59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 3 м/c
EN
22 сентября
Воскресенье

Общество

Светланская – главная улица нашего города

Сегодня Владивосток растянулся вдоль побережья Амурского и Уссурийского заливов более чем на 30 километров. Здесь проживает около 700 тысяч человек, в городе - морском порту, базе Тихоокеанского флота, крепости, воздушных воротах России в АТР сходятся в единый узел десятки дорог и путей.

Василий Буслаев

Однако так было далеко не всегда. Например, в 1866 году Владивосток был заурядным военным постом побережья Тихого океана и ценился моряками лишь как склад запасов судов и кораблей Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры.

Большое значение для флота имела рубленая казарма Владивостокского госпиталя: здесь корабли эскадры оставляли на излечение заразившихся в Японии и Макао сифилисом матросов. Во Владивостоке имелись: деревянные церковь, 10 казенных зданий, 34 частных дома, 12 складов и магазинов, 11 фанз. Население поста составляли 600 душ: офицеры и чиновники с семьями, торговцы мелкой руки, мастеровые порта и прислуга женского пола из числа ссыльно-уголовных элементов.

Владивостоку сегодня исполняется 149 лет, однако совсем недалеко то время, когда весь "европейский" Владивосток умещался на территории небольшой части одного района краевого центра – Ленинского. Большая часть другой исторической части Владивостока, располагающейся сегодня во Фрунзенском и отчасти Первореченском районах, до начала 20 века были заселены преимущественно китайцами, корейцами и японцами - с массой фанз и втиснутых в них опиекурилен, бандитских и воровксих "малин", а также домов терпимости с содержанками-иностранками, чаще всего "прачками" из Страны восходящего солнца.

Что касается т. н. восточной, или европейской части города – селились и размещались здесь преимущественно портовые служащие, офицеры и купечество. Обустраивались они надолго, отчего район этот был относительно благоустроен, снабжен уличным освещением и тротуарами. Именно цивилизованность этого участка Владивостока надолго, до сей поры, дала ему изустное название "города", именно поэтому в свободное время сюда в те годы устремлялись все жители Владивостока для прогулок, трасса которых вплоть до конца Великой Отечественной войны начиналась у городского сквера и заканчивалась у крутого яра Машкина оврага…

Именно в этой части города, например, размещались самые популярные магазины и предприятия тогдашнего общепита. Например, в тогдашних домах № 34 и 49 по Светланской предприимчивый обрусевший француз Август Менард открыл молочные кафе и ресторан, мгновенно ставшие самыми популярными точками общения местных дам и гимназисток. Меню заведений впечатляло: ежедневно к столу подавались десятки напитков и сортов выпечки, даже кефирный кумыс и французские пирожные!

На том месте, где сейчас находится центральная площадь, она же площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке, до памятника-красноармейца располагался городской сад, где по выходным играл оркестр и гуляли парочки, по будням прогуливались няньки с малышами, делали моцион бизнесмены и бегали гимназисты, а по вечерам шептались влюбленные. Этот сад, переделанный позднее в сквер, существовал и в советские времена. Только в середине 60-х годов он был снесен в связи с постройкой памятника Борцам, сооруженного в 1967 году к 50-летию большевистского Октябрьского переворота.

Мало кто помнит, но первый городской базар располагался тоже здесь, ниже нынешней площади, рядом с садом, буквально в считанных метрах от моря и лодочного причала, с которого на базар ежечасно тащили свежий улов и привозную зелень. Как писал современник, "на базаре всего много и все удивительно дешево, особенно зелень и куриные яйца; 40 копеек сотня. Дорого только обычное говяжье мясо. Хозяйкам во Владивостоке незачем ходить на базар. Весь город обслуживал хозяин разносчиков Ван Футзин, или просто Вася:

- Мадама, капитана, твоя не надо базар ходи… Морковку, луковку, помудоля, караба, камбала, огуреза – все, все мои люди принося… Деньги не надо, мало-мало обмани не надо…".
 
Самые первые жилые и общественные здания Владивостока были выстроены вдоль северного берега бухты Золотой Рог - примерно в промежутке от нынешнего Дома офицеров флота до нижней станции фуникулера. Располагались они несколькими слободками, поэтому говорить о дорогах или улицах было трудно. Даже в 1868 году в городе улиц и даже дорог не было в помине, обыватели пользовались тропинками среди валежника и мелких зарослей. Главным путем сообщения от слободки к слободке служил галечный пляж вдоль берега бухты.

В первые годы своей истории Владивосток с моря был хорошо заметен лишь зимой – в другое время года его дома терялись среди зелени. Позже в густом лесу параллельно берегу прорубили просеку, по которой пролегла Американская улица. Она была названа в честь пароходокорвета "Америка" - первого российского судна, исследовавшего залив Петра Великого в 1859 году.

