59,55 ↑ 100 JPY
90,90 ↑ 10 CNY
64,43 ↑ USD
54,05 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+2° ветер 2 м/c
EN
20 сентября
Пятница

Общество

На сцене Приморского театра молодежи разыгралась трагедия отцов и детей

Премьера спектакля "Королева красоты из Линейна" вновь подняла тему семейных взаимоотношений

Сергей Норов
На этот раз труппа Приморского краевого драматического театра молодежи обратилась к творчеству очень модного нынче в Европе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Автору пьесы "Королева красоты из Линейна" всего 38 лет, но все его произведения пользуются бешеным успехом у зрителя.
- Как это не покажется странным и удивительным, но желание писать собственные пьесы у МакДонаха возникло потому, что ему не нравилось ходить в театр, где он постоянно засыпал во время спектаклей, - рассказывает "ЕН" художественный руководитель Приморского драмтеатра молодежи Виктор Галкин. - Все пьесы этого автора очень короткие по содержанию и более похожи на обыкновенные сценарии. Тем не менее МакДонах является мастером интриги. Все его произведения, несмотря на их кажущуюся простоту, очень непредсказуемые. Он пишет какими-то загадочными шифрами, которые трудно понять, если в переводе пьесы появится хотя бы один "косяк".
К этому новаторскому автору мы обратились не случайно. Его пьеса близка по духу россиянам, поскольку семейные традиции Ирландии и России на самом деле пересекаются: "ершистость" в отстаивании своих интересов со стороны детей, упертость и консерватизм во всем их родителей, нежелание понять психологию разных поколений - все это остается актуальным и, бесспорно, интересным с точки зрения литературного материала МакДонаха.
Сюжет пьесы довольно прост и непритязателен: пожилая мать не хочет, чтобы ее сорокалетняя дочь устроила свою личную жизнь. Она желает, чтобы только для нее, единственной в мире, дочь подавала по утрам кофе с печеньем, варила супы и каши, убирала квартиру и ходила по магазинам. Не мама, а этакий деспот-трутень на плечах у дочери, которой за всю жизнь только и повезло два раза поцеловаться с мужчиной.
Отсюда и трагедия семейных отношений: в свое время у дочки так "сорвало крышу" от отсутствия в ее жизни мужчин, что она попала в психушку. Выйдя на волю из лечебницы, она вновь целиком и полностью оказывается под пятой своей своенравной мамаши. В конце концов женщины начинают откровенно ненавидеть друг друга, открыто высказывать свои претензии, доходящие до прямых оскорблений.
Масла в огонь подлило появление в их доме бывшего бойфренда дочери, который через двадцать лет случайным проездом "нарисовался" на горизонте и таки впервые удовлетворил отчаявшуюся старую деву. После близости с ним у женщины появилась хоть какая-то мимолетная надежда на создание семьи, но и ее убивает строптивая мамаша - она перехватывает и сжигает письма от любовника дочери и доводит ситуацию до полного абсурда. В итоге отчаявшаяся дочь в порыве гнева убивает мать каминной кочергой. Как сложится ее судьба дальше - для зрителей остается полной загадкой...
- Финал пьесы МакДонаха мы постарались сделать абстрактным, чтобы у каждого из зрителей сложилось свое собственное отношение к происходящему, - делится с "ЕН" Виктор Галкин, - зритель сам должен задуматься, свершилось ли это убийство на самом деле, либо оно всего лишь плод больных фантазий несчастной женщины, восставшей против материнского гнета.
Философия самого МакДонаха несколько другая: избавившись от деспотизма матери, дочь таким образом невольно займет ее место: станет никому не нужной сварливой старухой без настоящего и будущего. И даже зло ей будет не на ком срывать в связи с отсутствием детей и близких родственников... Ее жизнь будет такой же серой и убогой, как и у матери, - в этом и заключается магия драматургии ирландского автора, - считает худрук Приморского драмтеатра молодежи.
Абстрактность всего действа можно уловить и в самом названии спектакля - "Королева красоты...". Это название - тоже плод больного воображения старой девы, которую коварный соблазнитель назвал "королевой" ради банального доступа к ее телу. Глупая и внешне непривлекательная стареющая женщина безоглядно поверила в свои давно уже ушедшие девичьи грезы: быть желанной и любимой мужчинами.
- Несмотря на то что над спектаклем мы работали одним актерским составом, его постановка далась нам непросто, - делится с "ЕН" режиссер-постановщик Сергей Руденок. - Если на роль мамаши была безоговорочно утверждена прима нашего театра Ирина Тарасюк, то на роль дочери пробовались две актрисы, которых мы долго не могли утвердить: одна из них была очень схожа с главной героиней внешне, а другая - по своему внутреннему содержанию. По-моему, мы запустили премьеру спектакля немного рано, нам бы еще недели две над ним поработать. Но в конце концов победил чисто творческий подход: частые репетиции обычно приводят к тому, что актеры начинают переигрывать материал пьесы, он становится для них неинтересным.

