66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Начать с нуля

Культовый московский режиссер Кирилл Серебренников во Владивосток приехал в качестве члена жюри Пятого международного кинофестиваля "Меридианы Тихого". На днях он дал пресс-конференцию для журналистов, артистов театра им. М. Горького и выпускников Дальневосточной государственной академии искусств.

Сергей Норов

Не оглядываясь на вчера
Во время пресс-конференции молодой мэтр театра и кино дал понять, что чувствует зрителя нутром:
- Как члена жюри кинофестиваля меня просто радует то, как ваш владивостокский зритель воспринимает это событие. Мне очень отрадно оттого, что каждый день с десяти часов утра зрители приходят на просмотр, полностью заполняя кинозал. Они не просто смотрят кино. После каждого сеанса они задают вопросы создателям фильмов, хотят разобраться, понять, как устроено кино, какую цель преследовали создатели той или иной картины. Например, посмотрели какой-нибудь сложный провокационный фильм с замысловатым, трудно угадываемым сюжетом - и ведь никто не уходит пачками с сеанса, хотя могли бы просто похихикать и покинуть зал. Напротив, тысячи молодых людей аплодировали после сеанса, интересовались воплощением задумок режиссера, его идеями. Это говорит о том, что у вас во Владивостоке замечательная живая публика, умеющая думать, сопереживать и анализировать. Могу вас заверить, что в Москве вы такой благодарной публики не найдете. Там все избирательно: в один день в кинозал приходит одна публика, в другой - другая. Там зрители слишком разобщены по причине материального неравенства...
- Кирилл, вы начинали свою режиссерскую карьеру в Ростове-на-Дону. Насколько стремительно она росла?
- Я бы не сказал, что она была стремительной и головокружительной, как многие пытаются себе представить... Все пришло спустя годы работы в Москве. Да, я начинал в Ростове, и театр там тоже, как у вас, носил имя Максима Горького. Так получилось, что свой первый спектакль я ставил на большой площадке в тысячу мест. Впоследствии, когда нужно было ставить спектакль для малой сцены на сто человек, меня просто охватывал шок. Я просто не знал, как это делать! С малой формой у меня вечные проблемы. Больше удовольствия я получаю от работы с большой площадкой.
Были в моей режиссерской биографии и провалы. Там же, в Ростове, я достаточно долго работал в ТЮЗе. У меня там была такая кредитная линия: делай что хочешь, но вовремя сдавай работу. Как-то раз я занялся постановкой детского спектакля "Городок в табакерке". Прочел эту старую литературную сказку и подумал: странная история, если колокольчики поют только тогда, когда их бьют. В моей постановке этих колокольчиков били кувалдами и боксерскими перчатками, а они от такого удовольствия пели! Дети были в восторге, а вот взрослые зрители почему-то напугались и написали на меня петицию руководству. Больше меня ставить детские спектакли уже не просили.
- А как вам все-таки удалось стать одним из тех немногих режиссеров, которых любой театр и кинематограф возьмет с руками и ногами...
- Сначала я забросил театр и увлекся телевидением. Из-за этого, собственно, и переехал в Москву. К театральному искусству я вернулся буквально шесть лет назад. Тогда я поставил спектакль "Пластилин", в котором, кстати, сыграла бывшая актриса вашего театра имени Горького Ольга Хохлова. За этот спектакль меня очень хвалили, хотя никто не знал, что в моей карьере это была уже двадцать первая по счету театральная постановка. Все воспринимали ее как мою дебютную работу в театре.
Просто когда человек приезжает в Москву, то у него как бы все начинается заново, как будто до этого и не было ничего. Все считают, что ты родился вчера и все у тебя с нуля. Словно и не было предыдущих лет и достижений. Вот так началась моя стремительная карьера в Москве. И не только в театре, но еще и в кино и на телевидении.
Отступление от правил

