59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 2 м/c
EN
21 сентября
Суббота

Общество

Предприниматели Приморья выходят с инициативами

Фото: ОПОРА РОССИИ
Вместе мы победим!

Председатель Приморского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ" Игорь Савинов комментирует последние изменения в законодательстве


Игнат Ратовский
За последний период произошли серьезные изменения в федеральном законодательстве, принят ряд правительственных решений, направленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. За комментариями мы обратились к члену правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", председателю Приморского регионального отделения – Савинову Игорю Владимировичу.
- Принят закон, ограничивающий проведение проверок в отношении предпринимателей.
С 1 мая 2009 года вступили в силу статьи Федерального закона № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", устанавливающие новый порядок проведения внеплановых проверок контрольно-надзорными органами субъектов МСП.
Если коротко: все проверки всех органов (СЭС, пожарные, структуры МВД, муниципальные органы и т. д.) только с санкции прокурора, а плановые - не чаще, чем один раз в 3 года.
Предпринимателям необходимо понять, что сейчас любая внеплановая проверка в отношении них любыми контрольно-надзорными органами без наличия разрешения на проверку за подписью прокурора – является незаконной!
И они могут смело выставлять проверяющих "за дверь". На сегодняшний момент Приморским отделением "Опора России" совместно с прокуратурой Приморского края и прокуратурой г. Владивостока, совместно с Приморской краевой коллегией адвокатов подготовлена методичка, разъясняющая права предпринимателей при проведении проверок в соответствии с вступившим в силу Законом. При нарушении 294-ФЗ и игнорировании его контрольно-надзорными органами предприниматели могут обратиться в региональное отделение "Опоры России", и через представительства в советах при прокуратуре края и прокуратурах городов и районов Приморья мы будем выносить эти вопросы для реагирования органами Прокуратуры РФ.
Статьей 8 этого же закона, вступившей в силу 1 июля 2009 года, предусматривается введение уведомительного порядка начала осуществления бизнеса для отдельных видов предпринимательской деятельности. На сайте "Опоры России" и в Приморском отделении "Опоры России" можно ознакомиться с подготовленной памяткой по началу предпринимательской деятельности, разработанной в соответствии с вступившими в силу положениями закона.
17 июля 2009 года подписан закон, отменяющий обязательное применение контрольно-кассовой техники плательщикам ЕНВД.
Документом предусматривается добровольность применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, при условии обязательной выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарного чека, квитанции и др.). Давно ожидаемое событие стало реальностью после Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству 22 апреля, организованного Минэкономразвития РФ и "ОПОРОЙ РОССИИ".
Несмотря на то что принятый закон дает право со дня вступления не применять ККТ и устраняет ответственность за его неприменение, в принятом документе остается ряд противоречий и неточностей, над которыми еще необходимо работать. В частности: наиболее важным представляется получение официального разъяснения Правительства РФ о распространении принятого Закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты РФ" на плательщиков ЕНВД, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией. Налицо возникшая правовая коллизия: принятый закон освобождает от обязанности применять ККТ, а 171-ФЗ предусматривает обязанность применять кассы всем, торгующим алкоголем.
На эту проблему также обратил внимание Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отметив 28 июня на встрече с лидерами фракций Государственной думы РФ: "Я прошу устранить это противоречие в законах - иначе все это будет смотреться как обход данных нами когда-то обещаний".
Непонятна судьба прежних ККТ: имеют ли право предприниматели применять имеющиеся у них кассы без регистрации в налоговых органах и соблюдения иных требований к кассам.
Предоставление такой возможности логично, поскольку для плательщиков ЕНВД контрольно-кассовая техника перестает быть объектом контроля, а превращается просто в "печатающие устройства для чеков".
По всем этим вопросам "Опорой России" подготовлены и направлены обращения, результаты рассмотрения которых и принятые решения будут размещены на портале "Опоры России" в профильной Актуальной теме "Вопросы правоприменения закона о добровольном применении ККТ при уплате ЕНВД".
В перспективе "ОПОРА РОССИИ" планирует внести на рассмотрение руководства страны другие проблемы использования ЭКЛЗ, в том числе вопрос о завышенной стоимости ленты, монополизме производителей ЭКЛЗ, необходимости ежегодной замены и ограниченности срока эксплуатации ККТ, а также обязательности покупки голограмм, пломб и т. д.
17 июля 2009 года внесены поправки в Федеральный закон № 159 "О льготной приватизации в интересах малого бизнеса".
Поправками уточняется критерий добросовестности арендатора выкупаемого помещения. При реализации закона в прежней редакции предприниматели по всей России, в том числе и приморские предприниматели, столкнулись с серьезными проблемами. Муниципальные власти часто весьма своеобразно интерпретировали критерии добросовестности арендаторов. Теперь реализация права на выкуп помещений полностью перестанет зависеть от наличия задолженности по арендной плате. Условием права на выкуп сейчас будет является отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пени на день подачи арендатором заявления о выкупе. При этом, если даже раннее предпринимателю было отказано в его праве на выкуп, муниципалитет обязан принять у него повторное заявление и рассмотреть его по новой в соответствии с вступившими в силу поправками в закон.
Также предусмотрено снижение с 3 до 2 лет срока аренды субъектом МСП объекта государственного и муниципального недвижимого имущества. Это решает проблему предприятий, вынужденно прошедших перерегистрацию в 2006 г. в связи со вступлением в силу новых правил лицензирования на алкогольном рынке страны и в связи с этим не подпадавшим под закон в его прежней редакции.

