59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 3 м/c
EN
22 сентября
Воскресенье

Общество

В столице Приморья трамваи заменят "газовыми" автобусами

Уже в начале августа прикажет долго жить "семерка". Так мэрия Владивостока начнет реформу общественного транспорта

Ирина Черных, Маргарита Костевич
Стрижка только начата...
Только от одного слова "реформа" уже становится не по себе, так как еще ни разу подобные мероприятия в нашей стране беcкровно не проходили. А сейчас речь идет не об эфемерных программах типа "города для людей", а об общественном транспорте Владивостока.
О своем решении мэр города подробно рассказал в начале июля на прямой линии, организованной газетой "Владивосток". Он сообщил, что под сокращение попадет и маршрут "Баляева - Сахалинская". Это, по мнению градоначальника, должно помочь ликвидировать транспортный затор в районе улицы Спортивная.
- В перспективе мы планируем перевести на газ весь общественный транспорт, - уточнил Игорь Пушкарев. - Трамваи мы оставим на определенных маршрутах, чтобы, так сказать, сохранить городской колорит. Мы хотим пустить трамвай по Корабельной набережной. И сейчас рассматриваем такой вариант. Маршрут будет не слишком длинным - 3-4 остановки.
Как рассказал "Н" заместитель начальника Управления по работе со СМИ администрации Владивостока Евгений Козуб, первыми с улиц краевого центра "уйдут" трамваи маршрута № 7. Это прежде всего вызвано аварийным состоянием рельсового хозяйства: горожане несколько раз становились свидетелями схода электротранспорта с полотна в районе Океанского и Народного проспектов. При этом только для того, чтобы отремонтировать трамвайные пути на этом участке, требуется 35 миллионов рублей. Но даже эти немалые вложения кардинально транспортную проблему не решат.
- Здесь требуются совершенно новые подходы, - поясняет Евгений Михайлович, - например, переход на одностороннее движение автотранспорта по Океанскому проспекту - от центра в сторону Горпарка и, соответственно, от Горпарка до Светланской по Алеутской. И как же тогда быть с трамваем на встречной полосе, да еще посередине и без того неширокой улицы Алеутской?
К тому же самому "молодому" из нынешних трамваев - 17 лет, и это при максимальном сроке эксплуатации в 20-25 лет. Этот юбилейный возраст уже перешагнуло большинство наших "железных коней". А на новые вагоны в городском бюджете денег нет: один стоит 10 миллионов рублей. За такую сумму можно приобрести 6 пассажирских автобусов. Пока мы планируем купить 30. Это позволит сохранить льготы на поездки по городу на общественном транспорте для пенсионеров краевого центра по возрасту (не получающих федеральных и краевых).
Сейчас во Владивостоке нет ни одного муниципального автобуса. Отсюда и возникает много проблем, включая неподотчетность, конфликты с пассажирами, курение и разговоры по телефону за рулем.
Без вины виноватые

Свое решение мэрия аргументирует еще и тем, что именно трамваи - виновники автомобильных заторов в центре города. Также чиновники утверждают, что из-за вибрации и тряски в фундаментах стоящих вдоль дороги зданий образуются трещины. Может, это и правда, но в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске и десятках других городов ничего не разрушается. Хотя трамваев там не меньше. Что касается пробок, то, как показывает практика, днем, когда вагоны по Светланской не ходят, заторов здесь не меньше. А вот когда на маршуре "Сахалинская - Баляева" при любом снегопаде и гололеде начинается столкновение машин, а соответственно, и заторы на дорогах, то единственный транспорт, на котором можно добраться, - трамваи.
И все-таки думается, что финансовый аспект стал главным аргументом для реорганизации электротранспортного хозяйства Владивостока. В мэрии уверяют: содержать трамвайный парк невыгодно. На 2009 год в бюджете города на его нужды запланировано более 50 миллионов рублей.
Но, как рассказали нам на условии анонимности сотрудники ОАО "Электрический транспорт" (они сами о своем будущем узнают почему-то из СМИ), финансы, поступающие из городского бюджета, покрывают только затраты на перевозку муниципальных льготников. Все остальное - электроэнергию, ремонт подвижного состава, зарплату коллектива предприятие тянет само. Конечно, новые трамваи оно в одиночку купить не может, последние были приобретены горадминистрацией еще в 2006 году. Но вот в Хабаровске, например, этот вопрос финансируется городом... И ничего, живут и даже развивают-обновляют трамвайный парк.
По сопкам лучше на трамвае
Сегодня в городе функционируют 42 пассажирских вагона. Самый популярный - маршрут № 4. Особенно востребован он с 7:30 до 9:00. Именно в это время большинство пассажиров едут на работу и на учебу в центр города. В часы пик вагоны настолько переполнены, что не в состоянии вместить всех желающих. А добраться до ж/д вокзала, не опоздав на первую электричку, следующую в Находку в 6:30 утра, можно только на трамвае.
Плюс ко всему городской электротранспорт не выделяет вредных выхлопов. Электродвигатель же в условиях холмистой местности считается выгодным: он лучше справляется с подъемами, отключается на остановках и спусках, а на съездах под горку генерирует электроэнергию, возвращая ее в контактную сеть. Выходит, что трамвай - самый быстрый и экологически чистый транспорт в городе.
 
