66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Экономика

Приморские сети пробуют на прочность

Супермаркеты встречают все новые административные ограничения


Константин Сергеев

Пивные моря вокруг депутатской трибуны
Как известно, в последнее время депутаты Госдумы твердо решили взяться за нравственность россиян.
Возмущенные засильем "пивного алкоголизма", они ограничили рекламу пенного напитка на телевидении. Согласно действующему законодательству, реклама пива запрещена на ТВ с 7 до 22 часов, на радио - с 9 до 24 часов.
Однако депутат от "Справедливой России" Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, предусматривающий полный запрет рекламы пива в теле- и радиоэфире. Кроме того, он предложил увеличить площадь надписей о вреде чрезмерного употребления пива с нынешних 10 до 30% при размещении рекламы в outdoor и печатных СМИ.
Оказывается, депутат недоволен также ограничениями на запрет демонстрации людей в рекламе пива. Гадкие маркетологи и пиарщики добиваются эффекта, когда даже без человеческих тел в телеэкранах ощущается "человечий дух".
Припозднились с праздником
Борьба за здоровый образ жизни может существенно затронуть доходы торговых сетей.
Минпромторг РФ в рамках обсуждения новой версии закона о торговле намерено ограничить часы работы крупных супермаркетов. Предполагается, что магазинам площадью свыше 2 тысяч кв. м. запретят работать ночью и по выходным. Планируется также ограничить супермаркеты и по площади: каждый большой магазин должен будет разместить у себя на территории определенное количество маленьких.
По мнению авторов законопроекта, эта мера будет способствовать процветанию малого и среднего бизнеса: маленькие магазинчики смогут увеличить реализацию своего товара в "запрещенные" для супермаркетов часы.
Закон "О торговле", который сейчас активно обсуждается, скорее всего, будет принят к концу этого года. Где тогда россияне будут совершать покупки по ночам?
Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок:
- В инициативе Минпромторга вижу способ ограничения конкуренции. А это, какими бы благими побуждениями не руководствовались чиновники - путь в ад. Так малый бизнес поддерживать не стоит.
Во-первых, супермаркеты и небольшие магазины - разные сегменты розничной торговли. Супермаркет оперирует эффектом масштаба, возможность управлять ценами там намного более высокая.
Во-вторых, супермаркеты экономят нам время, в отличии от маленьких магазинов. Не менее 20 тысяч наименований товаров в супермаркете, не менее 50 тысяч - в гипермаркете. Кто покупает ночью? Менеджеры, предприниматели, у которых день занят работой. Я покупаю. И что, мне бегать в темное время суток по 10 маленьким магазинам? Малый бизнес ограничивает возможность выбора.

Торговый великан Владивостока

Супермаркет "ВЛ-Март", расположенный в гипермаркете "В-Лазер", является флагманом одноименной сети. Это один из крупнейших продуктовых магазинов Дальнего Востока. Его площадь - 2 950 кв. м., в том числе торговая - 1300 кв. м. Магазин был открыт 20 декабря 2003 года и сразу стал одним из самых популярных во Владивостоке. Ассортимент его продукции состоит более чем из 30 тысяч наименований.
Сергей Митрофанов, первый вице-президент ООО "В-Лазер":
- По-моему, предложение министерства только создает для людей дополнительные неудобства. И что мешает супермаркетам отдать часть площадей в аренду? 15 процентов внутри тех наших магазинов, где торгуют одновременно продуктами и промышленными товарами - в аренде.
Возьмем гипермаркет на остановке "Дальпресс" во Владивостоке. Я сам требовал от цветочников, чтобы они торговали вечером. Люди, особенно, когда что-то празднуют, часто совершают импульсные покупки: кому-то нужны цветы, кому-то - зажигалку купить, кому-то - счет на телефоне пополнить. А терминалы - это ведь тоже малый бизнес!
Я боюсь, что с таким подходом конкурентные сети не будут развиваться. Вот хабаровский губернатор запретил торговать алкоголем после 23 часов. Сети "Три толстяка", "Калинка" и другие в регионе терпят убытки, выставляются на продажу. Что, люди водку у таксистов будут покупать, как в советские времена?
А ведь владельцы маленьких магазинов на супермаркеты не жалуются. Они находят свою нижу, кто понаходчивее. Как работают магазины Seven-Eleven На каждый товар выделено два дециметра площади. Каждые 15 минут товар добавляют. В результате, у маленького магазина - вполне приличный оборот. Во Владивостоке хватает места и торговым сетям, и малому бизнесу.
Для какого малого бизнеса нужны такие поправки в закон о торговле? Владельцу ржавого контейнера, который загоняет туда на ночь девушку-продавца, часто без охраны, чтобы на расходах сэкономить?
Скидки на политику
Отметим, существование торговых сетей часто омрачают не только федеральные инициативы, но и политика местных властей.
Сеть магазинов Red Mart, долей в которой владеет компания ДРК, запустил полтора года назад проект "Молодая семья".
По дисконтным картам предоставлялись скидки молодым семьям в 10%. В программе участвовали 2 тысячи семей, расходы на поддержку проекта составляли 3 миллиона рублей в год. По словам владельца ДРК, депутата Законодательного Собрания Приморского края Евгения Оломского, "в перспективе рассматривались отдельные программы для пенсионеров и инвалидов. Чтобы на определенную сумму в месяц какой-то набор продуктов человек мог получить совершенно бесплатно."
Однако в апреле 2009 года программу "Молодая семья" пришлось прекратить. Как объяснил Оломский, "мы несем большие убытки. Социальный дисконтный проект финансировался за счет реализации наших строительных программ, которые свернуты по причине административного пресса".
Теряют рентабельность
На сегодняшний день во Владивостоке представлены торговые сети "Парус", Red Mart, ВЛ-Март, розничные сети производственных компаний "Ратимир", "Владхлеб", "Уссурийский бальзам", кроме того несколько магазинов под разными названиями принадлежат "Торговому дому "Тихоокеанский". Вместе они занимают около 30% рынка торговли продуктами.
Эксперты констатируют: во Владивостоке наметилась тенденция перемещения объемов продаж в продуктовой рознице из супермаркетов на оптовые рынки. Покупатели стали внимательнее к цене, и высокие наценки "не прокатывают".
Пришло время скидок? Как считает Михаил Терский, "Минпромторг своими поправками в закон "О торговле" пытается убить то, что еще у нас не создано, допустим, сетевые дискаунтеры".
В действительности, в Приморье не просто нет сетевых магазинов. Нет и супермаркетов, настолько крупных, чтобы они подпадали под "санкции Минпромторга".
Клаус Гофман, координатор по развитию Сети Red Mart в ДВФО:
- В Приморском крае и Владивостоке нет магазинов с торговой площадью свыше 2 тысячи квадратных метров. А принцип "каждый большой магазин должен будет разместить у себя на территории определенное количество маленьких" и так работает - на примере торговых центров.
Предложенные поправки в закон легко обойти. Крупные маркеты могут стать "разными магазинами": первый этаж -одно ООО, второй - другое. Бизнесы дробятся и сейчас - зачастую на определенных отделах в магазинах стоят отдельные кассы, хотя они находятся в общем помещении.
P. S.

Приморские предприниматели считают: предложения Министерства промышленности и торговли никак не связаны с поддержкой малого бизнеса.
- Когда у нас о бизнесе по настоящему заботились? Если так хотят помочь, пусть понижают налоги, арендные платежи, удаляют административные барьеры. С малого бизнеса взять нечего. А вот припугнуть законодательными поправками торговые сети и что-то с них получить - это чиновники могут. Либо мотив - обычный популизм.


Наверх