57,08 ↓ 100 JPY
95,63 ↓ 10 CNY
63,95 ↓ USD
56,45 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+5° ветер 4 м/c
EN
18 апреля
Четверг

Общество

Будни Пасифика: Денев уехала, а жюри осталось…

…или универсальные кинематографические послания вкупе с этническими особенностями и западной системой ценностей

Егор Лем

Мадемуазель Денев покинула наш гостеприимный город. Однако некоторым ее поклонникам все же повезло, ведь Катрин - поклонница восточной кухни. И перед самым вылетом она посетила кафе "Узала" в кинотеатре "Уссури". Наблюдать Денев в неформальной обстановке, без постоянных вспышек камер совсем иного рода удовольствие. Одно дело, встретить актрису в битком набитом зале, другое - в толпе людей, бегущих по своим делам. Прощайте, мадемуазель Денев, когда же вновь произойдет встреча с дальневосточниками, остается только гадать.

Около расписания сеансов мне удалось столкнуться с режиссером картины "Джей", прошедшей во внеконкурсной программе фестиваля, Франсисом Ксавье Пасьоном. По совместительству Пасьон является одним из членов конкурсного жюри. На вопрос о картинах, которые понравились ему больше всего из всех программ, Пасьон застенчиво улыбаясь, поискал что-то глазами среди афиш и уверенно ткнул в афишу российского фильма "Волчок". Вполне достойный выбор, остается добавить. Также Пасьон горячо рекомендовал владивостокским зрителям посетить картину своего соотечественника Брилланте Мендозы - "Резня", подняв вверх большой палец руки.

Эйфория первых дней схлынула, пришли самые настоящие будни, когда ощущение праздника постепенно начинает угасать и наступает работа. Напряженная и настоящая. Звезды разбредаются по культурным мероприятиям, им мало дела до зрителей. Вообще, после первого, по настоящему мощного вступительного дня в душу начали закрадываться сомнения, что дальше возможен небольшой спад. Что собственно и произошло. Почти все конкурсные картины оставили ряд вопросов, решить которые по большинству не удалось, даже пообщавшись напрямую с их создателями.

Начинала конкурсный день корейская картина "Изгои" режиссера Ян Ик-чуна (полнометражный дебют). И надо признаться, кроме монструозной (в самом лучшем смысле этого слова) игры главного актера (самого режиссера) в картине нечего особо и отметить. "Изгои" настолько специфический корейский продукт, что потреблять его в течение двух часов крайне сложно. Всю дорогу стоит мат-перемат (переводчица, умудряется переводить одно и то же ругательство на разные лады, только не по исконному значению) и разнообразный мордобой, на короткое время сменяющиеся мелодрамой. Складывается такое впечатление, что это снял один из самых известных корейцев в кинематографе Ким Ки Дук, приняв нехилую дозу амфетаминов. Причем окончательно картину утяжеляют многочисленные флешбэки, объясняющие жестокий характер главного персонажа, раздающего тумаки направо и налево. И тут все банально до однообразия, как и читаемый почти с самого начала мрачный финал ленты. Из режиссерских находок стоит отметить вставки, сделанные под документалистику с красивой музыкой, немного оживляющие действие и придающие ему небольшой налет оригинальности. Есть подозрение, что именно Ян Ик-чун и отхватит приз за лучшую мужскую роль.

Продолжившая конкурс китайская лента "Чжалайнур" режиссера Чжао Е во многом не уступила позиций, занятых в первый день "Девушкой с севера Китая". Неспешное, почти медитационное развитие сюжета, вгоняющее особо приверженных к мейнстриму зрителей в великосветскую тоску, было красиво упаковано кадрами живописных пейзажей северо-восточного Китая. Будь то дальние планы разрушенных железнодорожных депо или бесконечные дали зеленых полей или желтых, как зрелый лимон пустынь, все снято максимально красиво и даже поэтично. Как и "Девушка" лента посвящена своеобразному бегству. Только на этот раз в прошлое, куда по определению нет возврата, но можно на миг легонько приотворить дверцу. "Чжалайнур" лишь немного уступает "Девушке" по классу, но это тот случай, когда выделить что-то лучшее из двух невероятно сложно. Но приходится.

Короткометражки завершили свое соревнование. В третий день фестиваля были показаны заключительные 5 лент - "Жиль" канадца Константа Ментзаса, "Прощание" китаянки Сун Фан, "Дхин Так Дха" индианки Шарддхи Паси, "Желание" мексиканки Мари Бенито и "Урок плавания" сингапурки Кат Го. Именно короткий метр особо четко разделился по чаяниям своих создателей, и какой критерий будет ближе всех жюри остается только гадать. Возможны лишь пока предварительные итоги и прогнозы. "Жиль" и "Желание" - это западные по духу вещи, лишенные или наоборот пропагандирующие привычные западному миру ценности. "Жиль" - правильная до боли в зубах постановка, ставящая ребром проблемы умственно отсталых людей и их существование в современном социуме. Снимать на такие болезненные и даже опасные общественные темы, при этом, не ударившись в манипулирование зрителями, проектируя в них необходимые эмоции, признаться нелегко. Кино должно не только заставлять сочувствовать, но и думать, если оно, конечно, старается добиться серьезных целей.