Напомним, что кинолента Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" получила главный приз Римского кинофестиваля. Этот фильм стал третьим в карьере известного театрального режиссера, а сам Серебренников - первым призером в истории фестиваля, ведь Римский кинофорум в тот год проходил впервые.
Получая статуэтку Марка Аврелия, Серебренников признался, что не ожидал награды, поскольку фильм был рассчитан на российскую аудиторию. Однако похождения современного молодого человека нашли отклик и у европейского зрителя. Некоторые кинокритики даже нашли в сюжете параллели с классической историей Гамлета.
Победу в Риме уже называют знаковой, ведь в отличие от других кинофорумов здесь ленты оценивают не критики и кинематографисты, а жюри из пятидесяти обычных зрителей.
Справка "Н"
Кирилл Серебренников родился в Ростове-на-Дону. С красным дипломом окончил факультет физики РГУ. Еще будучи студентом, занялся режиссурой: сначала в любительской студии "69", с 1990 года - на профессиональной сцене. За семь лет он поставил десять спектаклей во всех, кроме кукольного, ростовских театрах. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на всероссийских фестивалях. С 1991 года Кирилл Серебренников театр начал совмещать с телевидением. Сначала он работал в телекомпании "Южный регион", потом в государственной телекомпании "Дон-ТР". За те же семь лет он снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, два документальных фильма, четыре телеспектакля, одну видеоартовскую картину, один музыкальный телефильм, три многосерийных проекта: два - о музыке, третий - о кино. В 1998 году Кирилл увлекся кинематографом: снял телесериал, документальный фильм и кинокартину. За две последние работы удостоен в 1999 году Национальной премии "ТЭФИ" в области телевидения в номинации "режиссура".
Шоу в "Супермаркете"
- Это правда, что московский театр, в котором вы работаете, получил несвойственное культурному учреждению название "Супермаркет"?
- И я ничего плохого в этом не вижу. Мы все искали театр-дом, а получили супермаркет - нечто такое потребительское. Но ведь дело в том, что зритель тоже имеет на это право как налогоплательщик. Ведь он платит налоги, на которые существует театр, и поэтому желает получить выбор товаров и услуг. С одной стороны, это может показаться ужасным, что театр оказался в обслуживающем положении по отношению к зрителю. Да, это плохо, но мне кажется, что должна быть высказана добрая воля самого театра. Так что театр может, с одной стороны, обслужить и развлечь зрителя, а с другой - может дать понять, что тоже способен сделать так, что зрителю мало не покажется, если он вовремя не одумается и не станет воспринимать искусство как простое развлечение. Вот это мужество театр и должен взять на себя. Помимо востребованных легких спектаклей мы должны предлагать публике и серьезные вещи.
- Кирилл, а какой театр вам наиболее интересен?
- Который что-то сообщает зрителю, находится с ним либо в диалоге, либо в конфликте. Или это должен быть такой театр, который пытается помочь зрителю понять, как устроено современное общество. А между прочим, сами зрители не всегда этого хотят, поскольку привыкли только развлекаться.
Разумеется, такую потребность тоже можно понять, но если мы будем только развлекаться, то не сможем разобраться, в какой стране живем, что с нами происходит, можно ли так жить или нет. Вот поэтому и получается, что все так называемые сложные чисто "русские" вопросы никогда не получают ответа. Это происходит потому, что никто не хочет ни в чем разбираться. Западная драматургия, напротив, хочет это делать. Поэтому там огромное количество сильных социальных пьес. Для зрителей западных стран театр - это социальный инструмент общения и понимания прежде всего себя и общества. Кстати, за это налогоплательщики и платят деньги! Им необходимо такое место, в котором они могли бы как в зеркале разобраться с собой, понять, что с тобой происходит и почему. Наконец, понять, что с тобой не так, и сделать какие-то выводы, чтобы спокойно дальше идти по жизни, не оглядываясь на свои вчерашние проблемы.


Наверх