58,46 ↑ 100 JPY
91,22 ↑ 10 CNY
62,81 ↑ USD
54,28 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 2 м/c
EN
27 июня
Четверг

Экономика

Российские операторы выбросили SIM-карты и перессчитали абонетов

На деле оказалось, что в действительности активных клиентов у сотовых операторов меньше

По подсчетам "Евросети", около половины контрактов, раздаваемых операторами мобильной связи в ходе рекламных акций, выбрасываются абонентами после того как заканчивается стартовая сумма на счету, сообщает ежедневная интернет-газета ComNews. В результате, по мнению ряда экспертов, реальная абонентская база сотовых компаний на сегодняшний день составляет в два раза меньше, чем озвучивают аналитики.

По данным консалтинговой компании J'son & Partners Сonsulting, на 30 июня совокупная абонентская база российских операторов насчитывала 197 млн человек. Но независимый эксперт и бывший топ-менеджер "Евросети" Владимир Богданов подсчитал, что на конец первого полугодия 2009 года это количество не превысило 98 млн абонентов. Владимир Богданов утверждает, что в своем исследовании руководствовался данными по продажам мобильных телефонов. По его словам, количество реальных абонентов более чем в два раза отличается от числа проданных SIM-карт из-за того, что операторы "большой тройки" последний год активно проводят акции, направленные на увеличение абонентской базы, продавая "симки" по символической цене или вообще раздавая их бесплатно.

Ежемесячно "Евросеть" продает чуть более миллиона SIM-карт. При этом, по словам директора Дальневосточного филиала компании Михаила Минина, большинство абонентов стремится сохранить свой номер, и, подключившись к другому оператору связи, пользуется одновременно сразу несколькими SIM-картами. Остальные мигрируют от одного оператора к другому, каждый раз прекращая использовать предыдущую "симку". "При "вертолетной раздаче" выбор абонента, как правило, основан только на краткосрочной выгоде и носит импульсивный характер. Поэтому более 50% SIM-карт, раздаваемых операторами, не становятся реальной абонентской базой", - считает Михаил Минин.

Аналогичными данными располагает и MForum Analytics: количество активных абонентов в России по итогам 2 квартала 2009 года составило около 97,1 млн. человек. Это чуть меньше половины от заявляемого сотовыми операторами количества учитываемых сим-карт. Степень проникновения по активным абонентам в РФ по итогам второго квартала 2009 года достигла 66,8%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшился прирост и числа активных абонентов, и количества активных сим-карт – на 11% и на 29% соответственно.

Абонент будет продолжать пользоваться подаренной SIM-картой, если будет получать от этого долговременную выгоду, уверен Михаил Минин. "Оператор может предложить долговременную бонусную программу в случае лояльности к его сети на полгода и более. Сейчас при раздаче SIM-карт абонентов привлекают лишь возможностью бесплатно получить контракт".

Впрочем, на Дальнем Востоке сэпмлинг – рекламный ход, основанный на бесплатной раздаче сим-карт - не так развит, как в европейской части страны. "В нашей Дальневосточной зоне этот инструмент занимает ничтожно малый процент", - отмечает менеджер по связям с общественностью Дальневосточного региона ОАО "ВымпелКом" Александр Леонкин. "По данным на конец второго квартала текущего года, количество активных абонентов "Билайна" составило 63,7 миллионов человек. Мы ведем статистику активной абонентской базы как на месячной основе, так и на основе данных за три месяца. Если абонент в течение полугода не совершил ни одной платной транзакции, то его номер автоматически деактивируется". Удержать абонентов в компании, по словам Александра Леонкина, можно за счет привлекательных маркетинговых предложений и системы бонусов.

"При подсчете абонентской базы учитываются как количество зарегистрированных в сети абонентов, так и отток. Поэтому мы можем говорить, что в нашей статистике отражаются данные о реально активных абонентах, которые пользуются услугами МТС. Увеличение абонентской базы обусловлено, в первую очередь, стремлением абонентов оптимизировать расходы. Люди находятся в постоянном поиске лучших предложений", - рассказывает коммерческий директор по работе с розничным рынком филиала ОАО "МТС" макрорегион "Дальний Восток" Игорь Егоров. Консолидированная абонентская база компании, по данным на 31 июля 2009 года, составила 95,65 миллиона абонентов. На долю России приходится 67,93 миллиона абонентов. По словам Игоря Егорова, из-за оптимизации расходов в клиентских базах также растет доля абонентов, имеющих 2-3 сим-карты для различных целей. Одна "симка" может использоваться в городе, другая – в регионе, третья – в роуминге. Развитие и распространение мобильного Интернета так же приводит к тому, что абоненты приобретают вторую SIM-карту для выхода в сеть.

К сожалению, региональные операторы сотовой связи оценивают ситуацию неохотно. Приморское компании НТК и "Акос", например, от комментариев отказались.

Владимир Богданов говорит, что видит несколько способов, при помощи которых операторы могут повысить лояльность абонентов: "Уменьшение оттока может идти через выстраивание простой и доступной системы абонентского обслуживания и программы лояльности. И операторы сейчас, хоть и нерасторопно, идут по этому пути. Тем более что две федеральных сотовых компании уже имеют свою розницу, на базе которой и можно выстроить систему обслуживания по всей России. Также возможна привязка абонента через многомесячные контракты с субсидированными телефонами и ноутбуками, подключенными к сети оператора".

Поделиться:

Наверх