59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+6° ветер 4 м/c
EN
22 сентября
Воскресенье

Общество

Певица Пелагея: Фольклор и рок близки друг другу

Талантливая девушка сразу отказалась от псевдонародных авторских песен и картонных березок за спиной

Казалось, эта идея была обречена на провал. Вместе с самой певицей Пелагеей. Однажды она решила атаковать зубастый шоу-бизнес русскими народными песнями. Лучше бы эта девушка вышла с рогаткой против медведя. От подобной "наглости" шоу-бизнес замер. Но голос в три с половиной октавы положил на лопатки не только маститых продюсеров, но и публику, которая искренне считала, что народные песни, цветастый сарафан, кокошник и пятнистые березки друг без друга не существуют. О растоптанных стереотипах и своей миссии Пелагея рассказала "МК" в Питере".
Кошмар в кокошниках
- Ой, да не вечер, да не вечер! - убедительно пела Пелагея, хотя вечер как раз был налицо. Как ни странно, но ей радостно подпевали те, кому чуть-чуть за двадцать. Чуть-чуть за двадцать и самой Пелагее. В ее домашнем шкафу не отыскать ни одного кокошника и сарафана. А с березками певица и вовсе обошлась не по-человечески. Похоже, она не хотела брать пример с народных исполнителей, которым приятнее петь тогда, когда за спиной на сцене стоят картонные пятнистые деревья. Березки Пелагея заменила на музыкантов с бас-гитарами и ударными установками.
- У нас не стоит задача написать псевдонародный хит, используя заезженные "траву-мураву" да березонек плакучих. И этот кошмар в кокошниках не имеет ничего общего с тем, что мы делаем. Время от времени мы даже совмещаем народную музыку и рок. Но ведь это очень близкие друг другу жанры. Простота, страсть и искренность, обычные человеческие ценности - это все есть и в роке, и в настоящем фольклоре. А кроме того, рок-н-ролльные инструменты дают широкие возможности для аранжировки народных песен. Ну и сам рок вышел из народного искусства. Чего в нем только нет! Там и негритянский госпел (духовная христианская музыка. - Прим. ред.), и ирландская баллада... Совмещая рок и фолк, можно приблизить молодежь к народным песням. Это что-то вроде миссии нашей.

- Ваши песни сейчас можно услышать в хит-парадах. Как вы думаете, с чем связано такое возвращение молодежи к фолку и русским народным песням?

- Время изменилось. Выросло поколение, которому никто не вдалбливал, что в России нет фольклора, а есть лишь официально разрешенные псевдонародные авторские песни. И это поколение интересуется своими корнями, возможно, оно даже ищет гармонию с предками. Наверное, молодые люди теперь мечтают найти в фолке радость от того, что они родились именно на этой, нашей земле. Это что-то вроде погружения в судьбу огромного народа. Проще преодолевать свои трудности, когда знаешь, что ты часть одного большого целого...

- Получается, тот же экономический кризис вполне может сделать фольклор еще более популярным? Возможно такое?

- В сегодняшней тотальной незащищенности людей действительно должно что-то объединять. Почему не фольклор? К тому же молодым уже давно не нужна идеология, навязанная сверху.
Пелагея замолчала. Следующие несколько минут она с упоением говорила об "архетипе русского народа и идентификации в нем". Казалось, что для певицы в 23 года не может быть темы интереснее. Оно и понятно: Пелагея, закончив ГИТИС экстерном, свободные вечера проводит за написанием диссертации по психологии.
- Каково это - петь песни, написанные за много лет до вашего рождения, песни с огромной, нередко трагической историей?

- Я могу сказать, что русская песня - это абсолютно живое существо, с которым надо найти общий язык. Иногда это не удается, песня сопротивляется не столько исполнению, сколько обработке. Если песня не "наша", то мы и не начинаем работать над ней, просто оставляем ее в покое. Значит, не время ей еще выйти на сцену, или мы еще не готовы...
К тому же я стараюсь адаптировать фольклор к современному "уху". Потому что аутентичный материал - это песни по 76 куплетов. Мне их интересно петь, но кто это дослушает до конца?
- А есть что-то общее между народными песнями России и, скажем, Грузии?
- На уровне фолка все страны - близкие братья. Никогда песенная культура не противопоставляется одна другой. Это видно на фестивалях, где участвуют представители различных культур. Ну, вот смотрите: в июле мы работаем на двух международных фестивалях. Один у вас в Питере, другой - в Западной Украине. И там и там мы хедлайнеры... С кем на пару? С Нино Катамадзе! По-моему, это лучший ответ на ваш вопрос! А фолком действительно можно объединять народы, сближать страны.
"С "Первым каналом" у меня не было проблем"
- Вы пели перед президентами ведущих стран мира. Ельцин, говорят, прослезился на вашем выступлении, а Жак Ширак назвал вас "русской Эдит Пиаф". Даже Алексий II - и тот был вашим поклонником. Вам удалось с кем-нибудь из них пообщаться?
- Алексию II меня однажды представили лично. И все. Но, я думаю, при такой миссии, которую исполнял Святейший, ему были "знакомы" десятки тысяч людей. Два раза я имела возможность побеседовать с ним... Насчет "поклонника" - это точно перебор. У него было столько забот... Он просто одобрил наше желание возвращать русскую песню в современную культуру.
- Вы как-то сказали, что перед любыми концертами (и теми, на которых президентов нет) запасаетесь пустырником. Неужели фолк петь так страшно?
- Дело не в этом. Я волнуюсь перед выходом к людям. Публичное выступление - это и пытка, и удовольствие. Я волнуюсь за качество звука, за то, как публика примет наши эксперименты, я переживаю даже за свой голос. И эти тысячи глаз, которые смотрят на меня... Это очень мощный рентген, он высвечивает меня до самых глубин...
- Думаю, с вашим голосом в три с половиной октавы никакой рентген не страшен. Об опере не думали еще?
- Никогда, - быстро отозвалась Пелагея. - Я уверена, что для оперы у меня нет природных данных. Там нужна мощь, другая сила. Я - "микрофонный" исполнитель. И образование должно быть на порядок выше, чем у меня. И еще. Мне очень нравится работать в небольшом коллективе, где нет интриг и других "прелестей" театра.
- Кстати, об интригах. После вашего скандального ухода с шоу "Две звезды" возможно, что вы еще вернетесь на "Первый канал"?
- Возвращение? А что, я ушла куда-то? С каналом у меня никогда не было проблем. Выводы из той ситуации я для себя сделала: в долгосрочном шоу я больше участвовать не буду. Просто больше внимания надо уделять подписанию договора, заранее оговаривать даты и условия съемок. Чтобы не получилось, как с шоу "Две звезды": я подписывала договор лишь на пять передач, а меня просили после записать еще несколько программ.
- Сейчас вашим продвижением занимается мама. Были предложения от известных продюсеров взять вас под свое крыло, или никто, кроме мамы, не представляет пока, как работать с такой музыкой?

- Периодически появлялись люди, которым кажется, что вот они-то точно знают, как, в каком ключе и с кем это все делать... Но нам они не нужны. Те нетрадиционные для российского шоу-бизнеса методы, которыми пользуется моя мама и продюсер группы, уже давно дают свои плоды. У нас, даже несмотря на кризис, полные залы по всей стране, получаем за альбомы всякие премии. Мы с мамой никогда ни у кого и ни о чем не просили.

Поделиться:

Наверх