58,64 ↓ 100 JPY
89,85 ↓ 10 CNY
63,63 ↓ USD
54,22 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+5° ветер 2 м/c
EN
23 октября
Среда

Общество

Откуда есть пошла Приморская земля?

Периферийное положение Дальнего Востока России относительно развитых цивилизаций Востока и Запада лишило нас знаний о своих исторических корнях

Василий Буслаев

Да, скифы мы, да, азиаты!

Может показаться странным, но даже историки до сих пор не знают истории Приморского края от Рождества Христова до наших дней.

Точнее, у каждого геополитического соседа нашего региона средневековая история Приморья своя. В каждой из этих летописей: китайской, монгольской, корейской и даже японской - наша территория предстает неким анклавом тамошних этнических или государственных образований.

Долгое время считалось, что вся южная часть Приморского края последовательно входила в состав сначала королевства Бохай (698 – 926 г.г.), а потом стала частью Золотой империи чжурчжэней (1115 – 1234 гг.).

Дальше в пределы Приморья якобы вторглись монголо-татары, которые несколько десятков лет выкуривали чруржэней из их земляных крепостей на склонах сопок. С уничтожением чжурчжэньских государств письменная и архелогически изученная история средневекового Приморья исчезает - до прихода сюда русских исследователей и жителей в 18 веке.

Которые застали здесь сохранившиеся средневековыые памятники - храмовые развалины на городищах, каменные стелы, скульптуры и т.д. - которые зачастую никак не отождествляются с известной нам историей края.

Есть и другие свидетельства присутствия в крае неизвестной пока науке общности людей. Взгляните на карту территории Приморского края - ее издал в 1734 году крупнейший французский картограф XVIII века Жан-Батист Бургиньон Д'Анвиль, известный точностью своих кабинетных географических изысканий. Кстати, именно с этой картой отправлялись на изучение морей Дальнего Востока все русские путешественники.

На приведенном фрагменте - территория Ханкайского и Спасского района. Обратите внимание - за 150 лет до прихода сюда русских на карте обозначены не только озеро Ханка и реки Приморья, но и стоящие у воды города. Чьи они - ответа пока нет...

Иероглифы из черт и резов

Официальная историография Приморья уже много лет считает, что после чжурчжэней многие годы на территории края царили дичь и глушь, кочевавшие по территории племена тунгусов стояли на первобытнообщинной ступени, а забредавшие из Китая охотники-маньчжуры и хунхузы лишь добывали изредка и сезонно природные богатства моря и тайги.

Так было нужно считать - иначе захват Приморья русскими в 18 веке выглядел бы экспансией.

Между тем, в последнюю четверть века все больше историков рассматривают средневековую историю края нашенского не столь однозначно.

Сначала родилось убеждение, что многие средневековые государства Приморья связывала общность культуры мохэ. Более того, некоторые исследователи убеждены, что по своему происхождению мохэская культура никак не связана с аборигенными племенами юга ДВ России и появилась в этом регионе в первых веках нашей эры, отличаясь определенными варварскими чертами: использованием коня (якобы именно на мохэских памятниках впервые появляются детали упряжи и захоронение с конем), а также развитыми формами железного оружия.

Тот факт, что мохэ в некоторых хрониках фигурируют как монголоязычные племена, дал основание заподозрить их в родстве с киданями. Известно, что кидани и чжурчжени имели практически один вид письма - т.н. кидань-чжурчженьскую письменность.

В свое время известнейшим приморским историком и археологом Эрнстом Владимировичем Шевкуновым было убедительно показано, что "… по своему характеру малая кидань-чжурчженьская письменность является алфавитно-слоговой, что, однако, не исключает в ней некоторых знаков иероглифического характера". Между тем,по мнению некоторых исследователей, можно предположить, что кидань-чжурчжэньские письменные знаки - это просто видоизмененные славянские руны, "черты и резы", каковые можно во множестве наблюдать на берестяных грамотах из раскопов в Великом Новгороде!

Откуда взялись славянские руны на Дальнем Востоке средних веков? Для историков-альтернативщиков ответ очевиден: они могли появиться здесь вместе с носителями этого вида письма - славянами.

Альтернативная версия истории чжурчжэней

"Альтернатовщики" уверены: в Приморье сохранились свидетельства о присутствия европейцев в Дальневосточном регионе в эпоху средневековья.

Археологами описаны амулеты и зеркала с изображениями людей практически европейского облика - вероятно, желтоголовых, сиречь светловолосых чжурчженей.

В 1965 году группа приморских спелеологов в пещере "Спящая красавица" горы Змеиная (Шкотовский район Приморского края) обнаружила скульптурные изображения, вырезанные на известковых натеках. Всего было обнаружено 9 скульптур. Гуру приморской археологии А.П.Окладников, осмотревший их через два месяца после открытия, полагал, что "Спящая "Красавица" была "...пещерным святилищем в честь предков, основателей правящего рода какой-то народности Приморья, жившей здесь до Бохая". Что это была за народность?

Пещера "Спящая красавица" получила свое название от архаичного изображения женского лица с закрытыми глазами. Это изображение стало визитной карточкой этого уникального археологического памятника. До недавних пор считалось, что женская скульптура "Спящая красавица", несет в себе черты азиатского типа, но это оказалось неверным. Дело в том, что лицо "нанесено" на неправильной формы натечное образование и к тому же весьма схематично. Выбирая нужный ракурс, нетрудно добиться любого результата. Если же смотреть прямо, то лицо имеет вполне европейские черты.
 
В настоящее время уникальный археологический объект практически разрушен, т.к. не был своевременно включен в реестр археологических памятников. Но даже очень плохая фотография, сделанная первооткрывателем скульптур не оставляет сомнений в том, что древний скульптор изобразил человека европейского облика.

Пещера "Спящая красавица" повторила судьбу многих археологических памятников Дальнего Востока.

Считается, например, что в Приморье не сохранилось ни одного погребения бохайского и чжурчженьского периодов, по которым можно было бы восстановить облик тех, кто проживал здесь в то время. Но зимой 1958 года в районе села Сергеевка геологи обнаружили захоронение, о котором они сообщили в Приморский краеведческий музей им. Арсеньева. Прибывшим сотрудником музея захоронение было частично разобрано, человеческие кости и железные предметы вывезены. Впоследствии было установлено, что захоронение датируется чжурчженьским периодом. Кроме того, было найдено еще несколько могил... Однако итоги исследования костных останков до сих пор неизвестны.

В восьмидесятых годах прошлого столетия в прессе промелькнуло сообщение, о том, что на севере Приморья найдено около двадцати средневековых захоронений. Результаты их исследований до сих пор не обнародованы.

Кто-то и непонятно зачем отсек головы скульптурам чиновников, встречающим посетителей музея им. Арсеньева во Владивостоке - этого же периода. Задвинули куда-то каменных баб, стоявших ранее во дворе старого здания этого музея. А ведь они ничем не отличаются от тех, которые найдены в причерноморских степях и считаются скифско-славянскими, т.е. русскими...

комментарий:

Владимир Шевкунов, кандидат исторических наук, сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН:

- В истории средневекового Приморья очень много "черных дыр", об огромном периоде истории края с момента разгрома джурчжэней до появления здесь русских известно очень мало. А отсутствие достоверной информации порождает мифы...

В материале использованы публикации В. Шевкунова и В. Юрковец


Наверх