66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Экономика

Над АвтоВАЗом проведут очередной эксперимент

Часть активов компании объединят с КамАЗом и "Автодизелем"


Константин Сергеев


"Ростехнологии" создают холдинг на базе АвтоВАЗа и КамАЗа, сообщает газета "Коммерсантъ". Приморские эксперты, впрочем, сомневаются в эффективности еще не созданного предприятия.

На открывающемся на этой неделе в Москве автосалоне "Интеравто" "Ростехнологии" объявят о создании холдинга на базе своих активов в автопроме: 25% акций АвтоВАЗа, 37,8% акций КамАЗа и 30% акций завода "Автодизель". Возглавит холдинг гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, который от лица "Ростехнологий" будет руководить АвтоВАЗом и КамАЗом — площадками, которые уже операционно подконтрольны госкорпорации ("Автодизелем" управляет группа ГАЗ Олега Дерипаски). Президент АвтоВАЗа Борис Алешин покидает свой пост. Официально в "Ростехнологиях", АвтоВАЗе и КамАЗе это не комментируют.
По словам источников "Ъ" на АвтоВАЗе и КамАЗе, в течение полугода "Ростехнологии" должны внести принадлежащие им пакеты заводов во вновь созданное юридическое лицо (им может стать ООО "Автоинвест-холдинг", учрежденное госкорпорацией в конце 2008 года). "Увеличенный баланс нового общества позволит автозаводам привлекать более дешевые займы, а сами заводы могли бы, например, сэкономить за счет объединения систем закупок",— говорит один из акционеров АвтоВАЗа и КамАЗа, признавая, впрочем, что никто не подсчитывал экономического эффекта от объединения и не разрабатывал общей стратегии.
Опрошенные "Н" эксперты, впрочем, считают, что особого толка от создаваемого автостроительного предприятия не будет.
Официальный дилер "АвтоВАЗа" на Дальнем Востоке - "Дальлада" давно работает в убыток.

Джамбулат Текиев, председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края:

- Если человек умер, его не оживить. Собственникам АвтоВАЗа нужно найти в себе смелость закрыть предприятие и построить что-то новое, способное производить конкурентоспособную продукцию. А пока, сколько денег не вливай, получаются убытки, предприятие производит некачественную продукцию. Вообще, на мой взгляд, в нынешних условиях создание холдингов себя не оправдывает. Позитивных примеров не видно.
Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок:
- Любая концентрация производства дает эффект масштаба и уменьшение издержек. Например, у холдинга больше собственный финансовый ресурс. Однако создаются корпорации в России неэффективно. К примеру, объединяют все авиастроительные предприятия, тем самым уничтожают конкуренцию. Сам премьер Путин недавно признал ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" неэффективной. Японцы не позволяют холдингам доминировать на рынке, больше 20 процентов им не отдают. Почему никому не приходит в голову объединить Toyota и Honda? Создание госкорпораций в России не имеет положительного опыта. В то время как во всем мире думают о потребителе, у нас заботятся о предприятиях и державе.
Артур Радул, гендиректор ООО "Пасифик Авто":
- Я лично госкорпорации не воспринимаю. Государство неэффективно распоряжается собственностью, особенно коммерческой. АвтоВАЗ уже был государственным - и что?


Наверх