58,51 ↑ 100 JPY
93,22 ↓ 10 CNY
64,49 ↑ USD
54,10 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 5 м/c
EN
24 мая
Пятница

Экономика

В Приморье процветает пешеходный экстремизм?

В крае всего за пять месяцев инспекторы ГИБДД выявили 85 359 пешеходов, нарушающих ПДД. Что делать, когда люди буквально бросаются вам под колеса?

Пешеходы-мошенники

После увеличения штрафов за непредоставление преимущества пешеходам на "зебрах", по стране прокатилась волна случаев, когда "самые умные" начали буквально подставлять свои бока, руки и ноги под капоты машин и затем требовать у водителей расплатиться с ними на месте, "чтобы не ждать ГИБДД", мол, штраф-то все равно придется заплатить, так зачем время тратить?

В Приморье такие случаи пока не зарегистрированы. Однако многие годы инспекторы ГИБДД вместе с медработниками борются с бомжами, которые (особенно в холодное время года) бросаются под колеса машин, чтобы попасть после этого на теплую больничную койку с полным пансионом.
По словам юристов, если будет установлено, что пешеход намеренно спровоцировал подобное ДТП, а уж тем более требовал у водителя деньги, это может быть расценено как мошенничество или вымогательство. Что уже может грозить реальным сроком. Таких личностей моментально отрезвляют попытки водителя вызвать на место ДТП инспекторов ГИБДД или "скорую". Да и в суд такой ловкач вряд ли придет.

Водитель крайний всегда?

Но ни в коем случае не оставляйте место ДТП, тем более если просто зеркалом задели пешехода и тот ушел домой. Через несколько дней может выясниться, что у того сотрясение мозга, а водитель - то есть вы - скрылся с места ДТП.

- На поводу у "безлошадных" идти нельзя, впрочем, как и в других ситуациях; даже если человек удалился, пригласите аварийного автокомиссара, который зафиксирует каждую мелочь происшествия. Привлекайте как можно больше свидетелей, обязательно зафиксируйте данный факт в ближайшем ГИБДД, - объясняет начальник отделения по исполнению административного законодательства Управления ГИБДД УВД по Приморскому краю Тамара Шипилова.

Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ в любом случае, независимо от обстоятельств и при любых последствиях, ответственность в полной мере возлагается на лицо, управляющее средством повышенной опасности. То есть водитель обязан пропустить пешехода, даже если тот переходит дорогу в неположенном месте. Пусть на таких нарушителей составляют протоколы инспекторы ГИБДД.

Но ни водитель, ни пешеход, ни сотрудник ДПС, который составляет протокол об административном правонарушении, не вправе определять вину того или иного участника ДТП! Это может сделать только суд (после того как станут известны все нюансы ДТП, приняты к сведению все доказательства, проведены необходимые экспертизы).

Если выяснится, что Правила дорожного движения нарушил водитель, вся ответственность, в том числе и по выплате ущерба пострадавшим, ляжет на него. Если же виновным определят пешехода, автовладельца по решению суда освободят от возмещения причиненного вреда здоровью.

Плати одним, разбирайся с другим!

Нередко водители, не пропустившие или наехавшие на пешехода, оправдываются тем, что знак "Пешеходный переход" был скрыт листвой и ветками деревьев, а сама "зебра" давно стерта.

- Даже при таких обстоятельствах инспектор имеет право выписать протокол об административном правонарушении. Другое дело, что вы имеете право дать объяснение своим действиям, а также потребовать составить акт о том, что визуально не определить наличие дорожного знака и т. д., - объясняет Тамара Шипилова. - Этот акт направляют соответствующим службам для устранения недостатка и исключения возможности нарушать ПДД другими водителями. Вы имеете право на основании акта и составленных материалов обратиться в суд на службу муниципального образования, которая не обеспечивает содержание дорожных объектов в должном виде. Требуйте возмещения как материального, так и морального ущерба!

Определяем цену травм
И все-таки, если вас сбила машина, зафиксировать свои повреждения пешеходу надо как можно раньше. И не абы у кого.
- Следственным органам необходимо решить: возбуждать уголовное дело после ДТП либо расценивать его как административное правонарушение. То есть установить степень вины и меру наказания обвиняемого за причинение вреда здоровью. Поэтому и назначается судебно-медицинская экспертиза (исследование). Дело в том, что УК РФ устанавливает различную ответственность за причинение вреда здоровью (тяжкого, средней тяжести и легкого), - говорит доктор медицинских наук, судебно-медицинский эксперт высшей категории, председатель Приморского отделения научного общества судебных медиков Ольга Дмитриева. - Несколько лет назад произошла так называемая декриминализация вреда здоровью средней тяжести при ДТП. То есть уголовное дело возбуждается в случаях причинения только тяжкого вреда здоровью.