Тем самым количество предпринимателей, имеющих право выкупа, значительно расширилось. Одновременно с этим законопроектом исключается положение о залоге в силу закона при предоставлении рассрочки по выплате выкупной цены арендованного имущества. При необходимости положение о залоге может включаться в договор о выкупе арендованного имущества, что сделает ненужным государственную регистрацию отдельных договоров залога и, таким образом, упростит процедуру выкупа.
Напомним, "ОПОРА" также официально обратилась в Госдуму, Правительство, Минэкономразвития с просьбой поддержать предложения "ОПОРЫ" и рассмотреть возможность внесения изменений в 159-ФЗ в части распространения закона на федеральное имущество, на имущество ГУПов (МУПов), отмены НДС для покупателей по 159 закону и о продлении сроков действия "льготной приватизации" до 1 июля 2012 года.
Подписан закон, дающий право на безаукционное продление аренды для малого бизнеса до 2015 года (внесены изменения в статьи 171 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции").

 
До 1 июля 2015 года разрешено заключение с субъектами малого и среднего предпринимательства договора на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договора аренды, заключённых до 1 июля 2008 года в отношении: государственного или муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления; государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждением. Напомним, инициаторами внесения соответствующих поправок в 135-ФЗ выступили Федеральная антимонопольная служба и "ОПОРА РОССИИ". Эту инициативу также поддержало Министерство экономического развития РФ.
Подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части ипотеки нежилых помещений). В действующее законодательство вводятся положения, позволяющие принимать в залог нежилые помещения по аналогии с правилами, действующими в отношении жилых помещений.

