Общество

26 июня 2009, 18:30

Владивостокский автоклуб "М-20" отметил 66-летие автомобиля "Победа"

В субботу, 27 июня, первые 66 посетителей офиса автоклуба бесплатно получат дисконтные подарочные клубные карты

Василий Буслаев

Дисконт в дороге - это выгодно и удобно

Невероятно, но истории первого советского легкового автомобиля с несущим кузовом М-20 "Победа", выпускавшегося Горьковским автозаводом на протяжении 12 послевоенных лет, уже исполнилось 66 лет.

Одноименный автоклуб "М-20" из Владивостока вот уже много лет занимается ремонтом и восстановлением автомототехники советского автомотопрома, экспонируя их в своем музее (это пригород Владивостока - Садгород) вместе с предметами быта приморцев 19-20 века. 

В праздничные для автоклуба дни - день рождения М-20 в субботу 27 июня и день города 4 июля первым 216 посетителям офиса автоклуба на Столетии, 12 будут вручены подарочные дисконтные карты Клуба.

По словам директора автомотоклуба Сергея Матвиенко (на фото), такая дисконтная карта полезна прежде всего автолюбительницам, ибо позволяет им со значительной скидкой произвести замену колеса на всем протяжении автотрассы Владивосток-Артем, вызвать эвакуатор, воспользоваться услугами такси при поездке в аэропорт и обратно и другими услугами партнеров Клуба.  

Кроме того, автоклуб предлагает потребителям дисконтные карты формата "стандарт" с дисконтными позициями полутора десятков наименований: ремонт автотехники, установка сигнализации, консультационные услуги подготовки документов для прохождения техосмотра авмомобилем и т. д. Премуществом обслуживания по дисконтным картам автоклуба "М-20" является наличие у предприятия круглосуточной диспетчерской службы и опытных специалистов как во Владивостоке, так и в Артеме, которые приедут к вам по первому вызову и в любой ситуации.

Это был пионер комфорта

Для тех, кто интересуется первыми отечественными машинами сообщаем - настоящая "М-20" во Владивостоке есть и экспонируется только в одноименном автоклубе!  

Справка. Производитель: ГАЗ Года пр-ва: 1946 — 1958 Класс: средний I группы
Тип кузова: 4-дв. кабриолет (5мест.)
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
КПП: Механическая, 3-ступ.; Cначала с рычагом в полу и валами от М-1, не синхр.; Позднее (с 1950 г.) с синхр. на II-III передачах, аналогична КПП ГАЗ-21 и ЗиМ
Двигатель: карбюраторный Объём: 2120 см3
Максимальная мощность: 52 л.с., при 3600 об/мин
Конфигурация: рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 105 км/час
Разгон до 100 км/ч: 46 с

Характеристики автомашины

Длина: 4665 мм Ширина: 1695 мм Высота: 1590-1640 мм
Клиренс: 200 мм Колёсная база: 2700 мм
Колея задняя: 1362 мм Колея передняя: 1364 мм
Масса: 1350 кг Расход топлива: 11 л. (контрольный);
13,5 л. (эксплуатационный); 13…15 л. (практический).
Заводской индекс модели — ГАЗ-М-20.

"Победа" М-20 - первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

После Великой Отечественной Войны, ГАЗ времено возобновил выпуск довоенной легковой модели — ГАЗ-11-73, представлявшей собой модернизированный вариант устаревшего ГАЗ-М-1, конструкция которого восходила к автомобилю Ford B Model 40A модели 1933 года.

Автомобиль устарел в целом, но наибольшие нарекания вызывали неэкономичный двигатель, коробка передач без синхронизаторов, механический привод тормозов, устаревший внешний вид, посредственная плавность хода, отсутствие багажника.

Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля Горьковский автозавод получил в феврале 1943 года.

Первые эскизы выполнил художник В. Бродский в 1943 году, на них машина уже имеет такую же понтонную боковину, как и серийная "Победа", но оформление оконечностей кузовов сделано в стиле 30-х годов — задняя часть не каплевидная, а просто покатая — и, в целом, напоминает Опель Капитен, лобовое стекло выполнено панорамным из четырех частей, подобное панорамным стёклам на французских автомобилях Panhard Dynamic, чешской "Татре" и некоторых американских моделях. Конечный облик автомобиля был выработан в работах талантливого молодого художника-конструктора Вениамина Самойлова.