В соответствии с новыми правилами определения степени тяжести вреда здоровью произошло изменение некоторых критериев. Прежде всего, это нововведение коснулось повреждений, полученных при ДТП: теперь почти все переломы конечностей, костей таза (как известно, при ДТП чаще всего повреждаются именно эти части человеческого тела) расцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью, независимо от исхода. Проблемы здесь с взысканием ущерба возникают редко.
Другое дело, если повреждения не столь явные или причиненены на фоне заболеваний, уже имевшихся у пострадавшего. После ДТП необходимо как можно раньше зафиксировать имеющиеся повреждения. Причем сделать это надо только у судмедэксперта. Если ваш юрист говорит о том, что описать повреждения может травматолог или врач другой специальности, следует задуматься о его квалификации. Судебно-медицинский эксперт для того и существует, чтобы не только описать повреждения, но установить их давность и механизм образования.
Сегодня, например, определение степени вреда здоровью черепно-мозговой травмы (ЧМТ) стало настоящей проблемой. Это связано с небрежным заполнением медицинской документации в большинстве лечебных учреждений Приморского края. Поэтому участились случаи, когда возможно и имевшаяся ЧМТ судебно-медицинской оценке не подлежит, а следовательно не может быть определены степень вреда здоровью и степень вины водителя.
К сожалению, не исключены ошибки и у наших судмедэкспертов, зачастую идущих на поводу у не совсем добросовестных клиницистов и выдающих заключения на основании непригодных (с точки зрения медицинского права) документов.
Не могу не сказать и о "пешеходном экстремизме", когда все имеющиеся заболевания пострадавший хочет связать с ДТП. Тут уж и водитель должен знать: в судебно-медицинских рамках можно решить, например, вопросы о связи обострения предшествующих заболеваний с травмой.
Поэтому для объективности всего процесса медико-правового обеспечения обязательно тесное сотрудничество эксперта и юриста в каждом конкретном случае. Необходимо также сохранить все документы, подтверждающие приобретение лекарств, использование транспорта, дополнительного питания, специального ухода и т. п.

Соблюдать ПДД обязаны и пешеходы!

Правила эти просты и, должно быть, знакомы всем с детства, но мы позволим себе еще раз их напомнить. Просто порой складывается ощущение, что большинство приморцев изучали их в последний раз в детском саду. Почему люди не задумываются, что своей "беготней" по дорогам они ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь тех, кто сидит за рулем?!

Итак, внимание!

- Переходите проезжую часть только в установленных для этого местах.

- Никогда не выбегайте на дорогу из-за стоящего транспорта или других предметов, закрывающих обзор водителям.

- Не перебегайте дорогу перед несущейся на вас машиной: ни один водитель в такой ситуации не в состоянии вовремя среагировать на ваше появление и резко затормозить, даже на небольшой скорости.

- Правило обходить безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый - спереди устарело! Если вам необходимо перейти на противоположную сторону, дождитесь, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, и если поблизости нет "зебры", переходите дорогу там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- Собираясь перейти по "зебре" дорогу, лучше дождитесь, пока машины перед вами полностью остановятся.

- Уважаемые взрослые: дети берут за пример ваше поведение на дороге. Пусть оно будет положительным!

Кодекс об Административных правонарушениях РФ:

Статья 12.29.

 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения

 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 рублей.

 Статья 12.30.

 1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения... повлекшее создание помех в движении транспортных средств,

 влечет наложение административного штрафа в размере 300 рублей.

 2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения... повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,

 влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

 Кстати, депутаты Госдумы намерены внести в закон поправки, по которым штраф пешеходам за переход в неположенном месте или на красный свет будет увеличен до 500 руб.

Аварии по вине пешеходов в основном как раз и происходят из-за того, что народ шляется вдоль дорог, ингорируя тротуар, переходит дорогу, где ему вздумается, вылетает на проезжую часть из-за стоящего автобуса. С января по май во Владивостоке таких происшествий зафиксировано 24. В прошлом году таких ДТП было 37, причем в двух случаях пешеходы были пьяны.

В Приморье за пять месяцев инспекторы ГИБДД выявили 85 359 пешеходов, нарушающих ПДД (более половины из них - во Владивостоке), а водителей, не предоставивших преимущество пешеходам, - 22 725.

Анекдот в тему:

Переходя через дорогу, смотрите не на светофор, а на машины - светофоры еще никого не сбивали!


Наверх