Ежедневные Новости
Владивостока
26 сентября
Среда

Экономика

РОМИР проверил "Евросеть"

В I квартале 2009 г. россияне приобрели на 29% меньше сотовых телефонов, чем годом ранее, подсчитали аналитики и ритейлеры. Падение объема рынка в деньгах еще более впечатляющее — 30-54%

Более чем в 70% случаях сотрудники "Евросети" рекомендуют покупателям тарифные планы "ВымпелКома", выяснили сотрудники РОМИР в ходе исследования, проведенного при помощи "таинственных покупателей". По мнению участников рынка, сделанные РОМИР выводы на руку МТС: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала "Евросети" не создавать преференций для кого-либо из операторов. МТС невыгодно, что "ВымпелКом" фактически контролирует "Евросеть", — это дает акционеру ритейлера определенные преимущества при привлечении новых абонентов.

Исследовательская компания РОМИР провела исследование качества работы салонов "Евросети". В ходе исследования, проводившегося при участии "таинственных покупателей", было совершено около 500 визитов в салоны "Евросети", расположенные в 36 городах России. В ходе проверок "таинственный покупатель" просил продавца-консультанта салона "Евросети" оказать ему помощь в выборе тарифа сотовой связи без указания начальных приоритетов по параметрам тарифа или оператору сотовой связи. "В 75% случаев продавцами-консультантами было рекомендовано приобрести тарифный план мобильного оператора "ВымпелКом". При этом в 56% случаев рекомендации носили безальтернативный характер. В 16% случаев был рекомендован тарифный план МТС, в 7% — "МегаФон" и в 2% случаев — тарифный план других операторов", — говорится в отчете РОМИР.

Сделка по продаже 49,9% акций "Евросети" "ВымпелКому" была одобрена ФАС осенью этого года на условиях, что "Евросеть" должна оставаться мультибрендовой сетью в течение следующих трех лет после сделки. Кроме того, ритейлеру запрещено предоставлять преференции какому-либо оператору связи и производителю телефонов. "Мы соблюдаем все предписания ФАС и осуществляем все правила оказания услуг операторам и продажи контрактов всех операторов в рамках стандартных договоров", — говорит пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова. "МТС пытается бороться с "Евросетью", чтобы сделка "Вым­пелКома" по покупке ритейлера стала невыгодной", — говорит аналитик Mobile Researcg Group Эльдар Муртазин.

"МТС внимательно следит за ситуацией в "Евросети", и мы, конечно, заметили снижение продаж МТС в "Евросети". Но результаты исследования РОМИР превзошли наши опасения", — говорит PR-директор МТС Елена Кохановская. По ее словам, МТС пока не приняла решения относительно необходимости подачи заявки с жалобой на ритейлера в ФАС. "Будет ли МТС подавать такую жалобу в антимонопольную службу, мы решим в ближайшее время", — добавила г-жа Кохановская. По ее словам, доля "Евросети" в общем объеме продаж контрактов МТС в марте составила около 11—13%, в то же время еще в декабре этот показатель был выше — около 20—25%. В "ВымпелКоме" и "МегаФоне" отказались от комментариев. Источник, близкий к акционерам "Евросети", говорит, что у ФАС нет достаточно оснований для обвинения "Евросети" в несоблюдении предписаний ведомства. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев вчера был недоступен для комментариев. В понедельник он заявлял, что ведомство следит за деятельностью "Евросети" и не имеет претензий к ритейлеру.

Объем розничных продаж сотовых телефонов в штуках по итогам I квартала 2009 г. снизился на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., подсчитал преподаватель программы "МВА-маркетинг" Академии народного хозяйства Владимир Богданов (в 2002-2007 гг. — вице-президент "Евросет" по маркетингу). По его оценкам, за первые три месяца 2009 г. в России было продано 5,48 млн сотовых телефонов против 7,7 млн годом ранее. Средняя цена трубки упала на 10% с 5564 руб. до 5065 руб., считает Богданов. В результате расходы на телефоны сократились на 35% до 27,8 млрд руб., в долларах из-за девальвации рубля падение еще больше — до $0,82 млрд (-54%).
Объем рынка в штуках, по оценкам "Евросети", действительно снизился примерно на 30%, а снижение продаж в "Евросети" составило 17-18%, говорит ее представитель Наталья Аристова. Сейчас рынок логичнее измерять в штуках, а не деньгах, так как в начале года телефоны продавались по старым ценам, добавляет она. По оценкам "Связного", в I квартале 2009 г. сеть продала на 2,4% больше трубок, чем годом ранее, — 1,23 млн шт. Но в целом по рынку падение действительно составило 29%, соглашается пресс-секретарь компании Елена Ноготкова. Общее количество проданных телефонов "Связной" оценивает на том же уровне, что и Богданов, — 5,5 млн шт. Cредняя цена проданного телефона снизилась на 6,4% до 5310 руб., добавляет Ноготкова. А по оценкам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, падение рынка в I квартале было не столь значительным. Число проданных трубок сократилось на 11% до 6,6 млн, а объем рынка в долларах упал на 30% до $0,84 млрд, добавляет Муртазин.
За I квартал 2009 г. по сравнению с 2008 г. доля двух крупнейших продавцов телефонов перевалила за 50%, утверждает Богданов. Доля "Евросет" выросла с 32% до 33%, а "Связного" — с 17% до 22%. Данные Муртазина скромнее: доля "Евросети" сократилась с 31,5% до 30%, а "Связного" — выросла с 18% до 19%. Значительное увеличение присутствия "Связного" Богданов объясняет тем, что в отличие от "Евросети" компания продолжает открывать салоны в новых городах. Ранее представитель "Евросети" рассказывал, что за последнее время число салонов сократилось на 10%. А число салонов "Связного", наоборот, выросло на 9,3%, утверждает Ноготкова. Аристова оценивает долю "Евросети" по итогам I квартала 2009 г. в 34-35%. На "Связно" приходилось 22,4%, добавляет Ноготкова.

Справка "ЕН":

РОМИР – крупнейший российский холдинг, специализирующийся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Маркетинговые исследования составляют 95% от общего объёма реализуемых проектов.

Источник: РБК daily, Ведомости


Наверх