66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Владивостокский коллектив озвучил немое кино начала прошлого века

Старые фильмы на кинофестивале Pacific Meridian зрители смотрят под аккомпанемент группы Substrata

Игорь Баклан

Известная во Владивостоке группа Substrata в основном выступает в местных рок-клубах. Но на кинофестивале Pacific Meridian коллектив играет прямо в кинозале, озвучивая немые фильмы 20-30-х годов.

За день до открытия фестиваля музыканты в Приморской краевой филармонии отыграли концерт с симфоническим квинтетом и целой театрализованной постановкой. Помимо музыкантов, в действии было занято семь актеров. Об этих и других событиях как в культурной жизни края, так и в своей творческой судьбе в интервью кор. "Н" рассказали лидер группы и ее соло-гитарист Александр Коновалов, а также директор Substrata Наталья Марченко.

- Как возникла группа Substrata?

Н. М.: Идея создания принадлежит Александру Коновалову. Появилась она три года назад. В группе побывало много музыкантов, но есть основной костяк, который существовал с самого начала. Сейчас у нас восемь человек: 2 клавишника, 2 барабанщика, тромбон, саксофон, бас и соло-гитара.

А. И.: Идея была в том, чтобы писать музыку для кино. Я экспериментировал сам, записал альбом, но он был не настолько выразительным, как хотелось бы. Я начал искать музыкантов, в течение года собрался коллектив, и это была именно группа, так как каждый музыкант наносил свои штрихи на общую идею, и она стала более насыщенной. Мы сделали видеоряд из белого фона и одного актера. Это был Мистер Икс, теперь уже наша визитная карточка. Таким образом, была музыка, был актер, но фильма не было. Поэтому первую программу мы так и назвали - "Музыка к несуществующему фильму". В середине концерта мы сделали такой эффект: актер как бы спускается с экрана, ходит по сцене, потом уходит обратно в экран. Дальше мы стали писать новые вещи, развивать стиль и пришли к выводу, что музыку можно делать не только к кино, а вообще к какому-то действию, саундтрек к жизни, что ли.

- Музыкальное направление группы значится как "саундтрек". Что вы подразумеваете под этим стилем?

Н. М.: Группа изначально не использовала вокал, и только в последней программе мы экспериментируем и вводим два трека с использованием голоса. Концепция саундтрека позволяет нам не ограничиваться какими-либо музыкальными рамками. Мы можем выражать как радость, так и скорбь, работать в абсолютно разной тематике и стилистике. Концерты Substrata всегда сопровождаются определенной темой и специально отснятым видеорядом. Также у нас была попытка озвучить уже отснятое кино. Мы взяли "Альфавилль" Жана-Люка Годара, придумали и записали к нему музыку, а потом на основе фильма еще и создали концертную программу. После этого сделали подсъемку, так сказать, собственное видение этого фильма. Получился своеобразный музыкальный фильм. Мы отправляли его на конкурс в Петербург, на первый фестиваль любительского кино "Мегаполис" в прошлом году. Нашу работу отобрали среди около 200 других и показали в кинотеатрах Петербурга. В самом конкурсе работа не участвовала, так как мы не учли рамки задания - нужно было сделать видеоклип, а у нас получилось музыкальное кино на 30 минут. Конечно же, наша главная мечта - поработать с настоящими кинопродюсерами и сделать оригинальную озвучку нового фильма. В программе, которая была показана в филармонии, не музыка служит вспомогательную роль при театре или видеоряде, а театральное действие лишь дополняет и украшает музыкальную основу. То есть мы написали музыку, потом сели и подумали, о чем она, а затем уже сделали постановку.

- А на какой музыке выросло звучание Substrata? На кого-то ведь вы ориентировались при выборе стиля?

А. К.: Начал лично я расти на рок-музыке, сам играл в группе "Танцующий крыжовник" на соло-гитаре. Группа одно время даже пользовалась во Владивостоке кое-каким успехом. Но позже я стал открывать другую музыку, в том числе электронику и джаз, эта музыка стала больше на меня влиять, и я понял, что экспериментировать в этой области мне гораздо интереснее, чем просто играть рок. Самое главное, что я открыл для себя, - это то, что музыка - явление без каких-либо рамок и временных границ. Создание группы Substrata интересно как раз тем, что рамок нет. Да, есть определенные стилистические рисунки, направления, но не более того.

