58,95 ↓ 100 JPY
93,49 ↓ 10 CNY
64,63 ↑ USD
54,07 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 11 м/c
EN
20 мая
Понедельник

Экономика

Нефтяной "Альянс" вновь нарушил закон

По деятельности сразу нескольких компаний, входящих в "ГА", региональные управления ФАС ведут расследования

Игнат Ратовский

Группа "Альянс", вернее, компании, входящие в нее, дружно нарушают законодательство. По мнению региональных УФАС, несоблюдение закона "О защите конкуренции" стало практически корпоративным стилем "ГА".

В частности, ФАС России уличила ОАО "Хабаровский аэропорт" в злоупотреблении доминирующим положением на местном рынке заправок авиатопливом. В ведомстве утверждают, что аэропорт отказал "Аэрофлоту" в просьбе поставлять собственное, более дешевое авиатопливо в единственный ТЗК, обосновав это отсутствием технической возможности, пишет "Коммерсантъ".
Отказ аэропорта, по мнению антимонопольной службы, ограничили доступ "Аэрофлота" на рынок авиатоплива, что является злоупотреблением доминирующим положением и, соответственно, нарушает ч. 1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции". Как подчеркивается в сообщении, официальное предписание ФАС будет подготовлено к 16 октября. За совершенное нарушение "Хабаровскому аэропорту" грозит штраф от 1 до 15% от выручки компании за прошлый год, составившей более 3,7 млрд руб.

Напомним, купив в 2006 году Хабаровский аэропорт, "Альянс" получил возможность диктовать "свой" уровень цен на авиационный керосин, поставляемый с Хабаровского НПЗ, принадлежащего тому же "Альянсу". В случае отказа покупать у "Альянса" топливо по завышенной цене, самолеты в Хабаровском аэропорту просто не заправляются. Между тем еще год назад правоохранительные органы обратили свое внимание на деятельность Хабаровского аэропорта. Во время его конфликта с авиакомпанией "Дальавиа" (суть которого сводилась к неспособности авиакомпании оплачивать заправку аэропортом своих судов) прокуратура дважды предостерегла руководство ОАО "Хабаровский аэропорт" в лице его генерального директора, что компания нарушает права пассажиров, прекращая обслуживать авиарейсы. Кроме того, была инициирована проверка по наличию в действиях генерального директора ОАО "Хабаровский аэропорт" признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ (самоуправство).

При этом выдвигались версии, что авиакризис в Хабаровске - это не только вопрос долгов за поставленное авиатопливо. В частности, писали в свое время "Н", информированные люди высказали мнение, что ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозчика ОАО "Дальавиа", похожа на преднамеренное банкротство. А это, господа, уже рейдерством "попахивает". А при таком раскладе, как ни крути, самым заинтересованным лицом в дестабилизации авиакомпании получался тот самый "Альянс-Пром", входящий в "Группу "Альянс".

Еще ранее ОАО "Группа "Альянс" была замечена в длительных судебных "разборках" с другими дальневосточными авиаперевозчикоми. В частности, оспаривала решение акционеров ОАО "Владавиа" о присоединении к "Владавиа" авиакомпании "Хакасия". Многие эксперты оценили этот спор как попытку получения "Группой "Альянс" контроля над "Владавиа". А в 2005 году "Группа "Альянс" предприняла попытку "недружественного поглощения" компании "Владивосток Авиа".

Справка

ОАО "Группа "Альянс" - многопрофильная компания, основана в 1998 г. Основная деятельность компании сосредоточена на Дальнем Востоке РФ, Украине и в Казахстане.

Крупнейшими активами НК "Альянс" являются компании "Татнефтеотдача", Хабаровский и Херсонский НПЗ, "Амурнефтепродукт", "БАМнефтепродукт", "Приморнефтепродукт", "Хабаровскнефтепродукт", "Альянстрансойл".

Группе принадлежит 55% работающей в России нефтекомпании West Siberian Resourses (WSR), добывающей 2,5 млн т нефти в год и контролирующей Хабаровский НПЗ. Также в группу входят аэропорт Хабаровска, золотодобывающая артель "Амур". Компания контролирует 17 процентов "Владавиа", инвесткомпанию "Альянс-капитал", Невский керамический завод, ряд медиаактивов, в том числе и работающих на территории Приморья.

Сейчас же ОАО "Группа "Альянс" участвует в подготовке концепции развития владивостокского аэропорта и его инфраструктуры к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Об этом в интервью "Ъ"  сообщил президент и совладелец группы Муса Бажаев - крупнейший частный акционер аэропорта, имеющий 16,2% акций.

"У нас есть опыт работы в аэропортовом бизнесе и интерес к его расширению. Мы владеем Хабаровским аэропортом, который для нас является базовым для развития этого направления на Дальнем Востоке. Нам интересен также ряд других аэропортов региона, и прежде всего - аэропорт Владивостока. Поэтому мы купили 17% "Владавиа", когда поступило соответствующее предложение. Сейчас идет процесс разделения этого предприятия на авиаперевозчика и аэропорт, и, когда он завершится, у нас появится доля непосредственно в интересующем нас аэропорте, а также непрофильный актив - доля в компании-перевозчике. Мы хотели бы либо продать ее, либо поменяться с государством на долю в аэропорте", - сообщил президент "Группы "Альянс".

Параллельно силами УФАС по Приморскому краю ведется расследование по поводу необоснованно завышенной цены на приморских АЗС, принадлежащих ОАО "Приморнефтепродукту".

- Однако у нас нет четких критериев экономической обоснованности повышения цен, - заметила пресс-секретарь УФАС по Приморскому краю Анна Фомина, - и было бы замечательно, если бы региональные УФАС, имеющие опыт работы с продавцами топлива, объединив усилия, сформировали эти самые критерии. В принципе, рынок предполагает свободное регулирование цен. И эти действия не противоречат закону, но только в том случае, если рынок предлагает потребителю альтернативы. В случае с АЗС "Приморнефтепродукта" мы наблюдаем нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением путем поддержания монопольно высокой цены на бензины автомобильные вышеупомянутых марок. Поскольку топливный рынок Приморья фактически монополизирован ограниченным числом продавцов, одним из которых и является "Приморнефтепродукт".

Напомним, в прошлом месяце эта же компания была оштрафована более чем на миллион рублей, как сообщило РИА "ПримаМедиа" за "злоупотребление доминирующим положением путем поддержания монопольно высокой цены на автомобильное топливо" в Ольгинском районе Приморского края.

Поделиться:

Наверх