66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Фоторепортажи

GPS доверяй, но по морским картам проверяй!

Настоящие капитаны уверенно бороздят морские просторы. А все потому что проходят обучение на визуальном тренажере управления судном

Лариса Гелина
Собственно назвать тренажером помещение, где мы находимся, не поворачивается язык. Это полная имитация судна, а если точнее, капитанского мостика со всей сложной техникой, радарами, штурвалом и морскими просторами за окном. Периодически мимо проплывают другие корабли, и даже подводная лодка. А пару раз над нами пролетел вертолет...
Находится это чудо техники в ДАЛЬРЫБВТУЗе, есть и еще один тренажер в МГУ им. адм. Г.И. Невельского.
Перед Романом Новицким стоит, казалось бы не самая сложная для мореплавателя задача - зайти в порт Лиссабона и поставить балкер в 200 тыс.тонн на якорь в заданной точке. И хотя мужчина уже имеет опыт судовождения и является страшим помощником капитана, справиться с заданием полностью не выходит. Судно сначала садиться на мель, а потом Роман немного "промахивается с парковкой".
- Ошибки самые типичные, - поясняет инструктор и начальник тренажера Михаил Плеханов, мореход с 40-летним стажем, - но для того и нужен тренажер, чтобы в реальной ситуации их не допустить. Сейчас Роман полагался исключительно на GPS, вот и сел на мель ("Global Positioning System" - глобальная система местоопределения). Так поступают многие, и напрасно, эта система тоже ошибается и выходит из строя. На судне множество приборов её дублирующих и на все следует обращать внимание. Хотя, на мой взгляд, сесть на мель в незнакомом порту не так стыдно, как в своем родном.
Михаил наблюдает за учеником из отдельного помещения и видит на компьютере все манипуляции судоводителя. Именно он ставит учащемуся задачи и моделирует различные ситуации. Иногда ученики просят имитировать им те порты и территории, в которых они чаще всего плавают. В целом же программа обучения рассчитана на 40 часов (неделя), а задачи, которые должен решить капитан, расписаны по дням.
На самом деле капитан управляет судном не один. И хотя он принимает окончательные решения и несет ответственность за безопасность экипажа и корабля, на мостике постоянно находятся как минимум три человека. Во время тренировок же посоветоваться не с кем. Кроме того, инструктор "натаскивает" судоводителей на сложные ситуации, которых может и не случиться в их работе. Например, спасение людей на море. Человек за бортом оказывается крайне редко, многие капитаны за годы работы с таким не сталкиваются. Но и найти упавшего очень сложно, особенно если на море волнение. Имитируются также поломки на собственном корабле и буксировка поврежденных судов.
Согласно международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78), обучение на визуальном тренажере управления судном не является обязательным. Но многие судовладельцы требуют сертификат о его прохождении (он выдается на 5 лет), и часто сами оплачивают своим сотрудникам обучение.
- На кнопки никакие не нажимать! А то уплывете неизвестно куда! - покрикивает Михаил на курсантов, видимо забывая, что уплыть дальше учебного класса они все равно не могут. К сожалению, для обучения всего потока курсантов одного тренажера мало и почувствовать себя капитанами ребята могут исключительно за свой счет.
Данный тренажер появился в ДАЛЬРЫБВТУЗе в 2003 году, а сам Михаил учился с ним работать в Санкт-Петербурге. Имитаторы оборудования иностранные, но программу составляли отечественные специалисты.
Тренажер может превратиться в любой корабль. Только что мы были на огромном балкере в Лиссабоне, а теперь попали в шторм на небольшом рыболовецком судне недалеко от о. Песчаный. И хотя я точно знала, что помещение не шевелиться, мой вестибулярный аппарат со мной был явно не согласен - движущаяся картинка за окнами создавала полную иллюзию качки.
- Мы вполне можем имитировать военный корабль. И условного противника смоделировать, и мины вокруг накидать и вертолеты запустить (ну в этом то мы уже убедились!), - рассказывает Михаил. Вот только необходимости такой пока не возникает. Наши боевые суда настолько старые, что на них нет подобного оборудования. Ну а GPS и вовсе вражеская система! (спутники принадлежат и управляются США).
Правда, насколько я знаю, военные корабли все-таки начали оснащать современной техникой. Так что возможно в скором времени мы будем учить и людей в погонах!


Наверх