Изначально проектировались две версии, — шести- и четырёхцилиндровая, последняя — для такси, но впоследствии было принято решение оставить только четырёхцилиндровую версию как более экономичную — так как положение с ГСМ в послевоенной стране было тяжёлым. Отсюда — один из главных недостатков "Победы" — недостаточная мощность двигателя, такая же, как у четырехцилиндрового ГАЗ-М1 и значительно меньшая по сравнению с серийным ГАЗ-11-73 (модернизированная версия "Эмки" с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, 76 — 85 л.с.).

Полученный в годы Великой Отечественной Войны богатый опыт эксплуатации и обслуживания самой разнообразной иностранной автомобильной техники, преимущественно — трофейной немецкого происхождения и поступавшей по ленд-лизу американской, позволил советским конструкторам "на натурных экземплярах" ознакомиться с последними достижениями мирового автомобилестроения. Причем, как Германия, так и США были в те годы признанными лидерами в области производства автомобилей. Длительная эксплуатация зарубежных образцов позволила выделить конструктивные решения, наиболее пригодные для специфических дорожных, эксплуатационных и климатических условий Советского Союза. Именно с учётом этого ценного опыта формировлись технические задания и велось проектирование первых советских послевоенных моделей как грузовых, так и легковых автомобилей.

При проектировании узлов шасси (в первую очередь, независимой передней подвески) и силовой конструкции днища "Победы" были использованы элементы конструкции немецкого автомобиля Opel Kapitеn образца 1938 года, хотя напрямую они скопированы не были. У инженеров завода ГАЗ (а тем более — других предприятий отрасли) не было опыта в разработке несущих (безрамных) кузовов и современных подвесок, между тем, было вполне ясно, что эти элементы конструкции станут практически обязательными на послевоенных автомобилях. "Опели" были по тем временам одними из наиболее прогрессивных автомобилей в своем классе, имели показавшие себя прочными и выносливыми несущий кузов и независимую пружинную переднюю подвеску. Кроме того, в ходе боевых действий было захвачено много трофейных автомобилей этой модели, имелся большой опыт их эксплуатации и обслуживания.

"Опель" был европейским филиалом американской фирмы GM, и, в общем и целом, демонстрировал американский подход к проектированию автомобилей. Были неплохо известны создателям "Победы" и сами американские модели предвоенных лет. Всё это, безусловно, в значительной степени повлияло на конструктивное и стилистическое оформление машины, архитектуру и тектонику её кузова.

В целом "Победа" получилась европеизированной — уменьшенной в размерах, с двигателем скромного рабочего объёма и упрощённой отделкой. Значительно меньшие размеры и совершенно другое пластическое решение боковин кузова, оригинальные находки дизайнера в отделке и пластике деталей, придали "Победе" весьма иное визуальное восприятие по сравнению с американскими автомобилями этой эпохи.

Следует отметить, что кузов "Победы" был первым полностью спроектированным и подготовленным к производству в СССР — до этого даже для разработанных относительно независимо моделей оснастку для производства заказывали иностранным, преимущественно американским, фирмам.

Причём, с точки зрения дизайна и компоновки "Победа" оказалась на несколько лет впереди многих иностранных аналогов первых послевоенных лет, конструкция и дизайн которых восходили ещё к довоенным моделям. Помимо оригинальной "бескрылой" формы, её кузов отличался и небольшой, по тем временам, высотой. Соответственно, ощутимо изменилось распредление масс, снизились высота центра тяжести, линия крыши, поясная линия (соответственно, увеличилась площадь остекления), линия пола и уровень подушек сидений. Для 1946 года такую компоновку можно охарактеризовать как передовую. Она позволяла более рационально расположить пассажиров в кузове, улучшить устойчивость и управляемость автомобиля за счёт снижения центра тяжести, ощутимо понизить аэродинамическое сопротивление воздуха, уменьшить тряску в салоне при движении по дорогам низкого качества за счёт снижения высоты подушек сидений относительно дороги.

