66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

В Приморье найдены предки чжурчжэней

Возможно, это недостающее звено средневековой государственности на территории края

Василий Буслаев

На прошлой неделе сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Владимир Эрнстович Шевкунов рассказал корр. "ЕН" о своих раскопках и исторических изысканиях последнего времени, привлекающих все большее внимание как историков, так и жителей края.

- То, что мы сейчас копаем - это, я надеюсь, очень интересная тема для будущих учебников истории Приморского края. В нашем институте мое исследование называют "смольненской культурой" - хотя я лично пока не стал бы утверждать, что раскапываемое нами в Анучинском районе городище - это новая историческая культура. Нет еще полных данных, хотя очевидно, что своеобразия у населявших здешние земли людей хватало...

Долгое время считалось, что вся южная часть Приморского края последовательно входила в состав сначала королевства Бохай (698–926 гг.), а потом стала частью Золотой империи чжурчжэней (1115–1234 гг.). Однако на этой же территории, а именно в Шкотовском, Партизанском, Чугуевском и Анучинском районах, известен целый ряд памятников, археологический материал которых не укладывается в рамки материальной культуры бохайцев или чжурчжэней.

Смольнинское городище находится в Анучинском районе Приморского края. Расположено на берегу реки Арсеньевки, в среднем ее течении. К настоящему моменту большая часть средневекового поселения уничтожена рекой, поэтому о размерах и форме поселения судить трудно. По словам старожилов района, в середине прошлого века, когда валы городища еще были целыми, оно имело форму прямоугольника, а ворота в нем были оформлены в виде простого разрыва в стене.

В настоящее время высота валов городища с внешней стороны достигает полутора метров, ширина - около 5 метров. Ориентированы валы строго по сторонам света. Насыпаны из той же земли, которая составляла основу верхнего культурного слоя. Внешние и внутренние склоны в основании были укреплены камнями, расположенными высотой в несколько рядов. Сегодня городище активно разрушается рекой и в скором времени может быть полностью уничтожено.

- Чем отличается археологический материал городища от уже известных культур Приморья?

- Главная особенность Смольненского городища - круговая керамика, которая практически вся покрыта сетью мелких прямоугольных вдавлений, оставшихся после выбивки еще сырых глиняных сосудов специальной колотушкой.

Справедливости ради следует отметить, что такие следы на посуде (лепной и станковой), оставленные специальной колотушкой и называемые часто "вафельным" или "шахматно-шашечным" орнаментом, присутствуют во многих культурах Дальнего Востока. Правда, процент такой керамики в других культурах крайне незначителен. Столь большой концентрации круговой керамики с отпечатками колотушки, как на Смольнинском городище, нигде зафиксировано не было.

- Что еще интересного и необычного удалось раскопать на городище, кроме керамики?

- Пока нами найдены шесть ножей или их обломков, около 30 наконечников стрел, пластины защитного доспеха, а также один рыболовный крючок. Все они сделаны из железа и характерны только для этой территории.

Рассматривая ножи городища, можно заметить, например, что все они выполнены в совсем другой манере, чем ножи с чжурчжэньских памятников Приморья, а самый распространенный тип ножей городища вообще не имеет аналогий в приморском средневековом материале.
Содержимое колчана смольнинского воина-охотника обладает своеобразием. Некоторые наконечники стрел имеют массивную боевую головку, длинную шейку и весят значительно больше остальных. Археологи-оружиеведы однозначно относят такие наконечники стрел к боевым. Следовательно, есть основания утверждать про участие обитателей городища в военных действиях против соседей.

- И все же, к какой культуре тяготеет материал раскопок?

- С бохайской культурой Смольнинское городище сближают жилища с плиточными канами. Кроме того, и там, и там встречаются одинаковые формы посуды, не характерные для других культур. В первую очередь это касается пароварок с мелкими отверстиями на дне и глиняных крышек, которых не знали другие народы.

Есть еще один факт, на который следует обратить внимание. Памятники с керамикой смольнинского типа расположены относительно компактно – в долинах рек Стеклянухи, Партизанской и верховьях Арсеньевки и Уссури, т. е. в южном и отчасти в центральном Приморье. Они занимают как раз ту территорию, где в настоящее время не известно ни одного достоверно бохайского памятника.

Иными словами, бохайские памятники и памятники с керамикой смольнинского типа располагаются в разных частях Приморского края и нигде не пересекаются, т. е. бохайцы не селились там, где проживали носители керамики смольнинского типа, и наоборот. Последнее, скорее всего, свидетельствует в пользу того, что обе группы памятников были одновременны, т. е. бохайцы и "смольнинцы" проживали в крае нашенском в одно и то же время, были соседями и относились к разным культурам. Не будем пока называть эти территории государствами.

- В какое время жили эти удивительные люди?

- Можно уверенно утверждать, что Смольнинское городище существовало как минимум от середины девятого до конца одиннадцатого века. Причем оно было построено на месте уже существовавшего поселения.

Если данная датировка справедлива для всех памятников с такой керамикой, то население этих городищ на начальном этапе своего существования являлось восточным соседом бохайцев, а их государство было непосредственным предшественником чжурчжэней.

- Какова дальнейшая судьба этого народа?

- Данных мало, материалы лишь копятся и анализируются. Но известно, что материальных следов народа Смольненского городища у чжурчжэней не встречается. Мне кажется, что эти люди однажды просто ушли отсюда.


Наверх