Американская улица стала главной и первой улицей города, в котором к 1873 году население Владивостока составляло около 8 000 человек (для сравнения – основанный намного раньше Владивостока Петропавловск-Камчатский едва насчитывал 200 душ обоего пола). Огромной проблемой портового города долгое время было отсутствие в нем достаточного количества женщин – до 1890 года на одну поселянку приходилось четверо мужчин.

Через несколько лет Американская была переименована в Светланскую - дабы увековечить не менее известный фрегат "Светлана", на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович. В январе 1924 года "Светланка" стала "улицей товарища Ленина", или просто Ленинской. Главная улица города и нашего района носила имя вождя мирового пролетариата до 1992 года, когда ей вернули историческое название.

Следует заметить, что многие годы главная улица города была значительно короче нынешней, а по направлению от центра Владивостока до Гнилого угла, как тогда именовалась площадь Луговая, в городе были проложены несколько улиц – от оврага до оврага, сбегавших к морю с сопок и естественным образом деливших тогдашний город на несколько частей.

Сама Светланская, например, вплоть до 1907 года заканчивалась в районе Машкиного, или Клубного оврага, где располагался выстроенный в 1885 году клуб Морского собрания (сейчас это старое здание Матросского клуба на остановке транспорта "ДВГТУ"). Клубный овраг был велик, отвесен, глубок, исчез же с карты года к 1892 году благодаря строительству механических мастерских военного порта (Дальзавод). Именно в Клубный овраг подводами несколько лет свозили землю со строительства сухого дока и мало-помалу его засыпали.

За Клубным оврагом начиналась 1-я Портовая улица, также идущая вдоль берега Золотого Рога; она заканчивалась Жариковским оврагом в районе нынешней остановки "Дальзавод". Огромный Жариковский овраг выходил прямо к берегу Золотого Рога и был назван по фамилии землевладельца Жарикова. Его дом, выстроенный в конце прошлого века, сохранился и хорошо известен - в нем много лет располагалась Приморская краевая библиотека имени Горького. А на месте засыпанного Жариковского оврага теперь одноименный сквер.

Офицерская слободка, главной улицей которой в 70-х годах прошлого века была Афанасьевская, располагалась между Жариковским и Мальцевским оврагами и заканчивалась на крутом обрыве, там, где сейчас сбегает со Светланской к бухте улица капитана Шефнера (вначале она называлась Японской, затем - Авангардной). Остатки тогдашнего глубокого оврага сейчас имеют вид глубокой лощины вдоль проспекта Красоты позади нынешнего Краевого центра народной культуры.

Между Мальцевским и Гайдамакским оврагами располагалась Экипажная слободка. С первых лет существования Владивостока земельные участки здесь раздавались матросам Сибирского флотского экипажа - отсюда и название. Главная улица слободки была поименована без фантазии - тоже Экипажной. Зато другие улицы этого района увековечили имена кораблей, на которых служили матросы; так появились экзотические Абрекская, Тунгусская, Манджурская, Японская.

От Гайдамакского оврага начиналась главная улица Матросской слободки - Поротовская, названная по фамилии землемера Поротова, размечавшего этот район города. Сам овраг носил имя знаменитого клипера "Гайдамак". Матросская слободка тянулась вплоть до Госпитальной пади, или нынешней площади Луговой (тогда еще не существовавшей). Рядом с Поротовской улицей были построены дома для врачей Морского госпиталя, отчего район за нынешним памятником пограничникам долгое время назывался Докторской слободой

Обилие оврагов делало экипажное или верховое передвижение по городу весьма проблематичным. Долгие-долгие годы главной трассой Владивостока была дорога по пляжу вдоль моря, огороженная от наноса на нее морских водорослей заборчиком из лозы, хорошо различимым на старых фотографиях Владивостока.

Только к 1895 году все овраги были засыпаны. Однако еще больше десяти лет понадобилось горожанам для относительного благоустройства Светланской, чтобы она стала единой грунтовой дорогой от Семеновского покоса до Гайдамака.

Кстати, на Гайдамаке сохранилось немало старых домов, практически ровесников Владивостока - как деревянных, так и каменных, а также остатки улиц с 1-й до 7-й Матросской. В течение долгого времени это был самый отдаленный район Владивостока. Гайдамакский овраг был окончательно засыпан только в 1908 году. А довольно обширные остатки его - по традиции - получили название Гайдамакского сквера.

Зимой и летом пойма речки Объяснения ниже Гайдамака была местом отдыха горожан. В устье Объяснения десятками стояли китайские лодки "юли-юли", на которых было принято семьями кататься по заливу. Зимою на здешнем льду устраивался общедоступный каток. Всего катков во Владивостоке было два, второй расчищался ниже Светланской в районе 36-го причала. На катках играли оркестры, горело освещение, нередко публика на спор гоняла по льду бухты (это около пяти километров) с одного катка на другой.


Наверх