили участники брифинга, председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев и член комитета, депутат Госдумы Руслан Кондратов, именно Приморский край должен стать основной площадкой для обсуждения правовой стороны приграничных контактов и, самое главное, принятия эффективно работающего закона.

Напомним, 3 декабря в Госдуме пройдут парламентские слушания законопроекта "О приграничном сотрудничестве". В ходе брифинга было отмечено, что под статус приграничных сегодня попадают 48 российских регионов. В 70% из них объем внешней торговли (в расчете на одного жителя) ниже общероссийского, крайне запущена инфраструктура. Такая ситуация сопровождается оттоком населения. Необходимость принятия законопроекта, регулирующего вопросы приграничного сотрудничества и обсуждаемого почти 10 лет, давно назрела.

Как подчеркнул Константин Косачев, в Комитете Госдумы по международным делам законопроект имеет пометку "приоритетный". "Это уникальный документ, ведь у нас еще не было такого законодательного опыта. Знаю, на местах с ним связывают серьезные ожидания. И мы бы хотели его прописать не как норму запретительного характера, а именно как закон, стимулирующий развитие приграничных территорий. Впервые в нашей законодательной практике мы будем давать правовое определение самому термину "приграничное сотрудничество", предстоит прописать юридическим языком целый ряд сопутствующих понятий. Только перечислению форм приграничного сотрудничества в документе отводится шесть страниц", - сказал Косачев.

Парламентарии отметили, что проект должен стать результатом сотворчества федеральных, региональных, муниципальных органов власти и многих экспертов. На сегодняшний день уже получены отзывы из 55 российских регионов. Причем значительная часть содержит не только положительные мнения, но и целый ряд существенных предложений. Так, например, администрация Приморского края предложила добавить пункт о проектировании и строительстве приграничных торговых комплексов.

Как заявил участник брифинга, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский, такие комплексы можно смело назвать проектами ХХI века, отвечающими стандартам Еврорегиона. В этой связи Михаил Терский напомнил о приграничном торгово-экономическом комплексе "Пограничный - Суйфэньхэ", проекте "Туманган", который даже дирекцию имеет, но за 18 лет реальных подвижек не произошло. Одна из причин - слабость законодательной базы.

- Надо понимать, что закон "О приграничном сотрудничестве" невероятно сложен по объекту правового регулирования, поскольку каждый участок границы имеет свою культурную, историческую и природную специфику, - объяснил Михаил Терский. - И объединить все эти различия в единую модель управления представляется очень сложным.

Сегодня большинство представителей приграничных муниципальных образований, отвечая на вопрос "Приграничье - это бремя или конкурентное преимущество?", пока склоняются ко второму варианту. О чем можно говорить, если сегодня на долю региональных властей приходится менее 5% управленческих решений, касающихся приграничного сотрудничества, а на долю местных властей и вовсе - 0,4%?!

По словам Терского, на территории Дальнего Востока открыто множество пунктов пропуска, которые до сих пор не работают. Пятном на приграничном сотрудничестве лежит ситуация в Хасанском районе. В китайском Чанчуне мировые компании создают крупнейший автомобильный центр, который к 2020 году будет выпускать свыше 8 млн автомобилей в год. Понятно, что надо работать в кооперации - конкурировать здесь бессмысленно. Но мы не можем этого делать - все запчасти из Японии в этот центр везут через Далянь. Путь через Зарубино на 1 200 км короче. Однако государство и частные собственники этого коридора никак не могут между собой договориться. И проблемы возникают именно из-за отсутствия правового поля.

- Сегодня каждый регион накопил собственный опыт международных взаимоотношений, и этот опыт нужно использовать и развивать, а в законе о приграничном сотрудничестве нужно постараться предусмотреть главное - возможность максимально задействовать экономический потенциал наших соседей, - отметил Руслан Кондратов, который, к слову, курирует этот законопроект от Госдумы.

Он также подчеркнул, что еще одним важным аспектом этого закона является экономическая безопасность, соблюдение национальных интересов России.

- Мы постоянно говорим о проблемах ассимиляции, китайской экспансии на Дальнем Востоке. Уверен, нам надо не бояться соседей, а максимально вовлекать их в сферу наших интересов - экономических, социальных, гуманитарных. И делать это при поддержке закона. Думаю, мы создадим правовую основу, чтобы смог наконец заработать наш знаменитый комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ". И, когда мы его запустим, это будет отличный пример того, как может работать закон. Наша задача - обеспечить благоприятные условия для развития приграничных территорий, сделать их привлекательными для жизни, современными, экономически сильными.

Все это имеет особую значимость для Приморского края, который сегодня рассматривается как точка роста на Дальнем Востоке. Здесь реализуются очень серьезные инфраструктурные проекты, идет подготовка к саммиту АТЭС-2012, в рамках которой уже строится ряд значимых объектов.

- Отсутствие федерального закона, который бы регулировал вопросы приграничного сотрудничества, - это, конечно, нонсенс. Такой закон жизненно важен регионам, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы до истечения наших полномочий в качестве депутатов Госдумы этот закон увидел жизнь. Я благодарен Руслану Кондратову, который взял на себя нелегкую миссию координатора работы на этом направлении. И здесь у жителей Приморья появляется естественное конкурентное преимущество - ведь над законом будет работать депутат Госдумы от Приморского края, - заключил Константин Косачев.


Наверх