59,69 ↓ 100 JPY
91,07 ↓ 10 CNY
64,47 ↓ USD
54,71 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 1 м/c
EN
16 сентября
Понедельник

Экономика

Владивостокому аэропорту нужен мощный грузовой терминал

Разрушение монополии "Аэро-Груза" позволит снизить цены на авиаперевозки и увеличить грузооборот

Игнат Ратовский

Строительство нового грузового авиа-терминал во Владивостоке позволит привлечь новых грузоперевозчиков, способных составить конкуренцию и снизить, таким образом, тарифы. Действующий грузовой терминал с этой задачей не справляется, чем тормозит развитие экономики Приморья.

- На сегодняшний день услуги авиаперевозок опережают по темпам развития другие сферы логистики, такие как авто, железнодорожные и морские. Однако по объемам этот рынок все еще проигрывает, - говорит директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский. - Самолетами, как правило, перевозят продукцию дорогостоящую. Понятно, что автомобили, габаритную технику, пиломатериалы по воздуху доставлять не станут. А вот инновационную продукцию, либо продукты питания класса premium отправляют только так.

С учетом того, что российские власти сейчас ориентируют рынок именно на инновационную экономику, эти виды услуг будут крайне востребованы. Речь идет о доставке дорогой техники, радиоэлектронике и т.п. В связи с этим будет расширяться сотрудничество с Японией, Кореей и другими азиатскими странами, лидерами в данных областях. Так что популярность авиаперевозок только возрастет. И конечно создание на базе Владивостокского аэропорта международного хаба просто невозможно без современного грузового терминала.

Использовать новый объект смогут и субъекты рыбохозяйственной деятельности. Во всем мире свежая и живая рыба и марикультура доставляется авиатранспортом. И будет очень здорово, если удастся организовать здесь ее авиа-доставку с Дальнего востока в центральную часть страны. Вместо того чтобы покупать рыбу у иностранцев.

По словам Михаила Терского, строительство в аэропорту даст фору и авиакомпаниям: развитые грузоперевозки позволяют им подстраховаться в периоды сезонного падения пассажиропотоков.

По мнению экспертов, решение о создании нового грузового терминала в аэропорту Владивосток полностью отвечает государственным планам развития Приморья. Тем более что, во-первых, имеющиеся мощности не в состоянии удовлетворить всем амбициозным планам, которые начали реализовываться в экономике региона. А во-вторых, существующая схема управления грузоперевозками в аэропорту представляется малоэффективной.

Как известно, в настоящее время единственным оператором на данном рынке выступает ООО "Аэро-Груз", чей терминал сейчас располагается на территории "Международный аэропорт Владивосток". Кстати, традиционно услуги по погрузке-разгрузке и складированию авиагрузов предоставляют сами аэропорты. Но в свое время этот прибыльный вид деятельности во Владивостоке был передан частной компании. Ее, видимо, вполне устраивали возможности монополиста на рынке транспортных услуг.

Однако в феврале 2008 года в ОАО "Международный аэропорт Владивосток", выделенном в отдельную юридическую структуру в результате реорганизации ОАО "Владивосток-Авиа", поменялось руководство. Новый генеральный директор взял курс на повышение эффективности использования государственного имущества, которым управляет аэропорт. В перспективе капитализация предприятия, а, следовательно, и ее зона ответственности, существенно расширится - в связи с реализацией проектов по реконструкции аэропорта Владивосток.

Напомним, решение об этом принято правительством в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. Причем инвестиции вкладывают не только бюджет, но и частные компании. Львиную долю средств - $175 - млн. выделяет "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), которому передан государственный контрольный пакет акций "Международного аэропорта Владивосток" (МАВ). Инвестиционным партнером "МАШ" стала "Группа Альянс" в лице ее подразделения "Альянс-Пром", которое также является акционером аэропорта. "Альянс" инвестирует порядка $50 млн. в создание нового топливо-заправочного комплекса ЦЗС и грузового терминала аэропорта.

Свой план реконструкции грузового терминала есть и у ООО "Аэро-груз", однако реализовать его компания уже длительное время не может. Якобы из-за козней конкурентов. Но вот вопрос: может ли этот план составить конкуренцию государственному проекту? Ведь мощность предлагаемого "Аэро-грузом" терминала на порядок "скромнее" государственного проекта. По словам Александра Максимова, заместителя директора компании, все затраты приморское ООО готово нести самостоятельно. Правда, партнеры сомневаются и в финансовых возможностях компании.

- "Аэро-Груз" с большими задержками оплачивает предоставляемые нашей компанией услуги. И это несмотря на то, что мы все полученные от них услуги оплачиваем вовремя. В таком случае возникает закономерный вопрос: каким образом "Аэро-Груз" планирует строить новый грузовой терминал, если не в состоянии наскрести всего миллион на своевременную оплату счетов? - считает начальник финансово-экономической службы ОАО "МАВ" Ольга Рожнова.

ООО "Аэро-груз" включен УФАС в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих монопольное положение на рынках погрузочно-разгрузочных работ и услуг складирования и обработки грузов в аэропорту. Как видится, реализация "Группой Альянс" планов по строительству современного грузового терминала приведет к развитию конкуренции, привлечению новых перевозчиков.

- Безусловно, планы МАВ по строительству грузового терминала на территории аэропорта будут иметь большое значение как для развития самого аэропорта в качестве международного авиа-хаба, так и для развития конкуренции на рынке грузовых авиаперевозок, - заявил РИА "PrimaMedia" руководитель УФАС по Приморскому краю Сергей Вялых. - Конечно, в процессе строительства новой инфраструктуры возможно возникновение противоречий между хозяйственными субъектами, действующими на этом рынке. Так, недавно УФАС по Приморскому краю рассматривал жалобу компании "Аэрогруз" на действия МАВ, однако на сегодняшний день все противоречия по данному хозяйственному спору сняты.

- Когда на рынке грузовых услуг превалирует только один субъект это неизбежно влечет за собой завышенные цены и низкое качество предоставляемых услуг. Это аксиома. Поэтому строительство нового грузового терминала и, как следствие, развитие конкуренции на рынке обработки грузов во владивостокском аэропорту я расцениваю как благо для экономики, - соглашается председатель приморского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России, депутат Думы Владивостока Олег Храмов. По словам эксперта, это повлечет не только рост качества и объем оказываемых услуг, но и снижение цен и тарифов на рынке авиаперевозок.

Заметим, что именно такую цель преследует правительство России, которое в июле 2009 года утвердило Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.

Как бы там ни было, выселять "Аэро-Груз" с выкупленной территории в центре Международного аэропорта Владивосток никто не собирается. А это значит, что существующий терминал продолжит функционировать, но - в будущем - уже на конкурентной основе. Приморский бизнес и авиакомпании смогут выбирать между несколькими операторами, что свойственно международному подходу к бизнесу современных аэропортов.


Наверх