59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 2 м/c
EN
21 сентября
Суббота

Общество

Владивостокский коллектив озвучил немое кино начала прошлого века

Старые фильмы на кинофестивале Pacific Meridian зрители смотрят под аккомпанемент группы Substrata

Игорь Баклан

Известная во Владивостоке группа Substrata в основном выступает в местных рок-клубах. Но на кинофестивале Pacific Meridian коллектив играет прямо в кинозале, озвучивая немые фильмы 20-30-х годов.

За день до открытия фестиваля музыканты в Приморской краевой филармонии отыграли концерт с симфоническим квинтетом и целой театрализованной постановкой. Помимо музыкантов, в действии было занято семь актеров. Об этих и других событиях как в культурной жизни края, так и в своей творческой судьбе в интервью кор. "Н" рассказали лидер группы и ее соло-гитарист Александр Коновалов, а также директор Substrata Наталья Марченко.

- Как возникла группа Substrata?

Н. М.: Идея создания принадлежит Александру Коновалову. Появилась она три года назад. В группе побывало много музыкантов, но есть основной костяк, который существовал с самого начала. Сейчас у нас восемь человек: 2 клавишника, 2 барабанщика, тромбон, саксофон, бас и соло-гитара.

А. И.: Идея была в том, чтобы писать музыку для кино. Я экспериментировал сам, записал альбом, но он был не настолько выразительным, как хотелось бы. Я начал искать музыкантов, в течение года собрался коллектив, и это была именно группа, так как каждый музыкант наносил свои штрихи на общую идею, и она стала более насыщенной. Мы сделали видеоряд из белого фона и одного актера. Это был Мистер Икс, теперь уже наша визитная карточка. Таким образом, была музыка, был актер, но фильма не было. Поэтому первую программу мы так и назвали - "Музыка к несуществующему фильму". В середине концерта мы сделали такой эффект: актер как бы спускается с экрана, ходит по сцене, потом уходит обратно в экран. Дальше мы стали писать новые вещи, развивать стиль и пришли к выводу, что музыку можно делать не только к кино, а вообще к какому-то действию, саундтрек к жизни, что ли.

- Музыкальное направление группы значится как "саундтрек". Что вы подразумеваете под этим стилем?

Н. М.: Группа изначально не использовала вокал, и только в последней программе мы экспериментируем и вводим два трека с использованием голоса. Концепция саундтрека позволяет нам не ограничиваться какими-либо музыкальными рамками. Мы можем выражать как радость, так и скорбь, работать в абсолютно разной тематике и стилистике. Концерты Substrata всегда сопровождаются определенной темой и специально отснятым видеорядом. Также у нас была попытка озвучить уже отснятое кино. Мы взяли "Альфавилль" Жана-Люка Годара, придумали и записали к нему музыку, а потом на основе фильма еще и создали концертную программу. После этого сделали подсъемку, так сказать, собственное видение этого фильма. Получился своеобразный музыкальный фильм. Мы отправляли его на конкурс в Петербург, на первый фестиваль любительского кино "Мегаполис" в прошлом году. Нашу работу отобрали среди около 200 других и показали в кинотеатрах Петербурга. В самом конкурсе работа не участвовала, так как мы не учли рамки задания - нужно было сделать видеоклип, а у нас получилось музыкальное кино на 30 минут. Конечно же, наша главная мечта - поработать с настоящими кинопродюсерами и сделать оригинальную озвучку нового фильма. В программе, которая была показана в филармонии, не музыка служит вспомогательную роль при театре или видеоряде, а театральное действие лишь дополняет и украшает музыкальную основу. То есть мы написали музыку, потом сели и подумали, о чем она, а затем уже сделали постановку.

- А на какой музыке выросло звучание Substrata? На кого-то ведь вы ориентировались при выборе стиля?

А. К.: Начал лично я расти на рок-музыке, сам играл в группе "Танцующий крыжовник" на соло-гитаре. Группа одно время даже пользовалась во Владивостоке кое-каким успехом. Но позже я стал открывать другую музыку, в том числе электронику и джаз, эта музыка стала больше на меня влиять, и я понял, что экспериментировать в этой области мне гораздо интереснее, чем просто играть рок. Самое главное, что я открыл для себя, - это то, что музыка - явление без каких-либо рамок и временных границ. Создание группы Substrata интересно как раз тем, что рамок нет. Да, есть определенные стилистические рисунки, направления, но не более того.

