59,16 ↓ 100 JPY
90,35 ↓ 10 CNY
63,83 ↓ USD
53,97 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 3 м/c
EN
17 сентября
Вторник

Общество

Владивостокские балы трансформировались в "бабкин холл"

Как, где и под какую музыку танцевали разные поколения владивостокцев

Юрий Филатов, Лариса Гелина, Анжелина Шилан
Скучно жил 125 лет тому назад молодой Владивосток. Вот как вспоминает о городе тех лет современник:
"В семь часов город живет: магазины отперты, извозчики все на бирже, не только мужчины, но и большинство дам принялись за повседневные занятия. В двенадцать подается обед, и весь служащий элемент возвращается домой. В десять часов город погружается в сон, и только в немногих домах мелькают еще огоньки".
Маскарад - единственное шоу?
Единственными мероприятиями, где горожане могли встретиться и пообщаться, были городские балы и маскарады. Местами их проведения были Морское собрание и театральная зала мадам Галецкой. Но посещались они неохотно. Ведь население города составляло всего 13 000, из них 4 000 - китайцы. А русское население - офицеры, купцы и чиновники - давно знали друг друга.
Время шло, рос город, возрастало и его население. Да и мест, где устраивались балы и маскарады, стало больше. Открылись театры "Тихий океан" и "Золотой Рог", Народный дом и Пушкинский театр в Собрании приказчиков. Появился ряд клубов и собраний. В разрешенные церковью и правительством дни устраивались карнавалы и балы, то есть танцы и маскарады. Появились и свои специалисты по их проведению.
Объявления в местной газете 1909 года:
"Пушкинский театр приглашает на вечер – бенефис распорядителя балов и дирижера танцев г. Соломина. В программе: Концерт лилипутов. Новинка в развлечениях - электрические качели под музыку Ференца Легара. Большой маскарад с четырьмя призами: женский и мужской за лучшие костюмы и женский и мужской за лучшее исполнение танца "Дирижабль".
"Стрелково-охотничье общество устраивает в коммерческом собрании бал-маскарад. Будут представлены живые картины из охотничьей жизни и стрелковый тир для желающих".
Сад есть, танцев - нет
В городе было три больших сада для гуляний, но ни маскарадов, ни танцев в них не устраивали. Из путеводителя: "Городской сад на Светланской близ базара открыт летом, вход бесплатный. Китайцы, корейцы, нижние чины и лица, очень бедно и грязно одетые, не впускаются. По воскресеньям после обеда до 5-6 часов играет военный оркестр.
Адмиральский сад - между Светланской и бухтой, сзади адмиральского дома. Вход только для членов и гостей Военного и Морского собраний. Летом по четвергам и воскресеньям играет экипажный оркестр.
Летний сад "Италия" Агрести на противоположном берегу бухты Золотой Рог. Музыка Играет по воскресеньям и праздникам от 1 дня до 12 час. ночи. Вход платный лишь во время гуляний, начиная с 5 час. вечера. В саду - ресторан. Для детей устроены игры: гигантские шаги, качели, гимнастика (гимн. стенка), катание с гор. В саду
имеется кегельбан, бильярд, тир для стрельбы".
Летние же площадки для танцев устраивались в дачных поселках Садгород и Седанка. Танцевали тогда вальс, кадрили, польки и мазурки. Категорически запрещался кафешантанный кек–уок.
Танго в стиле "Cлава"