Первые автомобили марки "Победа" сошли с конвейера ровно 63 года назад, 28 июня 1946 года. Но эти автомобили были "сырыми", имели немало конструктивных и технологических недоработок и производились во многом по обходной технологии. Только после кратковременного прекращения производства в 1948—1949 годах конструкторам и технологам удалось исправить большую часть найденных недостатков.

С 1949 года с конвейера стали сходить модернизированные "Победы", а выпущенные до этого машины были возвращены на завод для устранения дефектов.

В 1949 году автомобиль ГАЗ-М-20 и его создатели были награждены Государственной премией.

Для своего времени кузов "Победы" отличался великолепной отделкой и оборудованием, что неоднократно отмечалось изучавшими автомобиль иностранными специалистами. Многие из применённых в "Победе" элементов стандартного оборудования не только не применялись до этого на массовых отечественных автомобилях, но и отсутствовали на многих иностранных аналогах того времени, либо полагались только как опция за отдельные деньги.

В отделке салона по традиции тех лет использовались мягкие, пастельные тона — бежевый, коричневый, серый. Доминировали искуственные материалы, количество хромированных деталей было минимальным. Бескрылая форма кузова позволила максимально расширить внутреннее пространство, сделать салон более комфортабельным, свободнее расположить пассажиров. Умеренная высота кузова (и, соответственно, центра тяжести) в сочетании с независимой подвеской спереди и эффективными гидравлическими амортизаторами двойного действия позволили повысить комфортабельность автомобиля по сравнению с довоенными аналогами, особенно при движении по дорогам низкого качества.

Вместе с тем, специфический профиль крыши автомобиля уменьшил просвет над подушкой заднего сидения, что особенно было заметно на автомобилях первой промышленной серии. Начиная со второй серии, высоту подушки заднего дивана уменьшили, что несколько улучшило комфортабельность поездки для сидящих сзади пассажиров, особенно находящихся в головном уборе.

Важной и необычной для тех лет особенностью салона было широкое использование пластмассы в отделке панели приборов. Массивные пластмассовые накладки придавали панели современный, аккуратный внешний вид. Пластик мог быть серым, цвета слоновой кости или коричневым, из такого же пластика были выполнены и руль, различные рукоятки и кнопки. Сама панель была отштампована из стального листа и окрашена под цвет кузова, содержала весьма полный, по тем временам, набор приборов — спидометр, указатель уровня бензина, манометр, амперметр, термометр, лампы указателя правого и левого поворотов, часы с автоматическим подзаводом.

Двери были обтянуты кожезаменителем, обычно коричнево-бежевого (под дублёную натуральную кожу) или серого цвета, обивочные панели были перечёркнуты тремя горизонтальными блестящими молдингами (два чуть ниже окна и один в нижней части).

В кузове было установлено два дивана с пружинами и мягкой набивкой, обтянутых высококачественными шерстяными тканями. Передний диван мог перемещаться в продольном направлении и закрепляться в положении, удобном водителю в зависимости от роста. На автомобилях-такси диваны имели гигиеничную моющуюся обивку кожезаменителем.

Внутренние окантовки всех стёкол были отделаны по оригинальной отечественной технологии — особый способ окраски металла создавал поверхность, на вид практически не отличимую от ценной породы древесины — карельской берёзы.

Выгодным отличием автомобиля как от предыдущих советских, так и от многих иностранных моделей был отдельный от салона багажник, доступ в который осуществлялся снаружи, через подъёмную крышку. Правда, предназначался он преимущественно для хранения запасного колеса и шофёрского инструмента, а для собственно багажа была отведена лишь относительно небольшая верхняя полка.

Дополнительное оборудование включало в себя два противосолнечных козырька, две пепельницы, прикуриватель, потолочный плафон с автоматическим включением, подкапотную лампу, переносную лампу, лампу багажника с автоматическим включением, зеркало заднего вида, двухтональный звуковой электросигнал. Начиная со второй серии, стали штатно ставить отопитель с антиобледенителем лобового стекла, а на третьей серии появился штатный радиоприёмник с антенной, расположенной над лобовым стеклом.

Автомобили ГАЗ среднего класса следующего поколения, к разработке которых приступили в 1953 году, уже не несли имени "Победа": они разрабатывались под девизами "Звезда" и "Волга".

