57,27 ↑ 100 JPY
95,56 ↓ 10 CNY
64,07 ↑ USD
56,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 3 м/c
EN
19 апреля
Пятница

Общество

Джонни Д. не впечатлил зрителей своей шляпой

Идеализированный Диллинджер напоминает отгламуренную версию Клайда без Бонни

Евгений Северин

год - 2009
страна - США
слоган - "America's Most Wanted"
режиссер - Майкл Манн
сценарий - Ронан Беннетт, Майкл Манн, Энн Бидермен,...
продюсер - Дж. Мак Браун, Брайан Х. Кэрролл, Гусмано Цесаретти
оператор - Данте Спинотти
композитор - Эллиот Голденталь
жанр - триллер, драма, криминал, история
бюджет - $100 000 000
сборы в США - $88 096 000
сборы в мире - $112 717 619


сюжет

Сюжет фильма повествует о легендарном грабителе банков Джоне Диллинджере. Дерзкие нападения сделали его выдающимся героем для всех угнетенных и главной мишенью для лучшего агента ФБР Мелвина Первиса и директора бюро Джея Эдгара Гувера. Никто не мог остановить банду Диллинджера. Ни одна тюрьма не могла его удержать. Обаяние и отчаянные побеги прославляли преступника в обществе, считавшем банки главной причиной Великой депрессии. В то время, как приключения лихой банды, к которой примкнули Малыш Нельсон и Элвин Карпис, вдохновляли обозленных граждан, Гувер решил воспользоваться случаем и превратить Бюро расследований в главную правоохранительную организацию страны, ФБР. Он сделал Диллинджера самым опасным врагом Америки, а спасителем нарек Первиса, гордость Федерального бюро.

По факту - "Враги общества" - осовремененный вариант хорошего фильма Брайана Де Пальмы "Неприкасаемые" с Робертом Де Ниро и Шоном Коннери в главных ролях. Естественно, Дэппу до Де Ниро столько же, сколько Бэйлу до Коннери, а Манну - до Де Пальмы (и это несмотря на имеющиеся в его активе "Схватку" и "Соучастник"), а снять свой фильм о 30-х годах страсть как хочется. Взяв за основу документальный роман Брайана Барро "Враги общества: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР", режиссер ненавязчиво отрезал вторую часть заголовка. Вырезав важнейший кусок книги, Манн упростил свой фильм донельзя, зато адаптировал его для жующего попкорн большинства. Следующими пали вменяемые диалоги, на их место пришли бесконечные перестрелки на томми-ганах и винчестерах. Дошло даже до страшной "фишки", которую очень любили в свое время режиссеры вестернов: хорошие парни носят белые (ну или синие) шляпы, плохие - черные.

Хороший в принципе режиссер Майкл Манн никогда не страдал в своих фильмах творческим дуализмом, отличался лишь завидной прямолинейностью и апатией к каким-либо экспериментам. Да-да, и в этот раз Манн снял "Схватку". Вот только совсем непонятно, каким Диллинджера хотел режиссер показать: таким, каким изображали его в отчетах агенты Бюро Расследований или же таким, каким он был в газетах? Т. е. в первом случае он был демоном в человеческом обличье, а во втором - с точностью до наоборот. Манн не удержался и решил в своем фильме доказать, что в этом гангстере сочеталось и то, и другое. Но, как известно, за двумя зайцами погонишься...

Со вторым вариантом все предельно просто: идеализированный Джонни Диллинджер ведет себя как отгламуренная версия Клайда без Бонни в блестящем исполнении Уоррена Битти, только с зашкаливающим уровнем напускной серьезности. С первым же - куда сложнее. Федералы видели в Джонни если не самого Сатану, то точно одного из его наместников на этой бренной земле. В попытке нарисовать воплощение вселенского зла Манн залезает на территорию перфекциониста Дэвида Финчера. Зависимый от мнения общественности, Диллинджер перевоплощается в серийного убийцу по имени Зодиак, который, как и Джонни, не просто "любил убивать людей", а стал благодаря этому главным героем таблоидов и неким явлением в массовой культуре. Ну а в моменте, когда герой Дэппа лично приходит в участок и его там никто не замечает, нельзя не вспомнить другого маньяка из фильмов Финчера. Вы, надеюсь, поняли, о ком я? И если Финчер таким ходом как бы говорит зрителям, что "зло всегда где-то рядом" и показывает всю беспомощность совместной работы тандема "Питт-Фримен", то у Манна ничего кроме идиотизма такой поступок Диллинджера вызывать не может.

Но самое забавное в ситуации с "Джонни Дэ" в том, что при просмотре не исчезает ощущение, что смотришь, нет, не своеобразный римейк ленты Де Пальмы, не серьезное переосмысление спилберговского "Поймай меня, если сможешь" (хотя все на месте: очаровательный хитрюга весь фильм обводит за нос балбесов-полицейских) и даже не очередную вариацию вышеупомянутой "Схватки", а поражающий своим масштабом бесстыжий копипаст прошлогоднего "Темного рыцаря", в котором по иронии судьбы та же "Схватка" неоднократно цитировалась. Сходства на каждом шагу: одинаковая структура повествования, четкое разделение добра и зла, угрюмый Бэйл на подтанцовке и обаятельное воплощение вселенского зла с суровым детством и патологической страстью к признанию, локальной суматохе и мешковатым пальто. Кстати, заметьте даже есть некоторое сходство между словами "Джокер" и "Джонни". Но если год назад все вышеперечисленное в совокупности выдавало такую ядреную смесь, что некоторые особо впечатлительные могли обделаться от всего этого монорельсового безумия прямиком в кинотеатре, то теперь те же яйца, но "в профиль", смотрятся несколько убого. Почему? Может, все дело в шляпах?

Поделиться:

Наверх