58,86 ↓ 100 JPY
91,11 ↓ 10 CNY
63,89 ↓ USD
54,76 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 0 м/c
EN
17 ноября
Воскресенье

Фоторепортажи

Владивостокские дороги - то яма, то канава

Дорожный ремонт, о котором столь много и бравурно во всех средствах массовой информации скандировали муниципальные чиновники, провалился под землю. Причем в прямом смысле

Татьяна Глаголева
В минувшее воскресенье мы с друзьями съездили на "Хонде CR-V" на Шамору. Возвращаться решили через Горностаевскую трассу, владелец машины, пока доехал до дома, вспомнил весь словарь нецензурных выражений, покрывая на каждой ямке лиц, ответственных за ремонт дорог. Пассажиры в конце пути были зеленее весенней травки, так укачало.
После того как с автотрасс сошел лед, выявились все огрехи дорожного ремонта - ямы, канавы, трещины и провалы - вот он результат погони за дешевизной подрядчиков и материалов, а также срочности выполнения работ.
По роду деятельности кор. "ЕН" часто выезжает не только за пределы своего любимого всеми фибрами Владивостока, но не менее дорогой России. И на собственном опыте может утверждать, что уютнее всего пятая точка чувствует на загрантрассах. Однако самым некомфортным в плане дорожного покрытия оказался именно Владивосток. В чем же дело?
Как миллион превратить в лимон
По информации отдела технадзора от 17 апреля 2008 года, в городе продолжались работы по реконструкции асфальтобетонных покрытий, начатые подрядными организациями в 2007 году. Случилось такое из-за элементарных бюрократических проволочек и не вовремя прибывших на счета подрядчиков деньги из федерального бюджета. Как известно, в последних числах августа 2007 года на счет муниципалитета были перечислены средства, выделенные федеральным бюджетом на восстановление магистральных и внутриквартальных проездов Владивостока.
Сумма составила 461 млн рублей, однако для реализации проекта необходимо было соблюсти установленную законом процедуру: провести конкурсы на выполнение муниципального заказа и заключить договоры с компаниями-победителями по результатам тендеров. Данный процесс занял несколько месяцев, и к ремонту объектов подрядчики смогли приступить лишь в конце осени, а там вскоре "белые мухи" налетели. Таким образом, были восстановлены лишь некоторые из запланированных в позапрошлом году участки - на сумму 139 млн рублей. Оставшиеся средства и предусмотренные за их счет работы были перенесены на 2008 год - по дополнительному соглашению между администрацией города и подрядными организациями. Кстати, хочется заметить, что отремонтированные в этот период дороги стоят до сих пор. Гораздо меньше повезло тем улицам, чей календарный план ремонта пришелся на вторую половину прошлого года.

Копейка подрядчика бережет

Экономить подрядчиков на материалах и персонале заставляет сами правила конкурсов на заключение подрядного контракта с госорганами. Де-юре таковые конкурсы призывают чиновников выбрать наилучшего подрядчика, который предлагает наилучшее сочетание цены и качества. Но де-факто выбор выпадает на тех, кто предложит наименьшую цену. Так, в 2008 году в открытом конкурсе на право заключить муниципальный контракт по выполнению аварийно-восстановительных работ по ремонту дорожной инфраструктуры в Первомайском и Советском районах города победили две подрядные организации. В Первомайке укатывали асфальт ООО "Фаворит", которым выделили из бюджета города 7 млн 933 тыс. 731 руб. В Советском районе хозяйничали ООО "Совдэп 1", что обошлось горожанам в 5 млн 880 тыс. 970 руб. Подрядчики, подписав контракты с муниципалитетом, дали двухгодичную гарантию. Деньги на дороги Владивостока в 2008 году выделялись из трех источников: бюджет города, бюджет края и федеральные деньги. Наибольшая сумма - федеральные.
 