- Сложность постановки данной пьесы заключалась в том, чтобы без всяких театральных преукрашиваний вытащить на поверхность пласт истории простых человеческих отношений. В принципе само действо можно отнести к разряду "кухонных": оно происходит в малом пространстве, спектакль статичен, поскольку актеры либо ходят по сцене, либо просто сидят. В данном случае развитие сюжета создавать гораздо сложнее, нежели бы мы использовали массовку с танцами или сценами драк... В нашем случае артистам было очень важно держаться на эмоциях и при этом быть интересными и убедительными. Например, героиня просто сидит на стуле и молчит, но при этом зритель должен читать ее мысли - такое очень сложно показать, - считает Сергей Руденок.
Тема взаимоотношений отцов и детей была и остается актуальной во все времена, но руководство Приморского краевого драматического театра молодежи не ставит своей целью сугубо воспитательную роль театрального искусства как такового.
- Меня прежде всего волнуют не отношения между родителями и детьми в узком плане, а вообще человеческие взаимоотношения в широком масштабе, - говорит Виктор Галкин. - Сегодня, в реальной жизни, мы наблюдаем полный хаос в отношениях людей на работе, на улице и в семье. Чтобы не доводить до абсурда семейные отношения, каждому здравомыслящему человеку нужно остановиться, оглянуться по сторонам и задуматься: а так ли я живу, что я могу сделать, чтобы не ранить окружающих и близких? Нужно учиться не срываться на людях, кем бы они вам ни приходились по большому счету и как бы вы их ни воспринимали. Молодые люди не должны повышать своего голоса на родную мать, какой бы она ни была. Нужно помнить, что она вас родила, вырастила и дала путевку в жизнь. Нужно всегда стараться искать нормальную точку соприкосновения в человеческих отношениях.
Актуальность пьес, подобных "Королеве красоты...", останется до тех пор, пока между людьми в семьях не наступит согласия и примирения. Каждый молодой человек должен задуматься над тем, что может произойти с ним самим, в случае если он будет неправильно распределять себя в этой жизни. Наш Театр молодежи не стремится кого-то поучать и воспитывать, как это было в прежние "заморализованные" годы. Просто мы по возможности предлагаем молодым людям поставить себя в ту или иную жизненную ситуацию, смоделировать ее на себе. Поэтому я сегодня ухожу от привычного понятия "воспитание". В течение жизни все мы сами так или иначе себя воспитываем, а, когда воспитание нам навязывается извне, его процесс получается хуже всего. В этом я убедился на примере своих детей и детей родственников и знакомых.
Премьера провинциального трагифарса в одном действии "Королева красоты из Линейна" на сцене Приморского краевого драмтеатра молодежи прошла с аншлагом. Значит трактовка пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха попала в точку.

Поделиться:

Наверх