"Жиль", несмотря на некоторое лукавство его сценариста, прямолинейный и не терпящий иных трактовок, кроме той, что четко прописана в сценарии. Это, конечно, не есть, чтобы очень плохо и заслуживает такого же право на существование, как и голливудские блокбастеры. Но что особенно странное, картина произвела впечатление на многих людей. Не надо упрекать автора в черствости, в мире достаточно несправедливостей и несчастных людей. Но именно такие трактовки действуют на зрителя, как на собаку Павлова, выключая полностью мозг и задействуя эмоции. А это пахнет заигрыванием с аудиторией, что не отличает метод от тех же вышеупомянутых блокбастеров.

"Желание", наоборот, лишено эмоциональной окраски и моральной составляющей, пробуждая уже животные инстинкты человека. Шило на мыло. Женщину в возрасте бросает ее муж и она, дабы самоутвердиться идет поочередно сначала в секс-шоп, потом в стриптиз-бар, а затем реализовав свою похоть со случайным мужиком. Мари Бенито, отвечая на вопросы, неизменно, подобно старой заезженной пластинке, только в разных вариациях повторяла одну и ту же трактовку картины - "Я хотела исследовать природу женской сексуальности". Причем все это делается по ладно сшитым европейским лекалам (неслучайно дебютная работа сразу попала в Канны). Несчастливые люди смотрят кино про несчастливых людей, лишенных даже намека на самоидентификацию и максимально обезличенных, решающих проблемы юношескими способами. Но человек, несчастный сам, не может осчастливить других, заменив желаемое призрачным, не оставляя даже намеков на какое-то внятное прошлое и добавляя в свою коллекцию очередной фантом счастья. Садистское исследование лабораторной мыши в стерильных условиях бездушия. Впрочем, Бенито поступает как способная ученица, слепо копируя тот стиль, что сейчас в моде, полностью забыв о гуманистических традициях современного мексиканского кинематографа. И вновь удивляет слепое обожание большинства зрителей, что для арт-хаусного фестиваля достаточно странно.

"Прощание" и "Дхин Так Дха" - почти одухотворенная этника, сделанная в расчете на то, что трактовку можно выгодно изменить, сославшись на непонимание зрителей культурных реалий, показываемых на экране стран. Особенно в этом плане переусердствовала индианка Шарддха Паси, с удивлением отметившая, что в Индии на просмотре зрители смеялись, а в России что-то не заладилось. И действительно смеяться над тем, что классическая культура находится в загоне, а балом правит гламур и развлекаловка, как-то не получается. Особенно в России. Это как смеяться над провинциальными театрами и их низкой посещаемостью, что ставит классическое искусство на грань вымирания. Зато в Индии, где, по мнению режиссера царят болливудские настроения веселости и смеха. Правда, учитывая прошлогоднего победителя конкурса Пасифика - индийскую ленту "Замерзший" в это достаточно сложно поверить. Еще более настораживает практически агрессивное продвигание своего продукта среди участников и зрителей кинофорума со стороны создателей. Наверное, в эпоху мирового кризиса смеяться над культурой бесплатно уже не удается.

Что действительно порадовало, так это короткометражка "Урок плавания", обладающая универсальным кинопосылом, легко считываемым представителем любой культуры. Тех, кого не устраивает снобизм и навязывание чужого. Простая и незатейливая история с интересным задним фоном, аллегорически обыгрывающим отношения дочери с матерью. Вкупе с лентами "В подвале" братьев Вега и "Следующий этаж" Дени Вильнева, это главные претенденты, выгодно отличающиеся качеством и универсальностью киноязыка. Все остальное либо запутано, либо недоработано, либо слишком общо. Что в итоге выберет жюри, узнаем через несколько дней. У них наверняка будут свои критерии отбора. Лишь бы только на принцип хотя бы немного намекнули. Уже после объявления итогов.

Китай в конкурсе закончился, однако социальное кино продолжит свое шествование по экранам, однако будет и политика, и фантасмагория и даже байопик. Борьба продолжается, и новый день готовит уже совсем иные события. И сюрпризы.

P.S. Пару слов о зрителях. Несмотря на пропагандируемый пиарщиками фестиваля слоган - "Кино для всех, кино для каждого", конкурсное кино подходит далеко не всем. Приходящие, что говорится "хапнуть" культуры некоторые зрители в середине сеанса начинают элементарно уставать от непривычного напряжения своего серого вещества. Начинаются смешки, переговоры, звонки по сотовым. Видимо неподготовленному человеку сложно молча просидеть сеанс или смирившись с тем, что кино ему элементарно не подходит, признать поражение и покинуть зал. Поэтому такой зритель делает все возможное, чтобы испортить сеанс остальным. Уровень культуры говорит сам за себя. Масса диктует свои законы и остается лишь пока порадоваться, что в конкурс фестиваля еще не введена смертельная для него доза мейнстрима.

Поделиться:

Наверх