66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Экономика

Как грамотно выбрать виртуальный магазин

Схемы развода, изобретенные интерент-мошенниками, вполне достойны известного сына турецкоподданного

Например, создается копия настоящего магазина с распродажами, с продажей конфискованного товара. Собираются деньги за заказы, однако товар клиенты не получают. Затем, когда начинает возникать слишком много вопросов, угроз или попыток вычислить и найти организаторов, сайт благополучно закрывается, а злоумышленники исчезают.
Хуже, если мошенники узнают реквизиты вашей кредитной карты и снимут все деньги со счета.
К более грамотным способам обмана можно отнести такие ситуации, когда в каталоге указана одна цена, а при получении товара - намного выше. Или когда вместо качественного товара, предлагающегося на сайте, вам присылают китайскую подделку, утверждая, что она сделана по лицензии известной фирмы. При этом цену вы платите, как за оригинал!
Поэтому скомпилировав советы опытных онлайн-покупателей и продавцов, мы представляем вашему вниманию небольшую памятку про то, как не быть обманутым.
*Первое, на что стоит обратить особое внимание, - это наличие на web-сайте интернет-магазина максимально полной информации о продавце. А именно - контактной информации: юридического адреса, телефона (стационарного) или факса. Кроме того, подсказывают специалисты интернет-магазина Vladmag.ru, фирме не лишним будет указать и свой юридический статус (ИП, ЧП, ООО...), лицензию либо иную информацию о государственной регистрации.
Стоит ли обеспокоиться, если вместо всей вышеперечисленной информации компания скромно представлена лишь номером сотового и электронным адресом? К сожалению, мы не можем ответить вам конкретно "да" или "нет". Потому как причиной скромности может быть банальное нежелание засветиться перед налоговой службой. С другой стороны, и наличие юридического адреса не даст стопроцентных гарантий, что вы получите свой товар. Впрочем, есть компании, которые обязаны выставлять максимум информации о себе. По словам начальника справочной службы аптечной сети "О Вита" Валерии Косаревой, за размещением аптеками своих данных следят очень строго, а поэтому информацию о себе они выставляют максимально точную и полную.
Практика показывает, что и интернет-магазин, основанный чуть ли не частным лицом на дому, может работать честно, а крупная компания, работающая на рынке не один год, не выполнять своих обязательств. Правда, вторую легче привлечь к ответу.
История №1
Обычно Вадим старается пользоваться только широко известными магазинами. Надо сказать, он весьма опытный online-покупатель: с помощью Интернета Вадим обзавелся не одним десятком книг (покупал и для себя, и для своей компании), несколькими дисками с музыкой и кино. Не пренебрегает Сетью и при покупке техники.
Тем не менее это не помешало ему заказать в анонимном магазине автомагнитолу Prology - в других магазинах просто желаемой модели не было. Страх, конечно, был: стоила она почти 6 тысяч рублей (не считая 700 руб доставки), а на сайте, между тем, не было ни адреса, ни телефона. Впрочем, работали продавцы довольно оперативно и товар прислали в срок.
История №2
Месяца три тому назад Александр попытался купить осушитель воздуха. Продавец - интернет-магазин одной из ведущих компаний Москвы. Заполнил, отправил заявку. Не дождавшись осушителя, позвонил в магазин. Ответивший менеджер пообещал скорую доставку, но ни счетов, ни осушителя ему не прислали. Александр еще раз позвонил, потом еще раз, однако компания не выполнила своих обещаний до сих пор.
*Не лишним будет обратить внимание на уровень домена (символьного имени сайта в Интернете), на котором расположен сайт. Будьте осторожней с сервисами, расположенными на бесплатных хостах. Домен должен быть только второго уровня. Хотя, конечно, сегодня и это не гарантия: регистрация домена второго уровня в зоне.ru стоит достаточно дешево, и мошенники идут на то, чтобы зарегистрировать отдельный домен под каждую отдельно взятую махинацию.
Специалисты рекомендуют в этом случае проверить информацию о доменных именах, в частности, когда они были зарегистрированы. При определенных познаниях и навыках это не трудно сделать. Сложно самим? Спросите совета разбирающегося в Интернет-тонкостях человека. Без сомнения, надежней воспользоваться услугами хорошо проверенного сервиса, домен которого зарегистрирован отнюдь не месяц назад.
*Если вы расплачиваетесь электронными деньгами, например WebMoney, проверьте данные получателя платежа.
*Еще можно посмотреть дату последнего обновления информации на ресурсе. Согласитесь, что если продавец давно не обновлял информацию, то есть не уделяет должного внимания своему сайту - главному инструменту в его бизнесе, то нет никакой гарантии, что вы получите внимания больше.
*Не покупайте ничего на небольших сайтах, где предоставлено по 5-6 товаров, поскольку, сегодня они есть - завтра их нет!
*Имейте в виду, некоторые мошенники работают под крупные, уже завоевавшие популярность магазины, и их главная отличительная черта – неправдоподобно низкие цены. Вот это должно насторожить, потому как вещь, цена которой, допустим, пятнадцать тысяч, не должна и не может стоить в три раза дешевле. Даже учитывая сравнительно низкую затратность интернет-продаж.
*Обращайте внимание на то, как оформлен сайт магазина. Если он выглядит непрофессионально, отсутствует фактический адрес или телефон продавца, это уже является поводом для беспокойства.
*Подготовьтесь к покупке заранее. Изучите все характерные признаки той вещи, которую вы будете приобретать.
*Еще один нюанс. Многие интеренет-магазины практикуют электронную форму оплаты через WebMoney или Яндекс-кошелек. И все-таки, считает владелица магазина vladbaby.ru Евгения Сенина, платить курьеру, принесшему товар, гораздо выгоднее: можно тщательно осмотреть вещь, примерить ее.
*Кроме того, не поленитесь: покопайтесь в Сети, посмотрите форумы, и, вполне возможно, вы найдете отзывы о магазине, которым вы заинтересовались.

