66,33 ↓ USD
75,39 ↓ EUR
97,71 ↓ 10 CNY
24 января
Четверг

Общество

Дневник 7-го Международного кинофестиваля стран АТР во Владивостоке: день второй

Великолепная француженка Катрин Денев сорвала бурю аплодисментов и первые сюрпризы конкурсной программы "Пасифика"

Егор Лем

По сути, кинофестиваль начался именно на второй день своего почти мимолетного существования. Начался конкурс и честно признаться, стартовал весьма и весьма мощно. Однако параллельно с открытием конкурсной программы произошло событие, которое по своей значимости вышло далеко вперед всего остального не только для заядлых киноманов, но и для простых зрителей, предпочитающими коротать свой досуг другими способами.

Французская нимфа

Утром для журналистов состоялась пресс-конференция Катрин Денев и ее переводчика-попутчика Жоэля Шапрона (кстати, одного из отборщиков, отвечающих за попадание картин с Восточной Европы, в том числе и России, в самый престижный кинофестиваль в мире, проходящий ежегодно в Каннах). Шапрон, свободно владеющий русским, значительно облегчил жизнь переводчикам фестиваля. А вечером состоялось нечто наподобие встречи со зрителями, а именно презентация Денев картины, где она совсем недавно снималась - "Мои звезды прекрасны" режиссера Летиции Коломбани. Обе встречи проходили с огромным ажиотажем и по меткому высказыванию одного из представителей кинофестиваля, если бы встреча с актрисой проводилась на находящемся возле кинотеатра "Океан" стадионе "Динамо", то все равно все желающие не смогли поместиться на домашней арене ФК "Луч-Энергия". Даже внучка Чаплина и сам Михалков на предыдущих кинофорумах не собирали вместе сразу столько желающих хоть на минутку испытать силу харизмы великой актрисы. Почти каждый ответ мадемуазель Денев (а находились и те, кто ошибочно называл француженку мадам, что сопровождалось хохотом остальных собравшихся) аудитория встречала аплодисментами. На что актриса справедливо заметила, что уж лучше ей будут задавать просто вопросы. Вот только не понять Катрин Денев столь безграничного обожания ее несомненного актерского таланта в среде россиян от мала до велика.

Любому поколению зрителей актриса запоминалась своими незабываемыми перформансами. Ее снимали почти все великие - от Бунюэля до Трюффо и Оливейры, а также режиссеры нового поколения - Озон и Триер. А если бы Сергей Бодров-ст. все же смог выбраться к нам и возглавить конкурсное жюри, что и предполагалось изначально, то у нас бы одновременно в городе находился и cценарист, и одна из ведущих актрис картины "Восток-Запад". Но Бодров-ст. предпочел Венецию, обещанные звездные гости Федор Бондарчук и Брилланте Мендоза, скорее всего, тоже не приедут. А вот Денев приехала, поблагодарив организаторов фестиваля за столь неожиданное приглашение, признавшись, что еще ни разу не забиралась столь далеко (по крайней мере, в России).

Справка "ЕН":

По слухам, француженку поселили в самом шикарном номере отеля "Хендэ", где проживание в сутки стоит 180 тыс. рублей.

Присутствующие засыпали актрису вопросами, связанными с Россией и многими, чисто бытовой тематики. Актриса не терялась, отвечала уверенно и с юмором. Казалось, не существует и в помине той огромной дистанции, что есть между не угасающей звездой мирового кинематографа и присутствующими. Денев подчеркнула, что со зрителями из глубинок гораздо легче общаться, чем с избалованной публикой. К сожалению, вопросов, касающихся профессиональной деятельности мадемуазель Денев, было задано предательски мало. Но если внимательно присмотреться к ее новой картине, да и некоторым предыдущим киноработам, актриса не боится играть у самых неизвестных режиссеров, не уставая экспериментировать. С особой нежностью Денев говорила об одном из самых известных режиссеров французской новой волны, Франсуа Трюффо. Классик всегда немного влюблялся в своих ведущих актрис, давая им на экране практически безграничное право свободы. И они ему платили той же монетой. По крайней мере, уж Денев то точно. Шарм, обаяние, улыбка, опыт и многое другое делает Денев одной из самых популярных актрис во всем мире. И, что доказала еще раз прошедшая встреча, настоящей французской женщиной. Да что там, просто настоящей женщиной без всяческих оговорок.

Киносостязание

Но вспомним о конкурсе. Тут тоже есть о чем рассказать. Началось все действо с короткометражек. На суд жюри и простого зрителя были представлены 5 работ, как дебютантов, так и уже зарекомендовавших себя режиссеров. По очереди прошли ленты новозеландского режиссера Адама Стрэнджа - "Ферма Афродиты", россиянина Игоря Хомского - "Очная ставка", "В подвале" братьев перуанцев Даниэля и Диего Вега, "Канистра" австралийца Джулиуса Эйвери и "Следующий этаж" канадца Дени Вильнева. И если "Ферма Афродиты" взята в конкурс ради легкого и не принудительного вступления, ни на что особо не претендующего, то вот остальные 4 картины имеют разные шансы на завоевание итоговой победы. И это сразу же в первый день конкурса.

