57,00 ↓ 100 JPY
95,02 ↓ 10 CNY
63,79 ↓ USD
55,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 6 м/c
EN
23 апреля
Вторник

Общество

Александр Потоцкий - друг всех китайцев

Продолжаем знакомить читателей "Н" с путешествием владивостокского прозаика, члена творческого общества БИМС, отправившегося в экспедицию "Азия без границ".

В ночь с 31 августа на 1 сентября Потоцкий выехал из Даляня и возвратился в столицу Поднебесной - Пекин, так как, по его словам, до сих пор не посетил Великую Китайскую стену.
- Пекин встретил меня шумом, гамом, грязным воздухом, пеклом, обилием автомобилей на дорогах и огромным количеством народа на улицах. Поэтому задерживаться не стал и отправился в Бадалинг, где открывался вид на самую известную и хорошо отреставрированную часть Великой Китайской стены (далее ВКС), правда, не самую живописную, как утверждают многие.
Вход - 45 юаней, как для иностранцев, так и для китайцев. Но предполагаю, что если перелезть через забор с колючей проволокой и далее через лес по сопкам, то можно посетить стену и бесплатно. Я же мучить себя не стал и цивильно с билетом прошел через главные ворота.
ВКС очень длинная, но трудно оказаться в одиночестве - очень большой поток туристов. Приходилось пробиваться через эту живую массу и, подымаясь по нескончаемым крутым ступенькам, краем глаза ловить захватывающие пейзажи. Где-то на середине пути я пожалел, что не оставил свой тяжелый рюкзак внизу. Хотя и без него было бы не просто преодолевать подъем.
Для ленивых же людей и кому трудно подниматься и спускаться здесь созданы все условия. Есть канатная дорога, целый аттракцион с вагончиками и железной дорогой. Но как сказал Мао Цзэдун: "Тот, кто не взобрался на Великую Китайскую стену, тот не настоящий мужчина!".
Возле одной из башен познакомился с интересным европейцем. Рассказал ему об экспедиции. Заинтересованный иностранец решил пожертвовать 15 долларов в бюджет "Азии без границ".
Добравшись до последней башни и скинув с плеч рюкзак, облегченно вздохнул и стал любоваться... Нет, не ВКС, а той массой людей, которая расползлась по всему периметру. А затем просто сел и начал читать свою любимую книгу. Через несколько часов все изменилось...
Когда отхлынула волна туристов и на многие километры остались лишь единицы людей, изредка перекликающихся между собой с разных концов, когда солнце стало садиться, поигрывая своими лучами на вековых стенах, я увидел то, ради чего сюда пришел... Я увидел истинную Великую Китайскую стену!
Сколько художников, фотографов и кинооператоров пыталось запечатлеть ее великолепие. Но я уверен, что это пока не удалось ни одному смертному. Потому что невозможно изобразить силу и мощь, скрытую за ширмой тишины и умиротворения.
По всем законам природы живописный закат сменился мертвой мглой. Еще немного посидев, стал готовиться ко сну. Выбрав удобное место, расстелил свой коврик и спальный мешок. Но хорошо выспаться не удалось. ВКС раскинута по множеству холмов, и поэтому практически вся ее поверхность находится под углом. Поэтому я периодически скатывался со своего коврика. Вдобавок ко всему ночью пошел дождь, да и гул пролетавших самолетов не давал уснуть.
Но утро было прекрасным. И я стал первым человеком сегодня, кто не поднимался, а уже спускался со стены. Люди смотрели на меня круглыми глазами: "Когда это он успел?".
А я отправился в Пекин, чтобы закончить мелкие дела, и уже к обеду выдвинулся из этого уже успевшего поднадоесть огромного города. Находясь в состоянии эйфории после ВКС, я не хотел куда-то лететь сломя голову, хотя моя виза в скором времени должна была закончиться. Решил просто идти, любуясь окружающим миром. Два дня шел через перевалы, туннели, по скоростным трассам. Посетил храмовый комплекс Tanzhe.
Был, конечно, и автостоп, правда, на очень короткие расстояния: пару километров на мусоровозе и около десяти ехал с какими-то военными. Были еще водители, которые, видя мою усталость, предлагали провести хотя бы сто метров, чтобы облегчить мою участь. Но я продолжал идти.
В последний вечер, уже валясь с ног, я поднял руку. Сразу же, скрипя тормозами, резко остановилась маленькая спортивная машина. Водителем оказался Жао Ли - менеджер крупной пекинской строительной компании. Я настолько устал, что мне было все равно куда ехать. Со скоростью 100 км мы помчались по крутым перевалам в неизвестном мне направлении. Жао Ли, решив сделать мне приятное, включил русскую песню, о которой сказал следующее: "Я не знаю, о чем там поют, но мне очень нравится!". Пел Витас, но как называется песня, я тоже не знал. Позже я еще много раз ее слышал в различных местах.
Через час Жао Ли привез меня в город Яншань, который даже не отмечен на моей карте. Тут мы и расстались. Сперва я подумал, что здесь какая-то закрытая зона. Уж слишком много здесь было химических заводов и непонятных фабрик. Но я ошибся. Яншань - милый городок, населенный замечательными людьми, которые еще пару дней своим гостеприимством никуда меня не отпускали. А я был очень рад задержаться.
Как-то я зашел в местную харчевню пообедать. Вокруг меня уселась семья хозяина: муж, жена и дочка моего возраста, которая немного говорила по-английски. Отобедав, поинтересовался, сколько должен. Семья замахала руками, а дочка произнесла: "Ты ничего не должен. Ты мой друг!". И меня удивленного потащили в баню. Здесь я смыл с себя дорожную пыль. И опять же бесплатно. Одним словом, все было хорошо, но меня ждала дорога.
Прошел пешком через Яншань, потом через Фаншань (город, который примыкает к Яншаню) и еще 11 километров. Тут начался опять нудный, раздражающий китайский автостоп. Далеко не все китайские водители понимают обычные автостопные жесты. Приходится импровизировать. Я, например, на трассе размахивал своей оранжевой кепкой, но результат оставлял желать лучшего. С такими скоростями и за полгода из Китая не выбраться. Но для себя я изобрел новый способ остановки машин, действующий безотказно. Правда, описать его трудно, нужно показывать.
С горем пополам добрался до города Шидзячуань (центр провинции Хебей). Здесь удачно разместился в кабине тягача, который перевозил автомобили. Куда - я не знал. Мне нужно было в город Чженджоу (центр провинции Хенань). Но меня интересовал не сам город, а Шаолиньский монастырь, расположенный неподалеку. Водитель оказался немногословен, что меня вполне устраивало.
Лишь глубокой ночью мы стали подъезжать к Чженджоу. Я взглянул на водителя, которому еще всю ночь крутить баранку. И мне стало его жалко. Не хотел я беднягу оставлять в беде, еще один уснет за рулем. И, помахав на прощанье городу Чженджоу, мы поехали дальше. Монастырь Шаолинь второй раз в моей жизни остался за спиной. Всю ночь и весь следующий день ехали практически без остановок.
Проскочили провинции Хенань и Хубей, остановились в холодном и мокром городе Чанша (центр провинции Хунань). На календаре было 9 сентября... Так я установил для себя своеобразный рекорд, проехав на одной машине свыше 1000 км, что мне в Китае казалось практически невозможным.
Но в Чанше мне предстояло новое испытание - борьба с китайской бюрократией. Моя виза уже заканчивалась, и ее необходимо было продлевать...
(Продолжение следует)

Поделиться:

Наверх