57,95 ↑ 100 JPY
96,03 ↑ 10 CNY
64,71 ↑ USD
55,75 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 1 м/c
EN
27 апреля
Суббота

Общество

Приморский Россельхознадзор спас от некачественной рыбы всю Россию

Вывезти из края опасную для здоровья рыбу ушлым предпринимателям больше не удастся

Лариса Гелина
За последние пару месяцев на Дальнем Востоке выловили рекордное количество рыбы лососевых пород. И большую часть улова поставщики пытались переправить на запад как можно быстрее, зачастую предпочитая скорость качеству. Однако сотрудники Управления Россельхознадзора по Приморскому краю нашли способ этого не допустить.

Начальник отдела надзора за безопасностью и качеством продукции Владимир Рожанский раскрыл кор. "Н" истинное лицо рыбного рынка Приморья. Он также рассказал, как борются с недобросовестными поставщиками не только на местном, но и на всероссийском уровне.

- В этом году нам пришлось менять тактику, - объясняет Владимир Евгеньевич, - наш отдел небольшой, и мы просто не могли проверить все поднадзорные объекты, предприятия и холодильники. На Камчатке, Сахалине и Курилах был очень большой улов, и предприниматели старались как можно скорее переправить эту рыбу в западную часть России. Условия, в которых она доставлялась, не соответствовали нормативным.

По словам специалистов, основная проблема состояла в том, что рыбу недомораживали. А это значит, что долгого переезда по железной дороге, нескольких перегрузок и перевалов она просто не выдерживала. В результате до переработчиков она доходила, значительно потеряв в качестве.

Главное, тип заморозки сказывается на сроке годности рыбы: например, если при температуре -18 С горбуша может храниться 8 месяцев, то замороженная при -10 С - ровно в два раза меньше, то есть всего 4 месяца. Рыба должна быть маркирована в соответствии с ГОСТом. Однако поставщики нередко мухлюют: отправляют недомороженную рыбу, а маркируют ее как замороженную при -18 С.

Всем известно, что заставить предпринимателя соблюдать закон в России невероятно сложно, однако в отделе Владимира Евгеньевича нашли выход из ситуации.
Согласно правилам ж.-д. перевозок принимать к транспортировке можно только ту рыбу, что заморожена при температуре не выше -18 градусов. Однако из Приморья такую продукцию отправляли крайне редко... До тех пор пока все вагоны не стали проверять сотрудники Россельхознадзора.

- Когда загружается вагон, мы его досматриваем, проверяем общее состояние контейнера и продукции, наличие соответствующих маркировок. Температуру рыбы замеряем специальными немецкими градусниками. Всем, у кого она оказывается выше -18 градусов, выдаем предписание, заставляя привести продукцию в соответствие с ГОСТом. Поставщики могут либо доморозить продукцию, либо поменять маркировку - снизить сроки хранения в два раза. Но, как правило, они этого не делают, ведь заказ был именно на рыбу, замороженную на максимально долгий срок.

Предприниматели, естественно, в ярости: им приходится рыбу выгружать, везти ее на холодильники, домораживать и грузить обратно, следовательно, нести огромные убытки. Только за последние 15 дней отдел надзора за безопасностью и качеством продукции Управления Россельхознадзора по Приморскому краю провел 18 досмотров и выявил 7 нарушений. Выяснилось, что каждая третья тонна продукции отгружалась с грубыми нарушениями.

А ведь речь идет об эшелонах рыбы, которая неделями путешествует в вагонах, да еще перегружается по несколько раз... Ее качество снижается процентов на 50. А ведь это, по сути, только сырье, дальше ее будут коптить, делать пресервы и прочие рыбопродукты.

Тех, кто отказывается действовать по закону, ждет административная ответственность: индивидуальных предпринимателей - штраф в размере 3 тыс. рублей, юридических лиц - до 20 тыс. рублей. Суммы для бизнесменов мизерные, но зато их некачественная продукция не попадет на стол приморцев. И на столы остальных россиян - тоже.
Поскольку инициативу Управления Россельхознадзора по Приморскому краю поддержали по всей стране, теперь жесткий контроль вагоны с рыбой проходят на всем пути следования. Все же махину в 200 тонн вверх дном не перевернешь, и если дальневосточники какое нарушение пропустили, его в итоге обнаружат на других постах.

Вывезти рыбу из Приморья, минуя инспекторов Россельхознадзора, сейчас невозможно, они стоят даже на выезде из города и совместно с сотрудниками ГИБДД проверяют все машины. Каждая шестая (!) везет продукцию с нарушениями. Многие предприниматели шокированные таким контролем, даже в суд подают. Зато нарушений постепенно становится меньше.

- Люди скоро привыкнут к новым правилам, тогда можно будет надзор ослабить и плотнее заняться другими отраслями, - считает Владимир Рожанский.

Пока же добиться качества продукции даже на городских рынках очень сложно. Владимир Евгеньевич привел несколько леденящих душу примеров. Так, на рынке в районе Спортивной проверили трех торговцев рыбой. У одного из 40 тонн рыбы 10% оказалось низкого качества. Но это еще цветочки по сравнению с тем, что у двоих других "предпринимателей" 100% (!) рыбы, а это примерно 2 - 3 тонны, было заражено всем, чем только можно.

Кроме того, с осторожностью следует сейчас относиться к любой сельди. Свежую пока не наловили - не сезон, поэтому вся рыба из старых запасов. Предприятия скупают ее за бесценок и "приводят в чувство" с помощью маринадов.
Владивостокские предприятия теперь пользуются дурной славой даже в Якутии. Оттуда недавно пришел документ, повествующий о том, как в пресервах нашего Диомидовского рыбзавода нашли личинки гельминтов...

Что уж говорить о таких "мелочах", как кета, крашеная непонятными красителями под нерку и кижуча, чем зачастую не брезгуют грешить местные производители копченой рыбной продукции. Правда, такой подвох легко обнаружить: если рыба в масле, а оно с красноватым оттенком - рыбка колорированная. Также кусочек "нерки" можно кинуть в стакан с водой и разболтать: если вода окрасилась, значит, вас обманули.

Поделиться:

Наверх