- Ну и раз уж вы пишете музыку к кино, какие фильмы пользуются успехом у группы?

А. К.: Я вообще люблю хорошее кино. От голливудских блокбастеров (среди них тоже попадаются хорошие фильмы, хотя и гораздо реже, чем не очень хорошие) до "другого" - фильмов от режиссеров не менее известных, но не таких "раскрученных". В первую очередь, мне нравится, когда в кино смыслом становится не экшн, а идея, глубоко философская, заставляющая тебя прочувствовать фильм, понять, что хотел сказать режиссер, и примерить это на свою жизнь. И особенно люблю, когда кино за счет музыкальной выразительности производит двойное впечатление.

- В прошлом году на "Меридианах Тихого" группа просто выступала на открытой площадке перед показом фильмов, в этом - вы уже озвучиваете фильмы "Ретроспективы". Как появилась идея такого сотрудничества?

Н. М.: Когда мы поставили перед собой задачу стать известными не только для маленькой аудитории, посещающей клуб BSB, появилась идея поработать непосредственно по своей направленности. Мы живем в городе, где проводятся кинофестивали, почему бы не предложить им свои услуги в виде музыкального сопровождения? Мы договорились с администрацией, и нам дали работу. Мы озвучиваем три немых фильма 20-30-х годов, группа будет играть непосредственно в кинозале. Работа довольно сложная, так как кино - немое, и у актеров гипертрофированная мимика. Чтобы не было перегруза эмоций, приходилось как-то балансировать, где-то добавлять выразительности, где-то - наоборот, смягчать эмоции.

А. К.: Идея интересная, сложная, но времени было не очень много, поэтому мы решили отталкиваться от собственных спонтанных впечатлений. Посмотрели фильм, прочувствовали сюжет, придумали определенные лейтмотивы, партии и характерные музыкальные линии для каждого из героев. В большей степени это, конечно, импровизации. Для группы это не только довольно сложная работа, но и колоссальный опыт.

- А как возникла идея сыграть концерт в филармонии с симфоническим квинтетом?

Н. М.: Идея моя и Саши. Мы как-то сидели, обсуждали, что у группы недостаточно пространства для выступлений. Хотелось показать, на что мы способны, более широкому зрителю, на большой сцене. Развернуть это так, чтобы можно было до конца прочувствовать эмоции, которые мы передаем в музыке, чтобы зритель полностью погрузился в нее. Мы пришли в филармонию с этой идеей, и нам дали "зеленый свет".

А. К.: Во-первых, хотелось развернуть наши выступления в более широком формате. То, как мы себе на самом деле представляем наши выступления. Струнный квинтет не притянут за уши, он помог нам с идеей более красивого и качественного звучания. В нашей музыке в принципе много струнных инструментов, но на самом деле весь их звук создают синтезаторы. Фактически мы ничего не меняем, просто заменяем синтезаторное звучание на живое.

- Чего поклонникам группы стоит ждать в ближайшем будущем?

А. К.: Мы будем играть на джазовом фестивале, планируем подготовить небольшую программу в стиле авангардного джаза. Это будет наше собственное творчество. Хотя мы всегда играем свое, но на фестивале принято и приветствуется играть других исполнителей, поэтому не исключаем возможности взять уже известные композиции и обработать их в своем стиле. Хотим подурачиться на Хэллоуине, сделать программу фильма ужасов. Потому что обычно мы создаем более концептуальные идеи, а сейчас хочется немного развеяться, повеселиться. Концерт в филармонии тоже был записан, сведем видео и звук, смонтируем и скорее всего выпустим диск. Планируется запись альбома, пока довольно абстрактно, поскольку в условиях подготовки к фестивалю просто не было времени.

Н.М.: Уже практически составлен список треков, которые войдут в альбом. Скорее всего, он будет готов к началу следующего года.


Наверх