66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Экономика

Корову выгодней забить, чем каждый день ее доить!

Российские производители молока требуют защиты у Владимира Путина. А приморские "молочники" пока довольствуются прибылью в 1 рубль

Лариса Гелина

Представители агропромышленного союза России, Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") и Союза животноводов констатируют: ситуация в молочном животноводстве критическая.
"Отечественная молочная отрасль требует радикальных и оперативных мер для поддержания. Если реальной поддержки в ближайшее время не последует, хозяйства начнут избавляться от скота... Необходимо признать, что коренного перелома в молочной отрасли достичь пока не удалось", - приводит обращение предпринимателей rbcdaily.ru.

По статистике Росстата, поголовье коров за последний год сократилось на 2,6%, и эта тенденция может только ускориться, считают эксперты. За пять месяцев 2009 года Росстат зафиксировал небольшое снижение производства молока. Но даже сниженный объем не востребован переработчиками, говорят участники рынка.

По словам производителей, в условиях кризиса потребление многих продуктов, в том числе молочных, снизилось. В результате переработчикам требуется меньше сырого молока, и они устанавливают довольно низкие закупочные цены. В итоге молочные комплексы, которые были созданы в рамках программы "Развитие АПК", продают сырье ниже себестоимости и несут при этом высокую кредиторскую нагрузку.

Отраслевые ассоциации предлагают разработать федеральную программу развития молочного животноводства на 2010-2015 годы, разработать меры по стимулированию потребления населением молочной продукции, увеличить сроки кредитования до 20 лет по инвестиционным договорам. По оценке "Союзмолока", производителям необходимо выделить субсидии в размере 3 руб. за литр молока. Общий объем дотаций производителям молока за один квартал оценивается в 8 млрд руб.

Комментарий

Никита Дыга, бренд-менеджер ЗАО "Зеленые листья":

- Молочная отрасль - вообще низкоприбыльный бизнес, в лучшем случае доход составляет 10-15 %, а в связи с экономическим кризисом и введением нового техрегламента ситуация действительно резко ухудшилась. С учетом того, что Приморский край в аутсайдерах по потреблению молока, на нас это отразилось особенно сильно. Если в среднем по России на одного человека приходится порядка 230 кг молока и молочной продукции в год, то в Приморье эта цифра равна примерно 138 кг.

Новый техрегламент также ударил по спросу на молочную продукцию. У людей сложились стереотипы, что сухое молоко - не молоко вовсе, хотя это тот же продукт, разве что содержащий меньше полезных веществ.
Кроме того, молоко - продукт сезонный. Спрос в жаркое время года на молочку снижается, так как у покупателей есть возможность приобретать свежее молоко у крестьян с рук. То есть можно ожидать, что в ближайшее время ситуация будет ухудшаться.

При этом поголовье скота, действительно, сокращается катастрофически, да и невыгодно сейчас содержать скотину, прибыльнее пустить ее на мясо.

Выходом может стать создание современных ферм и биотехнологических комплексов, но здесь возникают проблемы с финансированием, поскольку стало проблематично получить кредит. Администрация края, конечно, решает эту проблему, создает рабочие группы, но большинство правительственных программ только начинают действовать, к тому же они долгосрочные. Думаю, правительству стоит уделить внимание популяризации молока среди населения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - запускается Федеральная рекламная кампания "Время пить молоко".

Сейчас многие производители работают, может, и не в убыток, но на очень низкой прибыли. Доход с некоторых продуктов, например кефира, - 1 рубль (!), и компании окупают расходы только за счет объемов производства.

Что касается цен, по которым мы закупаем сырое молоко, то это 15-16 рублей (ограничений на наценки у нас нет, но мы не можем контролировать накрутки торговых точек).
Озвученная цена в 8 рублей мне кажется фантастической, возможно, такую стоимость предлагают перекупщики крестьянам, у которых 1-2 коровы.


Наверх