66,33 ↓ USD
75,39 ↓ EUR
97,71 ↓ 10 CNY
24 января
Четверг

Экономика

"Звезда" готовится к разделке "Щук"

Выведенные из состава ТОФ подводные лодки прибудут на голландском судне для утилизации на дальневосточном заводе

Транспортировка подводных лодок будет осуществлена в рамках канадской программы помощи России в утилизации АПЛ, рассчитанной до 2012 года. За последние годы по этой программе было утилизировано 12 подлодок на заводе "Звездочка" в Северодвинске. В ближайшее время пройдет утилизация двух АПЛ проекта 671 РТМ на ОАО "Звезда", город Большой Камень.
АПЛ проекта 671 РТМ ("Щука", в классификации НАТО "Виктор III") – наиболее поздняя модификация атомных подводных торпедоносцев, выпускавшихся в СССР с конца 50-х годов, является, по сути, переходной ступенью от второго к третьему поколению подлодок. Головной корабль проекта 671 РТМ был принят на вооружение в 1977 году, последний – в 1992 году. Находились на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов. "Щуки" обладали завидной боевой мощью: четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 18 и 6 торпед (подводных ракет) соответствующих калибров. Со временем "Щуки" стали оснащаться и стратегическими крылатыми ракетами "Гранат". В середине 90-х годов корабли этой серии стали постепенно покидать строй.
В 2006 году на Северном флоте впервые в мире была опробована технология доставки АПЛ не своим ходом и не на буксире, а на борту большого самопогружаемого судна "Трансшельф" (транспорт принадлежит голландской компании Dockwise Shipping B.V., его водоизмещение - 46 379 тонн, длина - 173 метра, площадь грузовой палубы - 5 100 квадратных метров). Техническое состояние подводных лодок было настолько плачевно, что они могли затонуть в море, не дойдя с Кольского полуострова до пункта разделки. Таким способом на утилизацию было доставлено 12 АПЛ.
Новые технологии получат развитие на Дальнем Востоке. В июне в течение пяти суток "Трансшельф" пройдет 2,5 тысячи километров пути от Камчатки, где сейчас базируются "Щуки", до Большого Камня. Но уже не с одной, а сразу с двумя крупными АПЛ на борту (длина каждой лодки достигает 106 метров, а водоизмещение - 6 280 тонн). В настоящее время "Звезда" изготавливает опорное оборудование для безопасной транспортировки подводных лодок на борту судна. Утвержден подробный план погрузки, доставки и выгрузки АПЛ.
СПРАВКА "ЕН"

ОАО ДВЗ "Звезда" - ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке по ремонту, переоборудованию и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками. Завод основан в 1954 году. На предприятии создан уникальный комплекс по утилизации отслуживших свой срок и ставших серьезной угрозой для окружающей среды атомных подводных лодок. Это единственное предприятие на Дальнем Востоке, выполняющее полный комплекс работ по утилизации АПЛ с обеспечением ядерной, радиационной и экологической безопасности. С 1989 года на "Звезде" утилизировано более 40 вышедших из эксплуатации АПЛ, в том числе на средства США и Японии.
Проектный срок службы советских / российских АПЛ в среднем составляет 25 лет. После того, как подлодка выводится из боевого состава флота, на ней должны быть проведены необходимые работы, с тем чтобы изолировать опасные для человека и окружающей среды радиоактивные отходы, а также переработать нерадиоактивные металлы и материалы, которые в последующем могут быть использованы в народном хозяйстве. Процесс утилизации состоит из следующих основных стадий:
- выгрузка отработанного ядерного топлива и транспортировка его в пункты переработки или постоянного хранения;
- проведение дезактивации АПЛ, изоляция твердых и переработка жидких радиоактивных отходов, образовавшихся в процессе утилизации;
- снятие с АПЛ нерадиоактивного оборудования, подлежащего дальнейшему использованию или утилизации;
- вырезка реакторного отсека и помещение его в специально оборудованное, экологически безопасное место для длительного хранения или захоронения.
Весь цикл мероприятий проводится на ОАО ДВЗ "Звезда".


Наверх