Годы гражданской войны перечень танцев значительно расширили. В дополнении к салонно–эстрадному "Танго смерти" и развеселым тустепу и рег–тайму американцы научили владивостокцев танцевать шимми, чарльстон и фокстрот.
Но власть переменилась, и танцы вышли на улицу. Все сады стали городскими общественными, и в них появились танцевальные площадки. Одна - в большом Морском саду, бывшем Адмиральском, вторая - в малом Морском саду - сад Матросского клуба, третью на субботниках построили комсомольцы на территории бывшего Покровского кладбища, четвертая разместилась в бывшем саду Агрести.
В них играли духовые оркестры, но танцевальную музыку перемежали с развлекательно-просветительной. Звучали мелодии из оперетт, песен из кинофильмов. Хорошей репутацией пользовались обе Морские танцплощадки, порядок там поддерживали гарнизонные патрули, две другие отличались более буйным нравом.
Но в хореографию стала вмешиваться идеология. Периодически раздавалось грозное предупреждение: "Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст". И потому запрещали то один танец, то другой - то линду, то румбу, то танго. После известного постановления "О преодолении низкопоклонства перед Западом" фокстрот получил название "быстрый танец", после на танцплощадках Владивостока остались лишь па-де-грасс, па-де-катр, полька, венгерка, краковяк и другие, которые танцевали еще прабабушки и прадедушки тогдашних горожан. Правда, отечественные хореографы создали современные национальные бальные танцы "Полянка" и "Сударушка". Но когда они звучали, танцевали немногие. Остальные просто стояли и смотрели. Конечно, площадка сопротивлялась как могла. Под песню Утесова "Пеструха" танцевали фокстрот, под мелодию из безукоризненно идеологически выдержанной пьесы Гусева "Слава" - танго.
Нарушителей отлавливали и выдворяли прочь. Зато сколько в те годы появилось вальсов - каждое уважающее себя ведомство обзавелось собственным. Были и "Пожарный вальс", и "Милицейский вальс", и вальс "Теплоход" о работниках речного флота, и доживший до наших дней "Офицерский вальс" ("Ночь коротка, спят облака...").
В начале шестидесятых неожиданно на танцплощадки и залы садов, дворцов и клубов вернулся чарльстон, и бабушки, помнившие все его 12 элементов, сразу же стали пользоваться повышенным уважением у внуков и их друзей. А проклятый буржуазный Запад подбрасывал все новые и новые танцы и мелодии. Сметая все, пронеслись шейк, рок-н-рол, твист, джайф. Даже тугодумные финны изобрели летку-енку…
Венские вальсы, аргентинские танго и американские фокстроты... Вначале все это прошло через танцплощадки и вечера танцев в клубах и дворцах культуры. Потом вечера танцев, на которых играли самодеятельные ВИА, в тех же клубах и ДК сменили дискотеки. А танцплощадки Владивостока стали исчезать одна за другой. Первой исчезла чуркинская, потом при возведении нового здания штаба флота и перепланировки сада убрали танцплощадку ДОФ. Место танцплощадки в городском парке заняли хозяйственные службы Покровской церкви. Танцплощадка
в парке Матросского клуба стало автостоянкой. Исчезли летние танцплощадки в парках Молодежном (Нагорном) на сопке Буссе и Сергея Лазо на станции Санаторной. Танцы переместились в ночные клубы...
Опрос
Нужны ли сейчас городские танцплощадки?
Надежда Головач, юрист:
- Моя юность пришлась на шестидесятые годы - тогда молодежь не ездила развлекаться в центр, а собиралась в своих районах. Тем более, в каждом из них были свои танцплощадки. Лично я ходила на танцы на площадку, которую мы между собой именовали "Парк Италия". Была выстроена деревянная сцена, установлен громкоговоритель, и народ под магнитофон танцевал вальсы, в том числе и дамские, быстрые танцы, какие уже и не помню за давностью лет. Билет, как сейчас помню, стоил пятьдесят копеек.
Там же мы знакомились с парнями (со своим мужем я именно там встретилась), они нас провожали до дому и ведь ничего не боялись - в самом парке дежурила милиция.
Помню, были еще популярные среди молодых людей площадки в клубе "Строитель" на Киевской и в клубе возле тарного комбината в районе Рыбного порта.
Однако в танцплощадках для молодежи нет ничего удивительного. А вот когда я ездила в Яросавль, видела, как там развлекаются пожилые люди. На огромной набережной играет духовой оркестр, и танцуют женщины и мужчины, которым уже хорошо за пятьдесят. Подобный вечер устраивается раз в неделю, и для пенсионеров это, конечно же, праздник. На который, кстати, их пускают бесплатно - игру оркестра оплачивает город.
Ольга Дроздова, 48 лет, менеджер по кадрам:
- Мы с подругами и сейчас регулярно ходим на танцы, частота наших вылазок зависит от настроения и финансового состояния, бывает, пляшем каждую неделю. Обычно ходим на дискотеки "для тех, кому за тридцать", в цирк, в матросский клуб, клуб железнодорожников и "Замок Купидона".
Самые популярные места, пожалуй, дискотеки в цирке и "Замке Купидона". В последнем больше молодежи, матросов срочной службы, а сама программа разнузданней.
Цены практически везде одинаковые - около 350 рублей за вход. Исключение - клуб железнодорожников, там билет стоит 250 рублей, но маленький и душный зал, зато сама атмосфера как-то приятнее. Еду и питье везде можно проносить с собой, есть и буфет, но там продают исключительно пиво. Практически везде развлекательная программа, но в цирке только диджей играет и стриптиз демонстрируют.
Все эти места не пользуются популярностью у солидной публики. А моя дочь иначе чем "быдло пати" и "бабкин холл" их не называет. Нам, разумеется, тоже известно, зачем туда приходит абсолютное большинство. Но есть среди всего этого люмпенского безобразия и вполне приличные люди. Так, моя приятельница познакомилась на одной дискотеке со своим будущим мужем. Он пригласил ее на танец в конце вечера, потом они обменялись номерами, уже через неделю ей сделали предложение, а через полгода пара обвенчалась в церкви и живет счастливо уже второй год!
Безусловно, в таком отдыхе многое не устраивает. Но просто в городе практически отсутствуют приличные места, куда люди могут прийти исключительно на танцы и не обязаны заказывать столик и, соответственно, выпивку и еду. Многие клубы почему-то устраивают дискотеки для тех, кому за тридцать, и ретро вечеринки по четвергам. Но ясно же, что работающие люди туда не пойдут, а в пятницу и субботу везде молодежь "тусит"...

Поделиться:

Наверх