Фактически все дороги у нас не видели настоящего ремонта уже несколько лет. Сначала его не требовалось, и производили ямочный ремонт, а затем поняли, что под "ямочный" шумок можно и деньжат поднять, вернее, зарыть, ведь не будут же прокуроры поднимать асфальт и проверять, сколько же щебня под полотно засыпали. А потом и вовсе придумали модный способ, от которого половина городских автомобилистов потеряли стекла и оптику - щебень вперемешку с битумом поверх старого асфальта. Действительно, новая технология, никто в мире еще не додумался до такого. Кроме того, термин "дорожная инфраструктура" предусматривает целый комплекс работ, в который вкладываются такие объекты, как бордюры, обочины, ливневки. Но каждый горожанин свидетель, как все эти работы проводятся... В определенный момент, лучше после дождичка, пока лужица не просохла, на определенном участке дороги возникает галдящая толпа черных как смоль гастарбайтеров, которые в считаные минуты закидывают еще горячий асфальт в мокрую лужу, кое-как утрамбовывают дырку, устремляются к следующей. Аналогично поступают с трещинами в дорожном полотне: залили смолой, и как бы все в порядке, а то, что трещину эту заливает водой, которая размывает "подушку", от этого верхний слой асфальта начинает "вести" под воздействием силы земного притяжения и проходящего по нему автотранспорта – не важно. Объяснить гражданам СНГ, что такое технология и почему они делают неправильно, невозможно, ибо русский они понимают как знаменитые Равшан и Джамшут из "Наша Раша". Хотя подрядные организации обязаны принимать на работу коль уж не профессиональных работников, так уж хоть приставить опытного прораба. Но дешевая рабсила как была "непросвещенной", так ею и остается.
Простая истина, что капля камень точит, подтверждается простыми законами физики. Отсюда и объясняется, куда делся весь тот асфальт, в который так старательно закатывали город гастарбайтеры. Вода затекает в трещину или пору асфальта, затем замерзает и рвет полотно, чем больше воды, тем сильнее повреждение. Аналогичные действия происходят с "подушкой" - почва, замерзая и оттаивая, движется и ведет за собой дорогу. Теперь достаточно применить эти свойства воды на наш климат.
Великое забугорье

Коль так любят наши начальники перенимать опыт зарубежья, давайте и мы обратимся к нему. Имела я возможность понаблюдать этот самый опыт в Скандинавских странах и КНР. Так, в Финляндии существует отдельное государственное предприятие, которое головой и прочими чреслами отвечает за состояние всех автотрасс в стране.
По дорогам Финляндии, как, впрочем, и по остальным дорогам стран Старого света, периодически проезжает спецмашина, которая делает массу замеров, проверяет асфальт на наличие трещин, измеряет радиусы поворотов и подъемов. Даже состояние подушки и водоотводов. В тех участках, где были обнаружены большие отклонения от нормы, сразу же производят ремонт. Причем ямочный ремонт выглядит так: где обнаружили ямку, пусть даже радиусом 10 см, вырубается квадрат, минимум 1 метр на метр, полностью пересыпается подушка, а затем уже укладывается асфальт. Дорожное полотно в разрезе выглядит как 12-слойный пирог из различных материалов. В нижнем слое крупные валуны, которые слой за слоем пересыпаются щебнем, разного калибра, от самого крупного до самого мелкого. В завершение идет щебень вперемешку с асфальтом, нередко вместо него заливают бетон, а уж потом сверху кладут асфальт. По обочинам обязательно ливневки. Оттого дороги в Европе гладкие и практически неуязвимые. Но некоторые сошлются на такие факты, что Европа все ж таки страна богатая и может позволить себе применять дорогие технологии и климат там помягче нашего будет, да и специалисты у них другие. Но, когда познакомились с дорожными рабочими в Финляндии - все они оказались русскими.
Обратимся к опыту нашего близкого соседа - КНР
В Китае частенько используют более дешевый, чем в Старом свете, вариант: грейдером разравнивают землю, отсыпают минимальную подушку, сантиметров 10, почти как у нас, на это кладут железный каркас из прутьев, заливают бетоном. Дешевый вариант. Есть подороже - положить на бетон асфальт. Кстати, подобная технология уже применялась во Владивостоке. Спуск с проспекта Красоты на Авангард укатали именно таким способом.
Китайские дорожники уже давно предлагают помочь большому брату решить одну из его вечных бед - дороги. Но, видать, вторая беда России решить этот вопрос не даст. Кто ж из чиновников позволит присоединиться иностранцам к большому и очень питательному пирогу?
При том, что любому здравомыслящему человеку как божий день ясно и понятно, что давно уже пора ввести в категорию ГОСТа определенную минимальную цену на стоимость тех или иных работ, которая корректировалась бы с учетом инфляции, но не как зарплаты учительницам, а как депутатам и чиновникам. Наконец, ввести практику оценивать подрядчика не по низкой цене, а по соотношению цена/качество. Ведь "дешевые" из них уже давно показали, как "замечательно" они укатывают трассы.