С 1951 года "Победа" по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodоw Osobowych), под маркой Warszawa. Машина выпускалась до 1973 года с серьёзными модернизациями, в частности, поздние выпуски приобрели двигатель с перенесёнными наверх клапанами и кузова: "седан" (с выступающим багажником), "универсал" и "пикап". С 1956 года автомобили собирались только из польских комплектующих. Всего было выпущено 254.472 автомобиля — чуть больше, чем оригинальных "Побед".

Несколько машин также было собрано в Пхеньяне, Северная Корея, но в серийное производство они там не пошли.
 
Любопытные факты

В салоне свободно размещались 5 человек, но в машинах с рычагом КПП на руле могло поместиться и 6 человек, так как посадка трёх человек спереди не затрудняла управление автомобилем;

Чтобы включить первую передачу бесшумно, надо сначала включить вторую (рычажок вверх), затем — не отпуская сцепления, перебросить рычажок на первую (вниз — на себя — вниз); при этом за счёт работы синхронизатора второй передачи первичный вал уравнивал свою скорость обращения со вторичным, что позволяло бесшумно включить первую передачу;

Тяги двигателя и передаточных чисел трансмиссии хватало при обычных дорожных условиях и для старта на второй передаче; переключение на низшие передачи (первая и задняя) производится с двойным выжимом сцепления и перегазовкой; в ранних коробках передач до 1950 года, с валами еще от ГАЗ-М-1, а так же в изношенных поздних коробках, все передачи приходится переключать таким способом;

В автомобиле были впервые в СССР установлены электрические указатели поворотов, обдув- антизапотеватель лобового стекла, отопление салона; до этого их заменяли соответственно рука, мешочек с солью или махоркой и самодельная жаровня с углями;
Также впервые устанавливалось два стеклоочистителя с электроприводом;

Обзор назад через заднее стекло был по современным меркам категорически недостаточен: из-за крошечного размера, невысокого качества изготовления и большого угла наклона, изображение в нем сильно искажалось (прямые рельсы выглядели в нем сильно изогнутыми), и разглядеть что-либо было почти невозможно; внешних зеркал заднего вида предусмотрено не было;

Изначально планировалось, что название машины будет "Родина". Узнав об этом, И. В. Сталин иронически спросил: - Ну и почём у нас будет Родина?. Название тут же изменили на "Победу". Сталин ответил: - Невелика победа, но пусть будет "Победа";

"Победа" экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты и в Бельгию, где всегда покупали немало русских машин; такси в Финляндии как массовое явление фактически началось именно с "Побед", до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей;

Всего было выпущено 235 997 автомобилей М-20 — очень немного для массового автомобиля и такого срока производства. 

 

Метки: аварии, автопром, дисконт, кризис, Пушкарев, эвакуация

 

Другие новости рубрики

В музее ТОФ открылась историческая выставка ко Дню защитника ОтечестваВ музее ТОФ открылась историческая выставка ко Дню защитника Отечества
сегодня, 11:30
Выставка продлится до 6 марта
Приморский край назван проблемным регионом по ОСАГОПриморский край назван проблемным регионом по ОСАГО
вчера, 17:10
Он расположился на 12 месте нового антирейтинга РСА
В преддверии праздников важно отличить свежую рыбу от залежалойВ преддверии праздников важно отличить свежую рыбу от залежалой
вчера, 15:00
Советы любителям рыбы – в материале ЕНВ

Последние новости

SpaceX запустила в космос спутники для раздачи высокоскоростного интернетаSpaceX запустила в космос спутники для раздачи высокоскоростного интернета
сегодня, 12:10
Старт ракетоносителя изначально был запланирован на 17 февраля, однако его трижды переносили из-за погодных условий и технических неполадок
Объем ввозимых грузов на Дальний Восток из-за рубежа по железной дороге увеличился вдвоеОбъем ввозимых грузов на Дальний Восток из-за рубежа по железной дороге увеличился вдвое
вчера, 18:50
За десять лет объём перевезенных грузов в направлении портов и пограничных переходов Дальневосточной магистрали вырос вдвое
Новая Зеландия серьезно пострадала от тропического циклонаНовая Зеландия серьезно пострадала от тропического циклона
вчера, 17:30
Пять тысяч человек оказались отрезанными от внешнего мира

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

15.02.2018 15:40
22.02.2018 10:00

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки