59,40 ↑ 100 JPY
92,88 ↑ 10 CNY
64,34 ↑ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
EN
19 июня
Среда

Экономика

Деньги российских рыбаков уплывают от налогов

Рыбопромышленники лукавят, когда жалуются на бедность?

По данным Росстата, в 2009 г. рыбная отрасль России по доле прибыльных организаций вышла на второе место (после розничной и оптовой торговли). В Приморье она тоже занимает второе место, уступая транспорту и связи. Однако возросший размер прибыли почти не сказывается на обновлении флота. На что тратятся деньги, неизвестно, считает еженедельник "Конкурент".

Недавно вице-губернатор края Игорь Улейский заявил, что в 2009 г. рыбаки Приморья получат масштабную государственную поддержку: "В рамках федеральной целевой программы"Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009–013 годы" будет финансироваться шесть инвестиционных проектов на сумму более полутора миллиардов рублей. Эти средства пойдут на строительство флота, развитие портовой инфраструктуры, холодильных мощностей, поддержку научной деятельности, охрану и воспроизводство водных биоресурсов".

Упомянутые полтора миллиарда — это лишь довесок к тому, что уже получают рыбаки от государства. Так, предприятия наделены десятилетними квотами, что, по мнению чиновников, дает рыбакам широкие возможности в части долгосрочного планирования. Но главное — серьезный шаг навстречу рыбакам был сделан в части налогов. Теперь они могут перейти на уплату единого сельхозналога (6% от суммы доходов) и платить сбор за пользование водных биологических ресурсов по льготным ставкам (15%), если доля дохода от реализации уловов и произведенной из них продукции составляет не менее 70%. Эксперты уверены, что благодаря этим нововведениям предприятия могут сэкономить сотни миллионов рублей.

Чиновники преследовали цель повысить конкурентоспособность отрасли путем развития глубокой переработки в родном отечестве. На сегодня эта задача так и осталась нерешенной: предприятий глубокой переработки можно пересчитать по пальцам, а совокупный объем складов-холодильников на всем Дальнем Востоке оценивается всего в 150 тыс.т, то есть в несколько раз меньше от потребностей. Зато финансовое состояние рыбаков улучшилось.

По оценкам аналитиков Ассоциации добытчиков минтая, рыболовная отрасль России стоит около $6 млрд. В свою очередь, по данным Приморскстата, в 2008-м оборот рыбохозяйственного комплекса Приморья вырос на 3% и составил 16,87 млрд руб., при этом общий объем вылова минтая в дальневосточном бассейне в 2008 г. составил примерно 1,3 млн т. Такой же объем планируется освоить в 2009 г. Самое интересное: за январь–февраль текущего года балансовая прибыль приморских рыбаков составила 589,5 млн руб., что в 2,4 раза больше аналогичного периода 2008-го. Это информация официальная.

Если принять во внимание неофициальные сведения, то слезы на глаза наворачиваются. Как признались в Ассоциации добытчиков минтая, существует традиционный для экспортеров способ зарабатывания за счет манипулирования экспортной ценой.

Например, стоимость тонны обезглавленного минтая на мировом рынке оценивается в $1600, а наши рыбаки в таможенной декларации часто заявляют $1200. В среднем БАТМ за рейс добывает до 2 тыс. т минтая. Нетрудно подсчитать, что только экономия на таможенной стоимости дает примерно $800 тыс. с одного судна при условии, что оно заявляет всю выловленную рыбу. Что, как говорят сами рыбаки, не совсем соответствует действительности.

По данным Росрыболовства, еще два года назад оборот российской рыбной отрасли составлял в среднем около $2 млрд, еще в $2–2,5 млрд оценивается нелегальный рынок водных биологических ресурсов. Данных о неучтенном вылове за 2008 г. нет, но, как говорят эксперты, ситуация сильно не поменялась.

Что касается официальной статистики, то в 2009 г. члены ассоциации добытчиков минтая в подзонах Охотского моря освоили и отправили на экспорт уже свыше 160 тыс. т минтая. Валовая выручка по мировым ценам получается больше $250 млн. Вычесть налоги, таможенные ставки, эксплуатационные издержки — и чистая прибыль может составить солидную сумму, которой хватило бы на постройку завода или покупку хоть одного нового судна. Но деньги куда-то уплывают.

КОММЕНТАРИЙ

Директор Кораблестроительного института ДВГТУ Николай Восковщук: "Есть такая процедура – обновление корпусов судов. Определенные научные организации, исследуя износ и запасы прочности конструкций корпуса, резюмируют: эти части корпуса заменить, эти оставить. В результате надежность корпуса может быть повышена до определенного стандарта. Процесс назвали реновация. Судну четверть века, а корпус может быть пятнадцатилетнего или даже десятилетнего возраста.

Однако регулирование состояния корпуса без переоборудования судна не меняет сути явления: эффективность добывающего флота снижается. Суда морально устарели и уже просто необходимо принимать экстренные меры по их замещению. Какие? Надо менять государственную политику. Если в развитых странах государство субсидирует кредиты под 3% годовых сроком на двенадцать лет, то в России наоборот: до кризиса было 12–13% годовых на три года. Но рыболовное судно — дорогой наукоемкий механизм, за три года под такие проценты он не окупится.

Сегодня стоимость строительства БАТМа оценивается примерно в $18–19 миллионов. Судно поменьше, рыболовный сейнер например, стоит дешевле. РС-450, который построили на заводе "Звезда", стоил $1,45 миллиона. Дешевле в то время могли построить только в Северной Корее (чуть больше миллиона) и Китае ($1,3 млн). Возможно, РК "Моряк-Рыболов", который являлся заказчиком РС-450, и смог бы потянуть такую финансовую ношу, но проектное решение оказалось неудачно выполнено, что показали и первые эксплуатационные испытания. Сейнер встал на ремонт, и что с ним сегодня — неизвестно. А в целом губернаторская программа по строительству серии рыболовных сейнеров не реализована.

Что можно сделать? Нужно вспомнить, что было в плановое советское время. Государство строило суда и как бы по лизингу отдавало их в руки предприятий, в том числе и рыболовецких колхозов. Одновременно выделялись квоты на вылов рыбы, достаточные для содержания береговой инфраструктуры, флота, а также для погашения выделенных кредитов на покупку судов. Подобная схема может применяться и в нынешнее время".

Поделиться:

Наверх