58.52 ↓ 100 JPY
90.33 ↓ 10 CNY
63.58 ↓ USD
53.34 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-3° ветер 2 м/c
EN
11 декабря
Среда

Фоторепортажи

"Звезда" приступает к утилизации "Щук"

Подводные лодки доставлены на дальневосточный завод на борту самопогружаемого судна

Константин Сергеев


Транспортировка подводных лодок с Камчатки на завод в Большой Камень (Приморский край) состоялась в рамках канадской программы помощи России в утилизации АПЛ, рассчитанной до 2012 года.
СПРАВКА
АПЛ проекта 671 РТМ ("Щука", в классификации НАТО "Виктор III") – наиболее поздняя модификация атомных подводных торпедоносцев, выпускавшихся в СССР с конца 50-х годов, является, по сути, переходной ступенью от второго к третьему поколению подлодок. Головной корабль проекта 671 РТМ был принят на вооружение в 1977 году, последний – в 1992 году. Находились на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов. "Щуки" обладали завидной боевой мощью: четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 18 и 6 торпед (подводных ракет) соответствующих калибров. Со временем "Щуки" стали оснащаться и стратегическими крылатыми ракетами "Гранат". В середине 90-х годов корабли этой серии стали постепенно покидать строй.
В 2006 году на Северном флоте впервые в мире была опробована технология доставки АПЛ не своим ходом и не на буксире, а на борту большого самопогружаемого судна "Трансшельф" (транспорт принадлежит голландской компании Dockwise Shipping B.V., его водоизмещение - 46 379 тонн, длина - 173 метра, площадь грузовой палубы - 5 100 квадратных метров). Техническое состояние подводных лодок было настолько плачевно, что они могли затонуть в море, не дойдя с Кольского полуострова до пункта разделки. Таким способом на утилизацию было доставлено 12 АПЛ.
4 июля "Трансшельф" погрузил две атомные подводные лодки, длина каждой из которых составляет 106 метров, а водоизмещение - 6 280 тонн, на борту и уже ночью 10 июля доставил к рейду Большого Камня, на расстояние нескольких километров от берега. В дальнейшем лодки были раскреплены, "Трансшельф" произвел плановое затопление палубы, а АПЛ доставлены на буксире на территорию, собственно, завода.
Далее их судьба выглядит следующим образом. Из лодок произведут выгрузку отработанного ядерного топлива, а затем - транспортируют его в пункт постоянного хранения. К осени должна быть закончена реконструкция железной дороги сообщением Большой Камень - Петровка. По ней будет производиться вывоз с ОАО "ДВЗ "Звезда" контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) на комбинат "Маяк" в Челябинской области.
Будет также проведена дезактивации АПЛ, переработка жидких радиоактивных отходов на заводском комплексе "Ландыш".
С АПЛ будет снято нерадиоактивное оборудование, подлежащее дальнейшему использованию или утилизации, корпус лодки - разрезан на металлолом. При этом реакторный отсек будет вырезан, тщательно загерметизирован и отправлен на хранение в бухту Разбойник, где уже хранятся отсеки со многих утилизованных атомных подлодок.
На пресс-конференции, посвященной приходу "Трансшельфа" в Большой Камень, выступали генеральный директор ОАО "ДВЗ "Звезда" Андрей Рассомахин, представитель МИД Канады Майкл Уошер и ряд специалистов завода.
"Операция была уникальной главным образом из-за большого расстояния, на которое решили транспортировать сразу две лодки. Поэтому данный проект планировался очень тщательно и долго, почти полтора года", - заявил Уошер. Кроме того, как отметил канадский специалист, доставкой сразу двух АПЛ на борту "Трансшельфа" удалось сэкономить деньги и время. Также Майкл Уошер заметил, что заказчик работ вполне доволен профессионализмом специалистов "Звезды".
Расходы на утилизацию одной лодки без учета транспортировки составят ориентировочно 150-200 миллионов рублей, расходы несет канадское правительство, работы планируется завершить в 2010 году, - отметил Андрей Рассомахин. Только благодаря этим заказам коллектив завода, где работает около четырех тысяч человек, будет обеспечен зарплатой на следующие полгода.
СПРАВКА
ОАО "ДВЗ Звезда" - ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке по ремонту, переоборудованию и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками. Завод основан в 1954 году. На предприятии создан уникальный комплекс по утилизации отслуживших свой срок и ставших серьезной угрозой для окружающей среды атомных подводных лодок. Это единственное предприятие на Дальнем Востоке, выполняющее полный комплекс работ по утилизации АПЛ с обеспечением ядерной, радиационной и экологической безопасности. С 1989 года на "Звезде" утилизировано более 40 вышедших из эксплуатации АПЛ, в том числе на средства США и Японии.
Договоренность о финансировании утилизации четырех многоцелевых атомных подводных лодок проекта 671 РТМ ("Щука", в классификации НАТО Victor-3), выведенных из состава Тихоокеанского флота на ОАО "ДВЗ Звезда" была достигнута во время визита представителей МИД и Международной торговли Канады на завод в прошлом году. Проект предусмотрен в рамках канадской программы помощи России в утилизации АПЛ, рассчитанной до 2012 года. За последние годы по этой программе было утилизировано 12 подлодок на заводе "Звездочка" в Северодвинске.


Наверх
Яндекс.Метрика