Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Общество

Борис Кубай: Своим прогнозам верю на сто процентов!

Начальник Примгидромета обещает лето только через месяц

Ирина Черных
Вся жизнь этого человека посвящена одному очень важному и нужному делу - наблюдению за погодой. Именно от прогнозов подчас зависит жизнь каждого из нас. Ведь без данных о метеоусловиях не вылетают самолеты, не ходят корабли и не строятся крупные объекты.
В Примгидромете сегодня трудится более семисот человек, но вся ответственность за работу такого огромного коллектива лежит на его руководителе. О том, как наши синоптики живут сейчас и как выживали двадцать лет назад, рассказывает начальник Примгидромета Борис Кубай.

Справка "Н":
Борис Викторович Кубай. Родился в 1954 году на Украине. Закончил метеорологический факультет Одесского гидрометеорологического института по специальности "инженер-метеоролог". Защитил диссертацию по проблеме прогноза осадков на о. Сахалин, кандидат географических наук.
Трудовую деятельность начинал синоптиком авиаметеорологической станции аэропорта Шахтерск (Сахалин), затем стал ее начальником. Позже занял должность главного синоптика Южно-Сахалинского бюро погоды. Возглавлял Сахалинский гидрометцентр, был заместителем начальника Сахалинского, а затем и Приморского УГМС. С 2001 года является руководителем Приморского УГМС. Почетный работник Гидрометслужбы РФ, заслуженный метеоролог Российской Федерации. Женат, имеет троих сыновей.

- Метеоролог - профессия достаточно редкая. Никогда не жалели о том, что выбрали именно ее?
- Мне часто задают этот вопрос, - улыбается Борис Викторович. - Я уже давно ответил на него отрицательно. Во-первых, никогда ни о чем не жалею. А во-вторых, профессия эта очень интересная. Да и простор для творчества есть. Без новаторства и оптимизма здесь не обойтись.
После окончания Гидрометеорологического института на меня просто посыпались интересные предложения: я был первым в списке на распределение. Самое заманчивое поступило из Белоруссии, где проходил практику, писал диплом. В то время минский Гидрометцентр считался самым "продвинутым" в техническом и технологическом плане. Поэтому, когда мне предложили там работать, я долго не раздумывал и почти согласился. Но буквально за день до отъезда появилась возможность отправиться на Сахалин. Так я в 21 год я стал начальником авиационной метеостанции в городе Шахтерске.
- Пост - ответственный, у вас - немного опыта. Все сразу получилось?
- Мне обещали, что перед вступлением в должность будет полугодовая стажировка, но предыдущий начальник метеослужбы улетел через два дня после моего приезда. И уже через сутки моей новой работы случилось летное происшествие, за которое меня тут же хотели снять с должности. Дело в том, что наш метеонаблюдатель, измеряя давление в пять часов утра, ошиблась на 10 миллибар. Ошибка повторилась у нее шесть раз за три часа. Естественно, пилот летевшего к нам самолета перед посадкой выставил высотомер именно по этому давлению. А учитывая, что взлетная полоса всего 1 200 метров, с одной стороны - озеро, с другой - Татарский пролив, посадка могла закончиться трагедией. Самолет чуть не рухнул на дорогу, ему чудом удалось сесть на полосе.
Помню, было много проверок и много неприятностей. Люди из комиссии, даже не побеседовав со мной, уже вынесли вердикт: начальника надо снимать... Но когда мы все-таки поговорили, и они узнали, что я работаю здесь всего три дня, меня пожурили и сказали, мол, ладно, живи. Но это была наука на всю жизнь. Во-первых, я окончательно понял, что работа моя очень ответственная, а во-вторых, убедился в истинности поговорки "Доверяй, но проверяй".
Метеослужба и опасна, и трудна
- Руки после этого инцидента не опустились?

- Нет. Конечно, приходилось много работать. Вы представьте: студент 21 года от роду возглавляет коллектив, в котором за два года сменилось девять начальников! Здесь никто не выживал. Либо спивался, либо увольнялся. Отношения между коллективами аэропорта и метеослужбы были, прямо скажем, своеобразными. Из-за этого противостояния аэропорт не работал. А все потому, что метеопрогнозы проводились нерегулярно. Например, метеоролог решала, что сегодня ей надо белье стирать или по ягоды сходить, закрывала пункт наблюдения и уходила. Ну вот ей надо - и все! А без информации о фактической погоде самолеты не могут ни взлететь, ни сесть. Учитывая, что другого сообщения с Южно-Сахалинском и Хабаровском не было, оттого что самолеты не летали неделями, страдали тысячи людей.
Атмосфера в коллективе была ужасная. И вот в такой обстановке мне пришлось принять удар. Я не понимал, за что меня с первого дня начали ненавидеть. С другой стороны, видел состояние людей. В результате через два месяца аэропорт "залетал". А к концу года мы получили переходящее Красное знамя. Наш аэропорт начал выдавать десять месячных планов! За два года отношения между людьми полностью изменились.
- Борис Викторович, а как вы попали во Владивосток?
- Перед тем, как приехать во Владивосток, успел поработать в Южно-Сахалинске. Кстати, начальник аэропорта города Шахтерска не хотел меня отпускать. Помню, пришел ко мне с бутылкой и говорит: "Я напишу на тебя телегу какую-нибудь. Чтобы тебя никуда не взяли". Я ответил: "Все понимаю, Валерий Семенович, но мне уже не интересно. Тем более, своего преемника я подучу". Так и сделал.
Дрова, которые работали

