59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 1 м/c
EN
22 сентября
Воскресенье

Экономика

Приморский Большой Камень избавляется от опасных отходов

Открылась ж.-д. ветка, по которой отработанное ядерное топливо вывезут из Приморья на Урал

Константин Сергеев

В торжественной обстановке прошло открытие реконструированной железнодорожной ветки, которая свяжет ЗАТО Большой Камень с Транссибом. Участники мероприятия смогли прокатиться на электровозе до Смоляниново и воочию убедиться - линия готова принять опасный груз.

Проблема большекаменского ОАО "Дальневосточный завод "Звезда", который занимается ремонтом АПЛ Тихоокеанского флота, а также утилизацией выработавших свой ресурс подлодок, заключалась в отсутствии путей транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Главное хранилище радиоактивных отходов в России находится на НПО "Маяк" в Челябинске-40. Туда груз должен транспортироваться по железной дороге, однако железнодорожная ветка Большой Камень - Смоляниново, соединяющая территорию завода с Транссибом, была построена еще в 1946 году и, мягко говоря, не отвечала требованиям безопасности. Везти-то необходимо не солому, а опасный груз в тяжелых спецэшелонах.
Весной 2008 года завод "Звезда" и правительство Канады подписали договор о финансировании утилизации четырех многоцелевых атомных подводных лодок проекта 671 РТМ ("Щука", в классификации НАТО - Victor-3), выведенных из состава ТОФ. Две АПЛ в настоящее время уже находятся на территории завода.
Канадское правительство также согласилось профинансировать реконструкцию ж.-д. ветки Большой Камень - Смоляниново. Контракт был подписан в апреле прошлого года, подрядчиками выступили Дальневосточная горно-строительная компания (ДВГСК) и ООО "ДальЛучЖД".
В ходе реконструкции были полностью заменены мост через реку Царевка, опоры и пролеты моста через реку Петровка, проложено 9,2 км нового ж.-д. полотна. Большой Камень связывают теперь с Транссибом современные железнодорожные пути.
На торжествах по поводу открытия ветки собрались представители иностранных держав: посол Канады в России Ральф Дж. Лисишин, специально для этого посетивший Приморье, генеральные консулы Японии и Кореи (эти страны также участвуют в программе "Глобальное партнерство", в рамках которой способствуют утилизации старых российских АПЛ). В Большой Камень приехали также главный федеральный инспектор по Приморскому краю Александр Кабанов, заместитель руководителя компании "Росатом" Евгений Евстратов, заместитель руководителя ДВЖД Сергей Максимцев.
Официальная церемония подписания документов о приемке участка железной дороги состоялась во Дворце культуры Большого Камня. Генеральный директор ДВЗ "Звезда" Андрей Рассомахин предложил участникам мероприятия высказаться по поводу примечательного в жизни завода и города события.
Евгений Евстратов в своем выступлении отметил: сегодня был решен вопрос, который стоял более 10 лет. Технико-экономическое обоснование для реконструкции линии было подготовлено еще в 1998 году, но по разным причинам работы начались только в 2008 году. Береговой комплекс хранения ОЯТ был полностью заполнен: здесь скопилось 79 контейнеров, дальнейшая выгрузка топлива была остановлена. В ближайшие годы ОЯТ из Большого Камня вывезут.
 
Канадский посол заявил, что "Канада удовлетворена тем, как была реализована программа реконструкции ж.-д. ветки. Железная дорога послужит не только вывозу ОЯТ, но и экономическому росту Большого Камня и "останется в наследство последующим поколениям".

Генеральный директор ДВЗ "Звезда" Андрей Рассомахин
отметил: строители железнодорожной ветки выполнили свои задачи добросовестно. С запуском железнодорожной ветки можно будет в течение двух лет вывезти радиоактивные отходы, которые скапливались в хранилищах на территории завода долгие годы.
Участники мероприятия выехали на саму дорогу. Тут торжества продолжились: была перерезана традиционная красная лента, забиты традиционные последние костыли в дорогу, открыта торжественная стелла. Затем гости помеcтились в электровоз и направились по направлению к Смоляниново. Дабы убедиться воочию, что дорога сделана на совесть.


Наверх