Комментарии

Николай Марковцев, депутат городской Думы:

- Во Владивостоке действительно не соблюдаются технологии ремонта дорог. Ни подсыпки, ни дренаж - не проводится. И не в климате у нас проблема. Причина банальна - это выгодно. Закатали подешевле, списали больше. А через полгода требуется переделывать? Так это ж хорошо! На ремонт дорог уходит 40 процентов бюджета города. К тому же известен факт, что подрядчики (те, кто ремонтирует дороги) - это приближенные к власти люди, получающие "откаты".

Роман Иванищев, Президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров:

- Не могу найти логическое объяснение состоянию наших дорог. Может это, какие то фантастические особенности Владивостока? Но с уверенностью могу сказать, что таких отвратительных нигде больше не видел. Недавно мы встречали шеф-повара из Вены Эрвина Петерса, так он задал очень красноречивый вопрос "Где дорога?". Я ответил, что дорога - это то место, где мы сейчас едем. Эрвин долго смеялся. Вообще наших гостей часто поражает невероятное количество дорогих и красивых машин на полном отсутствии дорог. Думаю это связано с тем, что передвигаться по Владивостоку удобнее всего на джипах.

Александр Гурко, бизнесмен

- Особенности рельефа нашего города таковы, что грязь и снег могли бы утекать без посторонней помощи. Но этого не происходит из-за неправильной геометрии дорог. Дорога должна быть немного выпуклой, тогда вся жидкость будет стекать. А у нас жидкость попадает в небольшие трещины и в считанные недели разрушает покрытие. Взять хотя бы поворот на Молодежной в районе колледжа - там тоже были геометрические ошибки, дорога шла под наклоном в противоположную сторону, что служило причиной множества аварий. При желании город может быть легко разгружен. Грамотно подошел к этой проблеме Черепков, когда забетонировал Проспект Красоты - количество пробок тогда ощутимо сократилось. У нас вообще много проложенных, но не асфальтированных дорог. Есть, например, очень плохая грунтовая дорога от ст. Чайка до Зари. Недавно, наконец, сделали дорогу от Мусоросжигательный завода, вдоль реки, которая выходит к магазину "Парус", что сразу разгрузило кольцо Багратиона. Соответственно меньше машин на дороге, меньше её износ.

Татьяна Зенченко, заслуженный мастер спорта по борьбе самбо:

- Дороги у нас такие отчасти из-за климата. Резкие перепады температуры, постоянные ливни, а зимой снега, которые тают прямо на дорогах и разрушают асфальт. Причиной может быть и большое количество транспорта, особенно фур и грузовиков, которые ездят из порта и обратно. Кроме того, ремонтные бригады порой явно нарушают технологию - кладут новый асфальт практически в лужи. Долго ли он потом протянет? Решением проблемы могут служить дороги с бетонным основанием. Конечно, если его ровно и правильно положить. Во Владивостоке есть отдельные бетонированные дороги и проблем с ними не возникает.

Карта ям на дорогах Владивостока


Наверх