Произошла корректировка налогового кодекса, и теперь до 60 миллионов рублей увеличен предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения.
Это уже вступившие в силу положения и законы. Также сейчас ведется работа над рядом полезных для малого бизнеса законопроектов. "Опора России" всецело поддерживает и ведет совместную проработку предложенных "Единой России" законодательных инициатив, направленных на совершенствование налогового и уголовного законодательства.
Так, законопроектом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" предлагается механизм, ускоряющий принятие решения о возмещении НДС. Теперь это будет происходить сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации.
В ходе последующей камеральной проверки налоговый орган должен будет убедиться в соблюдении налогоплательщиком всех условий возмещения налога, а в случае выявления нарушения - привлечь его к ответственности. В настоящее время плательщики НДС могут получить из бюджета возмещение излишне уплаченного налога только после камеральной проверки налоговой декларации. По существующему порядку, с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более 4-х месяцев, что приводит к временным и финансовым потерям для предпринимателей. В условиях глубокого экономического кризиса скорость возмещения налога приобретает первостепенное значение.
Другой законопроект - "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает внесение взаимосвязанных изменений в налоговое и уголовное законодательство в вопросах привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Поправки в Налоговый кодекс конкретизируют процедуру направления материалов в органы внутренних дел при выявлении недоимки. Причем только после вступления в законную силу решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В настоящее время это возможно даже без установления факта совершения правонарушения при проведении налогового контроля. Поправки в Уголовный кодекс направлены на увеличение предельного размера недоимки, который позволяет привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности.
Существующие показатели сумм неуплаченных налогов и сборов были установлены еще шесть лет (!) назад и с тех пор не пересматривались (100 тыс. рублей - для граждан и 500 тыс. рублей - для организаций). Предлагается установить сумму для граждан в размере 500 тыс. рублей, а для организаций - 1,5 млн. рублей. Принятие указанных законопроектов приведет к решению застарелых проблем, касающихся возмещения НДС и усложнения привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности за налоговые преступления.
Прогрессивные и крайне актуальные в современных условиях предложения депутатов Государственной думы позволят значительно ослабить "налоговый террор". Мы разделяем позицию спикера Государственной думы РФ Б. С. Грызлова, который заявил, что "интерес государства не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и "село" в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков добросовестно исполняли свои обязанности". Эта емкая формулировка в полной мере отражает смысл указанных законопроектов.
Идет совместная работа в рамках созданной правительственной группы по подготовке проекта Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Однако наблюдаются и некоторые “зависшие” вопросы, в частности при принятии решения о дополнительном выделении 15 миллиардов рублей на капитализацию региональных гарантийных фондов (в Приморский край эти деньги в соответствии с поправками в Краевую программу поддержки предпринимательства должны пойти в основном на субсидирование процентных ставок предпринимателя по ранее выданным кредитам и выдачу грантов начинающим предпринимателям), соответствующие поправки в бюджет еще не приняты. Ориентировочно они состоятся в сентябре-октябре 2009 года, а деньги нужны сейчас.
Туго с инвентаризацией Федерального имущества, с тем чтобы предоставить непрофильную его часть по льготным ставкам в пользование предпринимателям. Хотя в муниципалитете г. Владивостока процесс формирования перечня имущества в создаваемый для этих же целей "имущественный фонд" в общем движется достаточно быстро. Хочу, однако, предупредить предпринимателей, арендующих муниципальное имущество и желающих его выкупить, о необходимости как можно быстрее известить о своем намерении муниципалитет, иначе при передаче арендуемого имущества в выше упомянутый фонд предприниматель теряет преимущественное право на выкуп (см. с поправками 159-ФЗ). Хотя вообще-то муниципалитет обязан в письменном виде запросить предпринимателя о его желании реализовать преимущественное право и получить на это в течение 30 дней отказ либо подтверждение намерения в письменном виде и только потом предпринимать с этим имуществом какие-либо действия.
Есть проблемы с упрощением доступа субъектов МСП к государственному (муниципальному) заказу. Однако радует вступление в силу с 1 июля закона об электронных аукционах, который призван упростить этот процесс. Также введена ответственность в виде административного штрафа для чиновника за несоблюдение установленного лимита от общего объема производимых государственных (муниципальных) закупок, которые в обязательном порядке отданы субъектам МСП. Федеральной антимонопольной службой России подготовлена поправка, устанавливающая обязательное вхождение представителей "ОПОРЫ" в комиссии по государственным закупкам на федеральном и региональных уровнях с целью отслеживания соблюдения прав МСП и порядка проведения торгов. Как выразился руководитель ФАС России И. Ю. Артемьев, "должен быть кто-то, кто будет "выносить сор из избы".
Не менее законодательных условий важно также и создание финансовых условий для развития предпринимательства. В этом смысле принят ряд важных решений, разработаны и запущены реальные проекты. В июне Российский банк развития начал реализацию новой Государственной программы финансовой поддержки предпринимательства. Особенностью новой программы является реализация механизма рефинансирования портфелей кредитов, предоставленных банками субъектам МСП. Причем банки смогут получить средства только на эти "целевые нужды". Для каждого региона будут установлены собственные лимиты средств на рефинансирование.
В прошлом году КМБ-БАНК и "ОПОРА РОССИИ" приступили к реализации совместной программы в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства России "КМБ-ОПОРА". Проект направлен на увеличение привлекательности банковской сферы для малого и среднего бизнеса. КМБ-БАНК, по собственному заявлению, готов поддержать "самые амбициозные проекты" российского делового сообщества. В мае 2009 года открыт портал о финансировании и государственной поддержке малого бизнеса "ОПОРА-КРЕДИТ" - www.opora-credit.ru.
Это интернет-площадка, облегчающая доступ предпринимателей к финансовым ресурсам: банковским кредитам, лизинговому финансированию, инвестициям, микрофинансам, государственным субсидиям, поручительствам и грантам. Проект получил одобрение Министерства экономического развития РФ, Ассоциации российских банков (АРБ) и заручился партнерской поддержкой ряда крупных государственных и частных кредитных организаций, Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка, Общероссийской сети распространения правовой информации "Консультант Плюс".
На приморском уровне подписаны соглашения о выдачи кредитов на особых условиях между региональным отделением "Опоры России" и приморским филиалом Промсвязьбанка. Стратегический партнер "ОПОРЫ РОССИИ"- "Центр Микрофинансирования", ориентированный на выдачу займов субъектам малого, среднего бизнеса на упрощенных, более выгодных, чем в банках, условиях. Мы собираемся содействовать открытию представительств "Центра" в Приморье.
Созданная вертикаль власти, законодательная и исполнительная власти, действующие в едином ключе, лидирующая позиция "Единой России", в том числе и в большинстве муниципалитетах, позволяют надеяться, что принятые законы и решения максимально быстро будут реализованы. А если этого не происходит, нужно искать конкретных лиц, которые либо не способны, либо сознательно тормозят реализацию государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в России.
Появившаяся в последние несколько лет возможность совместно с органами власти подготавливать принятие так необходимых для развития малого бизнеса решений – уникальна, и Приморское отделение "ОПОРЫ РОССИИ" активно участвует в этом процессе, работая с чиновниками, правоохранительными органами, занимаясь мониторингом ситуации в регионе, участвуя в обсуждении и подготовке как на федеральном, так и на местном уровне законодательных и других инициатив.


Наверх