Ежедневные Новости
Владивостока
66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Общество

Новый "кирпич" на прежнем месте

Кризис безопасности дорожного движения в России носит системный характер из-за кадров в органах ГИБДД

Игнат Ратовский
Вспомним всех поименно
Страшные ДТП, унесшие в летние месяцы не одну сотню человеческих жизней, стали жуткой приметой бытия практически всех регионов страны. В том числе Приморья.
В воскресенье 9 августа, например, на дорогах Приморского края было зарегистрировано 80 ДТП. При этом два человека, совсем молодые мужчины в возрасте до 25 лет, в этих ДТП погибли. Всего же только за июль 2009 года на территории Приморского края зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14 молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет.
Не случайно, видимо, в эти же самые дни первой декады августа уже второй раз подряд за лето президент Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное безопасности дорожного движения. Главными проблемами он назвал дороги, плохую подготовку водителей и неудовлетворительную работу ГИБДД и ее сотрудников.
По словам президента, за последние пять лет совокупные потери экономики страны от ДТП составляют 5,5 трлн руб., что "сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период". В "резонансных", по выражению Дмитрия Медведева, июльских ДТП отразились все российские "проблемы, связанные с организацией движения, состоянием дорог, ответственностью самих участников дорожно-транспортного движения".
При этом главную составляющую ответственности за происходящее глава государства возложил на сотрудников ГИБДД, которые "никогда не встанут перед новым "кирпичом". Президент привел пример с установкой знака "кирпич" в новом, еще неизвестном водителям месте, где сотрудники ГИБДД "ловят" водителей на нарушениях.
"Основная претензия заключается в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а стремятся наказать за уже совершенные действия", - подчеркнул Дмитрий Медведев. Глава МВД Рашид Нургалиев, чувствуя стыд при зачтении на президентском совещании сводок, ругал своих сотрудников и призвал "заканчивать вакханалию в наших рядах".
Неладно что-то в датском королевстве
Вакханалия – это было сказано мягко и, честно говоря, неточно. О бардаке в коррумпированной службе "проверок на дороге" говорится и пишется давно, правда, исправления ситуации нет и не предвидится. Проблема системна и, как показывают время и событийная чехарда в региональных службах ГИБДД, никак не решается именно из-за кадровой "непотопляемости" отдельных гаишников.
Например, несколько лет назад тот же Нургалиев, вскоре после назначения министром МВД нарвавшийся на федеральной трассе на взяточников в сержантских погонах, решил было, что суть проблемы – в непрофессионализме гаишников. Помните, тогда в течение нескольких месяцев все сотрудники ГАИ-ГИБДД Владивостока и Приморья были переаттестованы, а свои теплые места на дороге и в органах сохранили лишь те из них, кто имел на погонах звездочки? А также те, кто за время "перестройки" тем или иным способом ухитрились обзавестись справками о высшем или среднетехническом образовании. В итоге на дорогах прибавилось контролеров движения из числа офицеров и прапорщиков, но порядка-то стало ненамного больше. Разве что часть из новоявленных "золотопогонников" пошла под суд.
Взять, например, такую довольно капиталоемкую тему, как проведение техосмотров. На протяжении ряда лет в этих подразделениях запросто, но не бесплатно выдавали талоны техосмотра, в т. ч. и на неисправные автомобили - с нарушением норм светопропускаемости тонировки, трещинами и сколами на стеклах и т. д. Сотрудники одного из отделов ГИБДД настолько уверовали в безнаказанность, что печатали объявления в "Дальпрессе" (дословно - "делаю техосмотр без проблем"), и по телефону к ним обращались многие.
В июне 2009 года Следственными органами Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ПК возбуждено уголовное дело в отношении инспектора межрайонного отделения государственного технического осмотра и регистрации ГИБДД № 3 УВД Приморского края, подозреваемого в получении взяток (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Подозреваемый выдавал талоны технического осмотра на транспортные средства без проведения в установленном законом порядке осмотра транспортных средств и проверки документов.
Но, видимо, бизнес на техосмотре был доступен не для всех, поэтому некоторые сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения осваивали другие преступные сферы. Недавно прокуратурой Приморского края направлено в суд уголовное дело в отношении 18 (!) инспекторов ДПС ГИБДД УВД Находки и двоих оперуполномоченных Находкинского межрайонного отдела УФСКН России по Приморскому краю, обвиняющихся в должностных преступлениях. По сообщению Управления ФСКН России по Приморскому краю, уголовное дело было возбуждено по результатам оперативно-розыскных мероприятий. Было установлено, что двое сотрудников наркоконтроля передавали марихуану сотрудникам ДПС ГИБДД УВД Находки, которую те затем использовали для искусственного завышения показателей своей работы, составляя фиктивные протоколы об изъятии наркотиков и административных правонарушениях. Всем обвиняемым предъявлены обвинения по статьям 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 228.1 (сбыт наркотиков) УК РФ, предусматривающими в качестве наказания лишение свободы на срок до 20 лет и штраф до одного миллиона рублей.