- Что вы считаете главным достижением в своей работе?
- В 90-е годы, когда служба была в кризисе и шел массовый отток кадров, я поставил задачу разработать программу развития и выживания нашего управления. И ее успешно выполнили наши молодые специалисты. Управление должно было превратиться из нищего, вечно просящего в респектабельное, уважающее себя предприятие, знающее себе цену. Еще необходимо было резко омолодить личный состав, развить техническую базу, кое-что делать своими руками (вплоть до сложных комплексов).
Например, в те годы на гидрологических постах рек метеоролог должен был передать информацию о наблюдениях во Владивосток, но 80% постов сделать этого не могли, так как не было связи и денег на нее. Свои наблюдения специалисты записывали в тетрадку. Поэтому и прогнозы о наводнениях часто запаздывали.
Через некоторое время, благодаря нашей программе развития, на постах появилось более сотни средств связи. Некоторые радиостанции мы попросили у военных, некоторые собрали сами из металлолома. Если бы вы видели направленную антенну, которую мы соорудили из фреоновой сетки холодильника! Это были дрова, которые работали! А мы на этой связи построили стопроцентную систему сбора информации. И лет семь или восемь все исправно работало.
Потом время наступило другое, появились сотовые телефоны и прочее. И какие-то деньги стали поступать. Но все равно без наших умельцев и сейчас не обходимся. Например, установили с помощью вертолета в тайге новый измерительный прибор. Буквально на второй день вышел из строя его пульт управления. Чтобы его починить, необходимо было летать туда раз в две-три недели. Но наши ребята перевели пульт на современные микросхемы, и все заработало, причем не ломаясь. И таких примеров много. То есть очень важное и нужное оборудование мы смогли сделать сами.
- С каждым годом прогнозы погоды становятся все точнее и точнее. Это удается благодаря техническому прогрессу?
- Конечно, с тех пор многое поменялось. Сегодня на многих постах даже присутствие людей необязательно. В рамках проекта "Модернизация и техническое перевооружение организаций и подразделений Росгидромета" активно ведется переоснащение наземной сети гидрометеорологических станций. Буквально на прошлой неделе на аэрологической метеостанции "Садгород" наши специалисты установили и запустили в работу первый автоматизированный метеокомплекс. В него входят пять метеодатчиков, измеряющих направление и скорость ветра, температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, осадки. Также в конфигурации комплекса персональный компьютер со специализированным программным обеспечением, электрооборудование, в том числе для автономного питания. При этом его работа не зависит ни от времени суток, ни от погодных явлений, и самое главное - от человеческого фактора. Информация будет собираться со всех гидрометеорологических станций синхронно и при любых условиях. Параллельно идет работа на станциях по всему краю. На сегодняшний день к установке комплексов подготовлено уже двенадцать метеостанций из сорока шести.
- Сейчас все активно готовятся к саммиту АТЭС. С вами строители советовались, где строить объекты?
- Обеспечение гидрометеорологической безопасности при строительстве и эксплуатации мостов имеет очень важное значение. Поэтому мы готовим специальные прогнозы (краткосрочные и сверхкраткосрочные), для того чтобы учесть малейшие изменения владивостокской капризной погоды. Также планируется установка с двух сторон каждого моста автоматической метеорологической станции. Но пока реализация откладывается из-за финансовых проблем.
 - А какие метеофакторы необходимо принимать во внимание при строительстве таких сооружений?
- Во всем мире погоду учитывают на всех стадиях: от проектирования до эксплуатации. Критерии разные, но штормовой ветер в 15 м/с уже считается неблагоприятным для данных объектов. Мосты на м. Чуркина и о. Русский проектируются с учетом максимальных характеристик ветра, которые бывают один раз в столетие. Так что даже при сильнейших порывах они устоят. А вот длительное сочетание таких явлений, как штормовой ветер, гололед и волнения на море может нарушить прочность и ускорить старение мостов. Но если за ними будет должный уход, то никакая погода им не страшна.
Лето, ах лето!
- Борис Викторович, а когда же лето во Владивостоке наступит?
- Не хочу никого расстраивать, но лето, судя по всему, как всегда, начнется только в августе. Хотя и в июле будет немало ясных дней.
- Как предпочитаете отдыхать и ждете ли у моря погоды?
- С семьей и непременно возле моря, которое люблю с детства. Мы каждое лето отдыхаем на островах. И дети, и мы с супругой живем там в любую погоду (выбираемся, когда работа позволяет). Главное, что мы все вместе. Палатка, лодка, баня палаточная... Красота! А рыбалка – это святое. Я на удочку рыбачу, люблю камбалу ловить.
- А нырять любите?
- Да я так - подныриваю. А вот мои сыновья умеют это делать очень даже неплохо. Так что мидии на отдыхе - их задача.
- Сыновья, наверное, пошли по вашим стопам?

- Не все, только Дмитрий. Метеоролог по образованию, он - один из основателей сайта "Примпогода.ру" и его бессменный руководитель. Младшему, Александру, сейчас 18 лет, учится в медицинским университете. Виталий работает, у него много талантов. Конечно, приятно, когда преемственность и династия в профессии, но кем бы ни были мои дети - они моя гордость, надежда и опора.
 
- Чему доверяете?
- Своим прогнозам и своей семье.


Наверх