"Очная ставка" снята по рассказу Василия Быкова и, что называется, крепко сшита, и сыграна. Вот только немного суховато и без особого раскрытия характеров главных действующих персонажей. Правда, особо впечатлительным зрителям старшего возраста, "Ставка" напомнила замечательную классику советского кино "Проверка на дорогах" Алексея Германа-ст. Она и вправду напоминает картину, но только тем, что также снята на черно-белую пленку. А так, слишком уж громкая заявка. Но здесь может сыграть тот фактор, что картина русская, на недоступную для большинства жюри тему русской души. Политкорректность еще никто не отменял, и если на ведущих кинофестивалях мира она проскакивает, то может выстрелить и здесь. Да и режиссер сыпал мощными фразами, рассчитанными на критиков - квазисоветский, человечность, сострадание и тому подобное. И даже вспомнил, теперь, правда, в тему еще одну классическую ленту Ларисы Шепитько - "Восхождение", также по повести Быкова. К слову, операторская работа заслуживает только самых восторженных отзывов.

"В подвале" - это, что говорится, стопроцентная бомба. Перуанцы уже выигрывали конкурс, было это в 2005 году. Тогда с дебютной полнометражной работой - "Дни Сантьяго" победил перуанец Хосе Мендес. На этот раз режиссер участвует в панораме с картиной "Боги". А вот братья Вега слепили картину, вполне подходящую по реалиям не только России, но и Владивостоку в частности. По сюжету двое немолодых супругов пытаются покончить жизнь самоубийством. Но не оттого, что у них маленькая пенсия, а потому, что с телевизора денно и нощно доносятся громогласные проповеди секты Свидетели Иеговы. А вот пульта нет (хотя вполне можно переключить с самого телевизора). И всяческий раз, что-то спасает супругов. И вот случайно жена находит пульт, переключает канал, вступает негромкая красивая музыка, и старики счастливо обнявшись, прямо в петлях веревок мирно усаживаются перед телевизором. В их душе гармония.

Присутствовавший на конференции Диего Вега от всей души поблагодарил организаторов, признавшись, что впервые участвует в конкурсе иностранного фестиваля. А также выразил надежду, что вскоре кино в Перу станет менее яростным и придет в гармонию с обществом, которое уже вот 20 лет сотрясают всяческие катаклизмы. Что ж, осталось дождаться картины Мендеса. Может он тоже находится на пути к гармонии?

О картине "Канистра" можно лишь сказать, что она вполне обычная, но с хорошим и достаточно неожиданным финальным сюжетным ходом и вполне может попробовать бороться за приз. А может и нет, ибо фильмов подобной тематики было на предыдущих Пасификах немало. Но картина на голову, а то и две выше остальных конкурентов, что можно почти не сомневаться, ей не дадут ничего. Ибо, не принято давать победу таким сильным конкурсантам. Вернувшийся в режиссуру после шести лет простоя Вильнев снял настолько сильную по визуальному ряду и смысловой нагрузке ленту, что в ее победе можно уже не сомневаться и дальнейший конкурс короткометражек смело прекращать. Но, повторимся, вряд ли на это есть надежда, т.к. сильнейшие редко выигрывают. Продюсер картины (режиссер не смог приехать) лишь подтвердил многие скрытые смыслы ленты. В двух словах, представьте себе "Большую жратву" Марко Феррери, соединенную с буддийским мировоззрением и греческими трагедиями. В общем, невероятно круто, дамы и господа.

Конкурс продолжила полнометражная дебютная работа китайского режиссера Цзоу Пена - "Девушка с севера Китая". Вещь отменная, но также может пострадать из-за политкорректности жюри. Действие фильма происходит в Харбине, столь часто посещаемом туристами из Приморского края. И не только знакомым многим колоритом может покорить эта внешне неброская лента. Здесь есть все - любовь, страсть, сильные люди и интересная многим китайская культура. Постельная сцена и то уместилась, что в почти пуританском китайском кинематографе маловозможно. Времена меняются. Но тут все же надо остановиться, ибо достоинства картины не уместишь в тексте. Продюсер, присутствовавший на премьере, пообещал, что в следующем году режиссер лично приедет представлять свою вторую картину во Владивосток.

А дальше началась внеконкурсная программа, кою объять просто нереально. Отметим только, что многие ленты, будь то румынская или филиппинская открыто, демонстрировали на экранах мужские и женские половые отличия, причем, каждый раз абсолютно оправданно. Авторский кинематограф не знает рамок и границ, хоть иногда и скатывается в пошлость. Зрителям представили еще одну ленту из Китая (и снова про близкий нам северо-восток страны), да много чего другого. Бегал где-то поблизости вездесущий Рок Бриннер, слухи множились и тут же превращались в прах. Второй день Пасифика закончился, за ним третий, кто знает, может он внесет коррективы в намеченные планы и выявит новых лидеров.


Наверх