Впрочем, сегодняшняя борьба с оборотнями в погонах в Приморье обернулась, по мнению автора, компанейщиной – в т. ч. разгоном из краевого ГИБДД многих настоящих профессионалов. Вместо которых в руководящих креслах вновь могут утвердиться те, кого ранее за дело отстраняли от должностей.
Оппонент с кулаками
В мае 2002 года во Владивостоке был скандально – с показом телесюжета на всю страну всеми телеканалами - отстранен от должности милиционер, ударивший Светлану Демидову - участницу акции протеста рыбаков "Дальморепродукта". Героем скандала оказался тогдашний начальник Владивостокского городского управления ГИБДД подполковник милиции Александр Лысенко. Сначала силовики края все как один вступились за честь мундира Лысенко. Например, в краевом УВД, ни в коем случае не оправдывая подполковника Лысенко, журналистов уверяли: до того как милиционер ударил пикетчицу, вышедшую на митинг с трехлетней дочкой на руках, она несколько раз с силой ударила Лысенко своей сумкой. Более того, во время разгона пикета с целью возобновления движения по Океанскому проспекту якобы пострадали не только рыбаки и рыбачки, но и три сотрудника милиции, у одного из них даже выявили сотрясение мозга.
Но силовой разгон милицией несанкционированной акции вкупе со скандалом о рукоприкладстве получили слишком громкий резонанс в России. Во Владивосток для служебного расследования прибыла комиссия МВД страны. Александр Лысенко был отстранен от должности, но из рядов не уволен - на целых семь лет он "затерялся" в сетях кадрового резерва ГИБДД, потом объявился в службе тыла УВД Владивостока.
Как многим тогда казалось, на успешно развивающейся карьере подполковника был поставлен жирный крест. Ан нет! Со временем с опального подполковника сняли взыскания. Затем Лысенко отправили в академию МВД, дали "генеральное" образование.
К слову, во время работы по последнему месту службы Лысенко много чего сделал... и не сделал. Вот, например, данные за 2005 год. На постоянные жалобы городских милиционеров на нехватку обмундирования и топлива тыл УВД краевого центра лишь горестно разводил руками: мол, это все дела федерального бюджета, а он у нас прижимист, сами знаете. Зато в том же году мэр Владивостока сумел купить для городской милиции на средства городской же казны 26 компьютеров и плазменную панель для дежурной части города. Бензина на 300 тысяч рублей. Произвести ремонт здания УВД города на 472 тыс. рублей и купить "шерлокам холмсам" мебель на 136 тыс. рублей. Напомню, вообще-то это круг обязанностей замначальника УВД Владивостока по тылу, за которого, судя по этим данным, вполне возможно впахивали преимущественно другие.
Недавно Александру Викторовичу, долгие годы обитавшему на вещевом складе огромного милицейского офиса на Народном проспекте, было даже присвоено звание полковника. В общем, как выразились в беседе с автором сотрудники пресс-службы ГИБДД Приморья, прекрасных администраторов не забывают, и сейчас забвение Лысенко, похоже, заканчивается. На днях мы были буквально ошарашены назначением – пока, правда, с приставкой и.о. - "нетленного" Лысенко на должность начальника крайГИБДД: того самого нового "кирпича", который обязан навести порядок…
Берут меня сомнения
По информации пресс-службы ГИБДД ПК, возвращение Лысенко носит временный характер: на период отпуска нынешнего начальника крайГИБДД. Впрочем, ничего более постоянного, чем временное исполнение обязанностей, порой не случается! Скандальность ситуации придает и тот факт, что у руководителя регионального ГИБДД имелись все положенные по штату заместители. Однако и.о. на время отпуска назначили не кого-либо из них, а постороннего - полковника городского УВД, то есть совсем из другого милицейского подразделения с совсем другими должностными функциями.
Кстати, совсем недавно на федеральном уровне было заявлено о сдаче экзаменов сотрудниками ГИБДД на знание нового профессионального Кодекса чести. Согласно новому регламенту, утвержденному МВД, отношение сотрудников инспекции к участникам дорожного движения должно кардинально измениться. Стать более человечным. Инспектор на дороге должен не только регулировать движение, но и помогать, к примеру, перейти дорогу инвалидам, детям, пожилым людям, вызвать техпомощь сломавшейся автомашине. Экзамен на знание пунктов нового регламента, который заставит подобреть сотрудников патрульно-постовой службы, необходимо будет сдать до 1 сентября. Вот только поможет ли эта мера стать более внимательными и человечными инспекторам и их начальникам не только по приказу, но и по совести?


Наверх