57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 2 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Общество

Стихийную торговлю во Владивостоке поддерживают власти?

Недавно стартовавшая программа администрации краевой столицы "Город для людей" вызывает неоднозначную реакцию, как у бизнесменов, так и у потребителей

Лариса Гелина


Бытует мнение, что администрация Владивостока упорно борется со стихийной торговлей. Правда, тогда не сосем понятно, почему этот вид предпринимательства по-прежнему процветает. Более того, складывается впечатление, что процветает он как раз не без помощи властей. Не превратилась ли социальная программа "Город для людей" в "Город для торгашей"?

Экономический кризис и вовсе привел к тому, что улицы Владивостока вновь заполонили сомнительные торговцы. Сегодня торгуют везде: на площадях, в скверах, на тротуарах, проезжей части. Не говоря уже о набивших оскомину ярмарках, разворачивающихся на каждом ровном куске земли. Ярмарка на главной площади Владивостока, конечно, пользуется популярностью у населения. Но вряд ли существует еще один город России, где базар расположился по соседству с администрацией субъекта федерации.

Стартовавшей программе "Город для людей", как выяснилось, тоже рады не все. С середины марта в краевом центре под эмблемой "Город для людей" работает сеть магазинов с товарами по социальным ценам, где на 16 основных наименований продуктов из потребительской корзины действует минимальная торговая наценка 10-12%. Снизить цены удалось, прежде всего, за счет договоренности главы города Игоря Пушкарёва с местными производителями, которые установили отпускную цену несколько ниже общегородской, а также за счет уменьшения торговых наценок оптовыми поставщиками и торговыми сетями. Некоторые предприниматели расширяют список "социальных" продуктов по собственной инициативе. Такие товары на прилавках обозначены специальными ценниками.

Самая распространенная форма социальной торговли - это автолавки. Под автофургоны уже выделили в разных районах города 27 мест, где разместят от двух до восьми автомашин. В торговле с автолавок участвуют малые пекарни Владивостока, ПКФ "Нива" (Уссурийск) и Уссурийский хлебозавод, дилеры ОАО "Владхлеб", хлебозавод "Смоляниновский", КГУП "Госпродагентство", совхоз "Приморье", Уссурийская птицефабрика, "Михайловский бройлер", ООО "Савос", ООО "Кэт" (дилер "Надежда-95"). Но, как сообщает "Золотой рог",эта официальная информация далека от практики. А на деле ранним утром машины с логотипом программы загружаются продукцией на оптовой базе на Выселковой. Вместо рекомендуемых 16 наименований торговцы приобретают все 40 - 60 позиций. Среди них - рыбные салаты, креветки, мороженая рыба, в том числе и дорогие сорта, крупы, растительное масло и т.д.

Дальше как по маслу: машина становится в определенном месте, и начинается бойкая торговля. К продукции по сниженным ценам сразу выстраивается очередь. Директора магазинов, возле которых ведется торговля с машин, от подобного соседства не в восторге. По их мнению, социальные автолавки не являются конкурентами супермаркетам, так как у них разный покупатель. Но в то же время эти представители торгового бизнеса отмечают, что правила торговли одинаковы для всех.

- Мы не против "здоровой" конкуренции, однако нужно понимать, что издержки любого магазина и издержки торговли с машины нельзя сравнивать, - рассказывает коммерческий директор супермаркета "Сотка" Елена Колпакова. - Также мы отмечаем, что нарушаются правила торговли. Например, торговля с лотка замороженной рыбой при температуре в 15 градусов тепла запрещена. Ведь не реализованная продукция уже дифрастирована, а ее повторная заморозка и продажа запрещена.

Александр Гурко, директор ООО "САВОС"

- Мы попробовали участвовать в этой программе, но сложностей оказалось больше, чем возможной прибыли. Дело в том, что наша продукция требует холодильного оборудования на месте торговли, а организовать это сложно. Обратите внимание, что даже на ярмарках мало производителей распространяющих полуфабрикаты. Все же я думаю, что задумана программа была правильно, и другого способа поддержать покупателей, нет. А вот исполнение задуманного это уже другой вопрос, и вышеописанные махинации вполне имеют место быть.

Что касается сетей супермаркетов, то сейчас с ними всем тяжело иметь дело - они раскручивают свои сетевые бренды, следовательно, ставят бешеные накрутки на товары (сейчас это 40-50%, а скоро дойдет и до 60%), при этом требуют от поставщиков длительных отсрочек платежей. А с машин производители продают товар по той же цене, по которой они поставляют его оптом магазинам (если работать честно). Даже если накручивают, то уж не 50% процентов точно. Это выгодно и покупателям и торговцам. Кроме того, в народе сложилось мнение, что если продают с машины или лотка, значит там дешево. Заметьте - возле автолавок всегда очереди.

Этот феномен интернет-газета "Ежедневные Новости Владивостока" уже рассматривала. В результате обхода нескольких торговых точек, выяснилось, что социальные цены, например на колбасу и макаронные изделия, не слишком отличаются от обычных базарных - разница может быть в 1-2 рубля. Растительное масло, которое продавали с машин по 275 рублей за пять литров, на рынке на Спортивной стоило 255 рублей. Сливочное масло на рынке тоже оказалось дешевле - на 6 рублей.

Тем не менее, желающих сэкономить в автолавках не уменьшается. Многие покупатели сами не могут толком объяснить, почему пристраиваются к очередям. Некоторые уверены, что здесь действительно свежее и дешевле, кто-то подходит случайно.

Однако чиновники считают, что внушительные очереди из числа пенсионеров доказывают актуальность и значимость данного проекта. "У нас сотни обращений от граждан, которые высказывают пожелания, чтобы подобные автолавки заработали в их районах проживания. Для них это единственная возможность хоть как-то выжить. Кроме того, подобные проекты будут способствовать тому, что и розничные магазины пойдут на снижение цены, - считает начальник управления торговли и бытового обслуживания Зинаида КИМ. - Что касается правил торговли, то мы внимательно следим за их соблюдением, и критерии отбора в программу очень жесткие. Предприниматели, не соблюдающие санитарные нормы и правила торговли, будут исключены из программы".


Наверх