Внимание: товар!
Интереса заслуживает не только продавец, но и сам товар. Поэтому при выборе его нужно четко знать:
- компанию производителя. В идеале это, конечно, должен быть юридический адрес, контактные данные, однако, как показывает практика, зачастую продавцы обходятся лишь упоминанием страны-производителя.
- технические характеристики товара, его размер, вес, обязательно его изображение.
- рекомендуемый срок службы, если это, например, бытовая техника, или срок годности, если это лекарства или продукты питания.
- гарантийные обязательства продавца для товаров длительного пользования, то есть в течение какого срока в случае поломки продавец обязуется устранить обнаруженные неисправности бесплатно. Правда, приготовьтесь к тому, что на некоторый товар (сотовые телефоны, например) дополнительный год гарантии обойдется в лишние тысячу-полторы рублей. Немаловажно, есть ли в вашем городе техцентры, где могут обслужить вашу покупку. Ведь если ближайший центр находится где-то в Западной Сибири, то к чему он вам вообще нужен?
- наличие запасных частей и расходных материалов для товаров длительного пользования, их ориентировочную стоимость и доступность.

Онлайн-торговля в России: шаг вперед и два назад
Для полноты картины представляем вам мнение практически профессионального интернет-покупателя - заместителя директора ООО "Центр репутационных технологий" Виталия Гречанюка:
- Как-то мне подкинули задачку: купить современный диктофон Olympus с набором микрофонов (компактный, длинный, для записи телефонных разговоров) и даже какой-то приблудой для защиты от ветра. Короче, вооружение журналиста 21-го века. Ещё понадобилось заказать тушку фотоаппарата Sony Alpha 200.
Usability (удобство использования) большинства сайтов весьма плачевное. Даже когда эстетически сайт приятен, в нем, порой, главные кнопки - "заказать" или "в корзину" - как будто специально спрятаны. Причем этот эффект проверялся потом и на менее опытном пользователе.
Еще не радует географическая неграмотность московских менеджеров. Некоторые, например, полагают, что Владивосток - это где-то в Московской области. Что-то вроде остановки метро "Приморское".
А также они просто игнорируют пожелания заказчика, которые указываются в поле примечаний. Для чего тогда его было делать?
Например, у меня было четко сформулированное требование: я хочу оплатить покупку электронными деньгами (WebMoney или Яндекс.Деньги), т. к. это для меня привычно и переводить финансы в иные носители просто нелогично. Но менеджер высылает счет в Excel для оплаты по безналу и уверяет, что иных способов нет. Хотя в справочном разделе сайта "Способы оплаты" описан выбранный мной способ оплаты и даже имеется соответствующий переключатель на одном из шагов оформления заказа. Это крайне раздражает.
В итоге у части сайтов нужных мне товаров не оказалось в наличии (в частности фотоаппарата). У других не было полного комплекта "запчастей" диктофона.
Переписка затухает со стороны продавца, как только он понимает, что сходу заполучить заказ не получается. Наверное, пресловутый кризис их не затронул, раз уж они не сильно суетятся перед клиентом.


Наверх