Ну ладно, с пассажирами более-менее ясно. А вот что будет с двумя сотнями водителей, кондукторов и техников? Большинство сотрудников посвятили трамваям всю свою жизнь, теперь их планируется переучить и пересадить на троллейбусы. Количество последних тоже будет увеличено. Но не учитывается здесь один немаловажный факт: трамваи водят в основном женщины и пересесть на троллейбус, который намного сложнее в управлении (не каждая сможет штангу оттянуть и в автомобильных потоках маневрировать) рискнут немногие. Саму же реформу планируют завершить к форуму АТЭС.
Хочется искренне надеяться, что после этих нововведений Владивосток не погрязнет в пробках и в смоге еще больше. Ведь нам здесь еще жить.
P.S. Кстати, в Москве создано неформальное общественное объединение "Москвичи за трамвай". Его члены добиваются внедрения в столице и других городах России и мира современных подходов к развитию транспортного комплекса. Лозунги движения: "Прекратить пагубную тенденцию по сворачиванию деятельности общественного транспорта в городах! Остановить разрушение трамвайных и троллейбусных линий!" Защитники трамваев считают, что меры правительства Москвы (расширение автодорог и сворачивание общественного транспорта), ведут лишь к усугублению транспортного кризиса: это ясно показывает опыт зарубежных городов. Основой борьбы с пробками сегодня в мире признано приоритетное развитие общественного транспорта. Интересно, как далеко пойдут в своих возмущениях защитники трамваев Владивостока?
Комментарий
Лариса Омельянчук, депутат Думы Владивостока, генеральный директор торгового комплекса "Золотой Рог":
- Относительно трамваев у меня мнение двоякое. С одной стороны, это частичка истории города. Кроме того, ими могут пользоваться льготные категории граждан. И, конечно, они экологически более безопасны.
Но, с другой стороны, они разрушают здания в историческом центре города. Наш торговый комплекс расположен на пересечении Алеутской и Светланской. Мы на себе ощущаем, когда многотонный вагон проезжает по улицам. Это нагрузка на фундаменты и фасады зданий. Я была в некоторых европейских городах, где ходят трамваи, но их маршруты пролегают по специально отведенным участкам, не причиняя ущерба архитектурным сооружениям.
У нас же сейчас автомобильное движение в центре города такое, что электротранспорт создает серьезные проблемы на дорогах. Улицы Светланская, Алеутская узкие и не справляются с потоком машин. Поэтому, конечно, надо что-то предпринимать. Но все продумать как следует.

Справка "Н":
До появления электрического трамвая во Владивостоке существовал омнибус (от лат. Omnibus - "для всех") - многоместная (на 15-20 мест) повозка на конной тяге, предшественник автобуса. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.
Владивостокский трамвай - старейшая трамвайная система в азиатской части России, а Владивосток - первый город на Дальнем Востоке, где появился этот электротранспорт. Первая трамвайная линия "Вокзал - Луговая" была заложена 23 июня 1908 года, строительство вела бельгийская электрическая компания, выигравшая тендер, объявленный городской думой. Трамвай вышел на улицы Владивостока 9 октября 1912 года. Сохранилась даже фамилия его водителя - Вигурский.
В 1915-1917 годах была сооружена линия "Вокзал - Первая Речка". К тому времени протяженность трамвайных путей составила 11 километров, а подвижной состав увеличился до 14 вагонов.
С конца XX - начала XXI века электротранспорт находился в кризисном состоянии. Причина бедственного положения - экономические просчеты городских властей, когда на протяжении восьми лет (до 1 марта 2002 года) трамвай, как и весь муниципальный транспорт, был для пассажиров бесплатным.

Поделиться:

Наверх