66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

Должны ли мальчики и девочки учиться в разных классах?

Российские педагоги задумались о раздельном образовании в школах

Василий Буслаев

Грядущие и идущие новации в школьном образовании – одна из самых обсуждаемых тем семейного круга. Еще не сформировавшийся барьер ЕГЭ стал притчей во языцех для родителей выпускников. Тем временем мамы и папы будущих школьников все чаще и все серьезнее задумываются о возможности обучения своих чад в раздельных мальчиковых и девчачьих классах и школах.

Интернет, кстати, тему ухватил давно. Многие сайты заполнены статьями о том, сколь несовершенно совместное обучение, при котором происходит феминизация мальчиков, а девочки нервны, нездоровы, а порою и откровенно беременны именно из-за того, что учатся вместе с мальчишками.

Во всех обществах существуют две детские культуры: мальчиковая и девчачья. Дети, начиная с двух-трех лет, разделяются. Девочки первыми начинают играть в куклы отдельно от мальчиков. Чуть позже инициативу самоопределения перехватывают резко увлекшиеся стрелялками, бегалками и догонялками мальчики. Эдакое разнополое самоопределение продолжается вплоть до пубертатного возраста. Не взрослые навязывают его детям. Так делают сами дети.

Если же говорить про образование и обучение, то их систему никогда не создают дети. Образовательный процесс выстраивает и финансирует общество. Сначала (в Древней Греции и вплоть до позднего Средневековья) мальчиков (и только их!) в школах и гимназиях учат быть воинами, охотниками, инженерами или "космонаутами". А девочек, поскольку их будущее лежит в плоскости семейного логова и ложа, учат шить-вязать-готовить на женской половине дома. Чтобы быть хорошей хозяйкой никакое специальное образование не нужно, а грамоте и счету будущая Молоховец вполне обучается на кухне!

Педагоги лучше меня помнят – девочек, как и негров, во всем почти мире начали весьма неохотно допускать до учебы в школе, точнее - совместного с мальчиками обучения в ней лишь в 20 веке, а если быть более точным – всего лет 50-60 назад! И ни к чему хорошему совместное обучение никого не привело! Те же педагоги, да и мы родители хорошо знаем: возраст у одноклассников вроде бы один, но уровень развития и познания жизни детьми совсем разный. Когда же в одной классной комнате вместе и на целые полдня шесть раз в неделю оказываются вместе три-четыре десятка мальчиков и девочек, задача учителя чрезвычайно осложняется.

Например, нередко возникает вопрос, кто кого в классе "забивает". Мальчики намного активнее, что показывают все исследования. Девочки старательнее. Возникает соперничество - и на индивидуальном, и на групповом уровне. В то же время в каждом классе есть т.н. топ-мальчики и топ-девочки, которые формируют своеобразное общественное мнение групп. Если дополнительно учесть, что между мальчиками и девочками есть множество различий - от молекулярного уровня до строения мозга, проблем воспитания и образования отдельно взятого класса совместного обучения не перечесть! Общеизвестно, например, что слабое место большинства мальчиков – это языки и литература. Слабое место девочек – технические и математические предметы.

А недавние исследования проблемы утверждают: практически во все школьные годы чудесные девочки опережают мальчиков в развитии - даже беременеют некоторые совсем развившиеся, как правило, не от объятий и первых поцелуев лопухов-одноклассников! К тому же, отставание мальчиков чревато их вольным или невольным отсевом из школы - с последующим пополнением рядов преступных группировок! Не секрет и то, что мальчики из низов – т.н. "пацаны" - часто имеют антишкольные и антиучебные установки развития, а воспитание в их семье строится вокруг силы и агрессии. Это подрывает не только атмосферу в школе, но и влияет на их социальное будущее. И нечего кивать на "криминальную Россию" - в наших школах сейчас происходит то же самое, что началось в муниципальном школьном образовании других государств еще лет 40 тому назад!

Может быть, в поисках вектора качества обучения школьников педагогам стоит вспомнить о раздельном образовании, при котором ребенку придется искать свое место лишь среди однополых сверстников? Кстати, при национальном опросе Фонда "Общественное мнение" в 2008 году в пользу однополого образования высказались лишь 9% опрошенных. 76% россиян убеждены - лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе, а 15% не имеют на этот счет определенного мнения.

В данном случае я все еще согласен с мнением большинства до поры до времени - пока не подрос до школьного возраста мой шебутной сын Пашка. Да и оно не является истиной в последней инстанции.

Проблемы эффективности различных способов обучения реально существуют, мне кажется, что экспериментировать в этом направлении надо и школе, и родителям. При этом школа и учитель должны иметь право на индивидуальность, а родители и их дети-ученики – право выбора того, что им больше подходит. Образование и тем более воспитание – дело, как ни крути, штучное.

С последним утверждением полностью согласен мой собеседник – опытнейший педагог, ныне заместитель главы Владивостока Константин Межонов, курирующий в том числе и сферу муниципального образования. По его мнению, раздельное обучение имеет право на жизнь. Более того, оно существует в стране и крае многие годы – классическим примером является Уссурийское суворовское училище. Сегодня эксперименты создания мальчиковых классов во Владивостоке ведутся в спортшколах, где набираются, например, классы одновозрастных юных футболистов или хоккеистов. Как правило, спустя всего несколько месяцев педагоги и родители все же решают для смягчения психологической обстановки "разбавить" мальчуковый контингент класса гимнастками и бегуньями.


Наверх