- Ну и раз уж вы пишете музыку к кино, какие фильмы пользуются успехом у группы?

А. К.: Я вообще люблю хорошее кино. От голливудских блокбастеров (среди них тоже попадаются хорошие фильмы, хотя и гораздо реже, чем не очень хорошие) до "другого" - фильмов от режиссеров не менее известных, но не таких "раскрученных". В первую очередь, мне нравится, когда в кино смыслом становится не экшн, а идея, глубоко философская, заставляющая тебя прочувствовать фильм, понять, что хотел сказать режиссер, и примерить это на свою жизнь. И особенно люблю, когда кино за счет музыкальной выразительности производит двойное впечатление.

- В прошлом году на "Меридианах Тихого" группа просто выступала на открытой площадке перед показом фильмов, в этом - вы уже озвучиваете фильмы "Ретроспективы". Как появилась идея такого сотрудничества?

Н. М.: Когда мы поставили перед собой задачу стать известными не только для маленькой аудитории, посещающей клуб BSB, появилась идея поработать непосредственно по своей направленности. Мы живем в городе, где проводятся кинофестивали, почему бы не предложить им свои услуги в виде музыкального сопровождения? Мы договорились с администрацией, и нам дали работу. Мы озвучиваем три немых фильма 20-30-х годов, группа будет играть непосредственно в кинозале. Работа довольно сложная, так как кино - немое, и у актеров гипертрофированная мимика. Чтобы не было перегруза эмоций, приходилось как-то балансировать, где-то добавлять выразительности, где-то - наоборот, смягчать эмоции.

А. К.: Идея интересная, сложная, но времени было не очень много, поэтому мы решили отталкиваться от собственных спонтанных впечатлений. Посмотрели фильм, прочувствовали сюжет, придумали определенные лейтмотивы, партии и характерные музыкальные линии для каждого из героев. В большей степени это, конечно, импровизации. Для группы это не только довольно сложная работа, но и колоссальный опыт.

- А как возникла идея сыграть концерт в филармонии с симфоническим квинтетом?

Н. М.: Идея моя и Саши. Мы как-то сидели, обсуждали, что у группы недостаточно пространства для выступлений. Хотелось показать, на что мы способны, более широкому зрителю, на большой сцене. Развернуть это так, чтобы можно было до конца прочувствовать эмоции, которые мы передаем в музыке, чтобы зритель полностью погрузился в нее. Мы пришли в филармонию с этой идеей, и нам дали "зеленый свет".

А. К.: Во-первых, хотелось развернуть наши выступления в более широком формате. То, как мы себе на самом деле представляем наши выступления. Струнный квинтет не притянут за уши, он помог нам с идеей более красивого и качественного звучания. В нашей музыке в принципе много струнных инструментов, но на самом деле весь их звук создают синтезаторы. Фактически мы ничего не меняем, просто заменяем синтезаторное звучание на живое.

- Чего поклонникам группы стоит ждать в ближайшем будущем?

А. К.: Мы будем играть на джазовом фестивале, планируем подготовить небольшую программу в стиле авангардного джаза. Это будет наше собственное творчество. Хотя мы всегда играем свое, но на фестивале принято и приветствуется играть других исполнителей, поэтому не исключаем возможности взять уже известные композиции и обработать их в своем стиле. Хотим подурачиться на Хэллоуине, сделать программу фильма ужасов. Потому что обычно мы создаем более концептуальные идеи, а сейчас хочется немного развеяться, повеселиться. Концерт в филармонии тоже был записан, сведем видео и звук, смонтируем и скорее всего выпустим диск. Планируется запись альбома, пока довольно абстрактно, поскольку в условиях подготовки к фестивалю просто не было времени.

Н.М.: Уже практически составлен список треков, которые войдут в альбом. Скорее всего, он будет готов к началу следующего года.


Наверх